Управление Ростехнадзора по Калужской области

Аудит пожарной безопасности: первые итоги


Система независимой оценки пожарного риска внедряется в России на протяжении последних нескольких лет. Но начать работать в полную силу она не может. Этому препятствует неустойчивая нормативно-правовая база, неопределенность перспектив аудиторских организаций, подвешенный вопрос создания СРО в области экспертизы и оценки пожарного риска.

В соответствии с Концепцией административной реформы, проводимой в России с 2006 года, на территории России проводится поэтапное внедрение системы независимой оценки рисков в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности (другими словами - аудита пожарной безопасности).

Цель создания системы независимой оценки пожарного риска - сокращение административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства и повышение уровня защищенности населения, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за счет повышения ответственности руководителей за безопасность объекта, в первую очередь для окружающего населения и территорий.

20 ноября 2007 года вышел приказ МЧС № 607 «Об утверждении Порядка добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности».

С введением аудита пожарной безопасности оценкой рисков стали заниматься независимые аудиторские организации, которые должны были для этого получить аккредитацию (первоначально - сроком на один год, затем срок увеличился до пяти лет) и иметь не менее трех аттестованных аудиторов. У предприятия появилась возможность выбирать вид надзора: инспекционный, который проводит инспектор Госпожнадзора, или аудиторский, когда проверку проводит экспертная организация.

Далее последовало Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2009 года № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска». Согласно постановлению, эксперт не выписывает штраф, а дает рекомендации, как улучшить ситуацию по безопасности объекта. На основании действующих нормативных документов эксперт определяет перечень всех требований для конкретного объекта и проверяет их фактическое выполнение. По результатам аудита оформляется заключение независимой оценки рисков о соответствии (о несоответствии) объекта защиты требованиям действующих нормативных документов. Заключение оформляется в двух экземплярах. Один из них находится на предприятии, второй сдается в МЧС для регистрации. Сведения о проведении независимой оценки рисков в области пожарной безопасности поступают в МЧС России.

«Замечания, выявленные по результатам проверки объекта, оформляются в виде плана по устранению выявленных нарушений, в котором указываются предложения (рекомендации) по их устранению и сроки устранения. Экспертная организация контролирует выполнение плана по устранению выявленных нарушений. При этом эксперт-аудитор предлагает технические решения, позволяющие оптимально для предприятия решить вопросы отступления от требований пожарной безопасности, оставаясь в рамках действующих нормативных документов, - отметила региональный представитель Экспертного союза «Комплексная безопасность» -руководитель аудиторской организации (Екатеринбург) Светлана Мельникова. -Предусматривалось, что предприятие, на котором проведена независимая оценка рисков, будет освобождено от проверок со стороны надзорных органов МЧС на весь период действия заключения независимой оценки рисков (до двух лет). Органами Госпожнадзора мероприятия по надзору в отношении этих объектов надзора не планируются. Но на практике проверки продолжились. Поэтому предприятия сегодня не видят смысла в проведении независимой оценки риска, а перспективы деятельности аудиторских организаций оказались туманны».

Постановление № 304 изменило условия аккредитации аудиторских организаций, которые теперь должны иметь не менее пяти аттестованных аудиторов. Аудиторские организации были вынуждены пройти переаккредитацию, в результате чего их число по всей стране существенно сократилось. По состоянию на 24 декабря 2010 года в Реестре ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности» МЧС России числятся 732 аккредитованные организации, из них только 109 получили аккредитацию по новой форме на пятилетний срок.

С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в котором регламентирована процедура независимой оценки рисков и установлены критерии приемлемого риска. В Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности указано, что все предприятия должны разрабатывать декларацию пожарной безопасности. Она содержит перечень нормативных требований, которые должны соблюдаться на предприятии. Подтвердить, что эти требования выполняются, должен своей подписью руководитель предприятия. Проверить их выполнение может или инспектор, или эксперт-аудитор. По данным МЧС, по состоянию на 1 октября 2010 года декларации разработали все предприятия.

По словам директора Уральского центра пожарной безопасности «Гефест» (Екатеринбург) Виктора Ваценко, отличий в деятельности аудиторов и пожарных инспекторов много и они значительны. Во-первых, пожарный аудитор не ограничен временными рамками, он осуществляет свою деятельность в соответствии с гражданско-правовым договором, срок выполнения работ оговаривается сторонами в зависимости от величины и сложности объекта. Во-вторых, для проведения аудита экспертной организацией необходима аккредитация МЧС России, а значит, аудитор заинтересован в объективности и качестве оказания услуг, иначе экспертная организация может лишиться аккредитации. В-третьих, в отличие от государственного инспектора, деятельность аудитора направлена не только на выявление нарушений, но и на создание экономически обоснованной и эффективной системы обеспечения пожарной безопасности. То есть при осуществлении независимой оценки пожарного риска аудитор, прежде всего, является помощником собственника объекта, а не государственным контролером, к которому в народе сложилось не совсем благоприятное отношение. Иногда - и своего рода адвокатом. В-четвертых, аудитор при проведении работ на объекте выступает стороной гражданско-правового договора, то есть осуществляет свою деятельность на возмездной основе. Таким образом, исключается возможная коррупционная составляющая данной деятельности, о чем так много в настоящее время говорится президентом страны. Ну и, конечно, заказчик не может быть привлечен аудитором к административной ответственности (предупреждение, штраф), а его объекты не могут быть подвергнуты приостановлению деятельности.

Однако в настоящее время аккредитованным аудиторским организациям крайне затруднительно заключать долгосрочные партнерские соглашения с предприятиями. Причина - продолжение процесса изменений законодательной базы, регулирующей вопросы пожарной безопасности. Так, в 2009 году на рассмотрение в Государственную Думу РФ был внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности», который предусматривает введение системы саморегулирования в области пожарной безопасности. Законопроект предполагает создание трех видов саморегулируемых организаций: в области обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, в области экспертизы и оценки пожарного риска и в области производства пожарно-технической продукции.

Согласно этому документу, СРО в области экспертизы и оценки пожарного риска будут объединять не юридических, а исключительно физических лиц, осуществляющих проведение научно-технического консультирования и экспертизы специальных технических условий на проектирование и строительство, проектной документации и объектов защиты в целях определения соответствия их требованиям пожарной безопасности, проектных работ, независимой оценки пожарного риска, расчетов по оценке пожарного риска. Таким образом, законопроектов случае его принятия отменил бы систему обязательной аккредитации аудиторских компаний и открыл простор для деятельности аудиторам-индивидуалам, по образцу нотариусов и адвокатов. Но судьба данного законопроекта, как и всей системы независимой оценки пожарного риска, пока не определена: 28 января 2011 года в Госдуме РФ документ был снят с рассмотрения во втором чтении. Журнал «ТехНАДЗОР» продолжит следить за внедрением в нашей стране системы независимой оценки пожарного риска.