Управление Ростехнадзора по Калужской области

Законодательная база экомониторинга


Все промышленные предприятия, согласно Федеральному закону № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» (в редакции от 27 декабря 2009 года), обязаны проводить производственный экологический контроль, который является подсистемой экологического мониторинга (ЭМ). Однако существующая нормативная база экомониторинга содержит ряд устаревших и неактуализированных стандартов.

Экологический мониторинг осуществляется через систему наблюдений за процессами, происходящими в зонах:

•  непосредственного влияния объектов мониторинга,

•  опосредованного воздействия,

•  вне воздействия этих объектов (фон).

Проводится экомониторинг в соответствии с ГОСТ Р 8.589-2001 «Контроль загрязнения окружающей природной среды». Необходимо отметить, что данный стандарт не может быть использован в полном объеме, так как частично устарел. Так, одна из нормативных ссылок документа обращается к ГОСТ Р 8.563-96

«Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений», утратившему силу 15 апреля 2010 года в связи с постановлением правительства, заменившим его на ГОСТ Р 8.563-2009 «Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений». Очевидно, что ГОСТ Р 8.589-2001 нуждается в актуализации.

Основной целью метрологического обеспечения измерений при мониторинге и контроле загрязнения окружающей среды является обеспечение единства и требуемой точности результатов измерений всех показателей и достоверности измерительной информации. Осуществляется на основе обеспечения соответствия средств измерения и методик, применяемых при контроле загрязнения окружающей среды, требованиям нормативных документов (НД) Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ).

Рассмотрим нормативную базу проведения ЭМ на примере предприятия ОАО «Оренбургнефть». Речь идет о локальном мониторинге, который включает в себя как контроль выбросов от стационарных источников, так и общий контроль загрязнения окружающей природной среды в зоне непосредственного влияния предприятия. ЭМ проводился в соответствии с ГОСТ Р 8.589-2001 «Контроль загрязнения окружающей природной среды».

 

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха осуществлялись в соответствии с требованиями Федерального закона № 113-ФЗ от 19 июля 1998 года «О гидрометеорологической службе» (с изменениями от 2 февраля 2006 года № 21-ФЗ) и РД 52.04.186-89. В настоящее время несколько положений этого РД (9.2-9.5, 9.7) недействительны:

9.2 - требование к форме представления информации;

9.3 - характеристики состояния загрязнения атмосферы населенных мест;

9.4 - контроль и статистический анализ временных рядов для оценки достоверности данных наблюдений;

9.5 - обобщение данных о загрязнении атмосферы за год;

9.7 - обобщение данных о загрязнении атмосферы за период менее года.

Взамен введен РД 52.04.667-2005, содержащий новые, более удобные компактные формы обобщающих таблиц, включаемых в территориальные Ежегодники. Обобщенные таблицы теперь наглядно свидетельствуют об уровне загрязнения атмосферы и позволяют осуществлять контроль всех данных, приведенных в разных таблицах.

Исследования поверхностных вод проводились в соответствии с требованиями Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Закона № 74-ФЗ от 3 июня 2006 года «Водный кодекс РФ».

Основными критериями для выводов и оценок, вытекающих из результатов мониторинга почвенного покрова, являются санитарно-гигиенические нормативы соответствующих лимитирующих показателей состояния почв (ГН 2.1.7.2041 - 06. «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. ПДК химических веществ в почве»; ГН 2.1.7.2511-09. «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. ОДК химических веществ в почве»).

Работы в системе мониторинга подземных вод на участках их возможного загрязнения проводились в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации и ведению мониторинга подземных вод» (Москва, ВСЕГИН-ГЕО, 1985 год) и «Методическими рекомендациями по выявлению и оценке загрязнения подземных вод».

Оценка радиационного состояния выполнялась в соответствии с СанПиН 2.6.1.2523-09.

Итак, как уже отмечалось выше, за неимением других стандартов, регламентирующих проведение ЭМ, приходится использовать неактуализированные и устаревшие стандарты. Результаты проведения наблюдений на их основе не могут считаться правильными. Необходима своевременная актуализация ГОСТов, НД и РД, что сэкономит ресурсы, время при сборе, обработке, анализе информации и приведет к более эффективной работе предприятий.

Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надежные данные о современном состоянии среды, если будут разработаны новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком.

Коммерческий линолеум Primo Plus имеет все необходимые документы, которые требуются перед началом укладки напольных покрытий. Рекомендуется для помещений с высокой проходимостью.