Управление Ростехнадзора по Калужской области

Аттестация по-новому


Современные подходы в системе подготовки работников опасных производств

После анализа изменений нормативной базы по вопросам подготовки и аттестации персонала предприятий с опасными производственными объектами следует рассмотреть возможности совместной работы в этом направлении промышленных предприятий, учебных организаций и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Изменения - порой весьма значительные - в требованиях к аттестации, как это было проиллюстрировано в предыдущей публикации, нередко приводят к непониманию, неразберихе, ошибкам и противоречиям. Промышленные предприятия не до конца понимают все тонкости нововведений, а государственные надзорные органы вынуждены четко (иногда жестко) придерживаться указанной линии.

Союзниками и проводниками новых подходов в такой ситуации могут и должны выступать учебные организ ции. С одной стороны, они отслеживают все изменения в законодательстве, поскольку для многих учебных центров это вопрос их «жизни и смерти». С другой им постоянно приходится разъяснять заказчикам образовательных услуг суть таких изменений, вникать во все тонкости процедур подготовки и аттестации персонала, быть связующим звеном между надзорными и поднадзорными организациями.

При этом было бы несправедливо говорить о том, что подобная разъяснительная работа не ведется со стороны Ростехнадзора. Как раз наоборот: сотрудники ФСЭТАН отвечают на письменные и устные вопросы работников промпредприятий, публикуют консультативные материалы в центральных и региональных изданиях; официальный сайт Ростехнадзора (http://www.gosnadzor.ru) содержит раздел «Вопрос-ответ».

Однако еще раз подчеркну - учебные центры могут и должны участвовать в этом процессе. Находясь между двух субъектов процесса аттестации, как между молотом и наковальней, они вынуждены находить оптимальные решения при неизбежно возникающих противоречиях, идти навстречу предприятиям, не нарушая при этом буквы закона.

Весь круг вопросов, связанных с аттестацией специалистов, условно можно разделить на три раздела:

•  подготовка в учебной организации;

•  собственно аттестация;

•  работа аттестационных комиссий.

По поводу подготовки, пожалуй, самые распространенные вопросы касаются областей аттестации, а точнее - определения перечня нормативных документов, по которым необходимо провести процедуру аттестации. Иногда приходится даже сталкиваться с претензиями такого рода: «Мы указали вам область аттестации (например, Б2), и вы сами должны знать, какие нам нужны нормативные акты». Перечень нормативной документации по области Б2 нам, конечно же, известен, однако мы не всегда знаем все виды деятельности и опасные производственные объекты заказчика.

Кроме того, в некоторых случаях предприятия запрашивают у учебных организаций документы, подтверждающие право на их деятельность: лицензии и свидетельства об аккредитации. На мой взгляд, это правильно, но необходимо обращать внимание не только на сам бланк лицензии на образовательную деятельность, но и на приложения к нему, где указываются конкретные учебные программы. К сожалению, заказчики далеко не всегда учитывают наличие или отсутствие у учебного центра документов об аккредитации в Единой системе оценки соответствия, подтверждающих, что компания является независимым аттестационно-методическим центром (НАМЦ). Хотя организация, не имеющая такого свидетельства, все же имеет право на предаттестационную подготовку специалистов по вопросам промышленной безопасности в рамках действующей лицензии.

Еще совсем недавно в аттестационную комиссию необходимо было представлять результаты тестирования, проведенного аккредитованным учебным центром. Последние нововведения это требование отменили, установив, что тестирование в рамках аттестации должно осуществляться «в помещениях, занимаемых Службой» (п.9 Приказа Ростехнадзора № 591 от 12 июля 2010 года). Однако «в помещениях, занимаемых Службой», нет достаточного количества классов, оснащенных компьютерной техникой и тестирующими программами, поэтому тестирование в учебных центрах по-прежнему в большинстве случаев играет роль как итогового контроля знаний (условие оказания образовательной услуги), так и процедуры аттестации. По факту, несмотря на юридическую «необязательность», результаты этого тестирования представляются в аттестационную комиссию и по сей день.

Следует понимать, что формально итоговая проверка знаний по результатам обучения и аттестация - разные процедуры, осуществляемые разными организациями. Проверка знаний осуществляется в учебных организациях в рамках оказания образовательных услуг и допускается в любой приемлемой для этого форме. Аттестация является делом аттестационных комиссий - либо Ростехнадзора, либо предприятия, где работает аттестуемый.

Согласно последней редакции приказа Ростехнадзора № 37 от 27 августа 2010 года, в настоящий момент существует следующая иерархия аттестационных комиссий:

центральная комиссия - ЦАК;

территориальные комиссии (по субъектам Федерации) - ТАК;

комиссии предприятий и организаций.

В соответствии с приказом Ростехнадзора № 37 аттестация специалистов может осуществляться в комиссиях поднадзорных организаций. При этом необходимо выполнять следующие условия:

такая комиссия должна быть создана приказом директора;

в ее состав должны войти специалисты, аттестованные в комиссиях Ростехнадзора;

о месте и времени заседания аттестационной комиссии необходимо официально извещать ответственных представителей Ростехнадзора;

аттестация специалистов по вопросам безопасности в организациях осуществляется по графику, утверждаемому руководителем организации, согласованному с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

лица, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с графиком и местом проведения аттестации.

***

Отслеживая все нововведения и изменения в законодательстве и активно участвуя в их внедрении и адаптации к современным условиям, учебные центры берут на себя роль своеобразного «моста» между предприятиями и надзорными органами в деле аттестации специалистов в области промышленной безопасности.

Смею надеяться, что учебные организации, ведя образовательную, разъяснительную и методическую деятельность, непосредственно принимают участие в формировании и совершенствовании системы промышленной безопасности.