Управление Ростехнадзора по Калужской области

Проблемы развития систем мониторинга потенциально опасных объектов и пути их решения


В XXI веке перед человечеством все более остро встает проблема обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности, защиты от угроз природного, техногенного и антропогенного характера.

Это вызвано как объективными процессами, происходящими в настоящее время, так и субъективными причинами, поскольку в России функционирует свыше 2,5 тысячи химически опасных объектов, более 1,5 тысячи ядерно и радиационно-опасных объектов, около 8 тысяч пожаро-и взрывоопасных объектов, более 30 тысяч гидротехнических сооружений. Многие из этих объектов представляют экономическую, оборонную и социальную значимость для страны, но одновременно несут потенциальную опасность для здоровья и жизни людей при возникновении на них аварий. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживает свыше 90 миллионов жителей страны.

Положение усугубляется значительным износом основных производственных фондов, снижением технологической дисциплины. Развитие атомной энергетики и химической индустрии, транспортирование энергетических и природных ресурсов на огромные расстояния, строительство предприятий и сооружений, оснащенных сложнейшим технологическим оборудованием, являются причиной увеличения радиационной, химической, техногенной, экологической и других опасностей. В результате появляются новые виды угроз жизни, здоровью и деятельности людей.

В первую очередь к таким новым угрозам следует добавить опасность терроризма на потенциально опасных предприятиях, связанную с социальной и политической напряженностью в обществе, которая приводит к увеличению случаев насилия, в том числе к наиболее опасным формам его проявления — актам терроризма.

Глобальная информатизация общества, изменения в политике и экономике приводят к необходимости защиты государства и личности не только от криминальных, техногенных и природно-экологических угроз, но также и от угроз экономического, политического, законодательного и информационного характера.

Вопросы безопасности изучаются на различных уровнях. Например, глобальном, когда речь идет о всемирном потеплении климата, таянии льдов в Антарктиде, озоновых дырах в атмосфере Земли или возможных космических катаклизмах, угрожающих жизни всего человечества.

Одновременно в стране имеется значительное количество объектов государственного управления, транспортной, финансово-кредитной, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, культуры и др., которые являются важными для нормального функционирования страны и обеспечения национальной безопасности на требуемом уровне.

Многие из этих объектов являются критически важными для Российской Федерации и требуют обеспечения высокого уровня защищенности от угроз техногенного, природного, антропогенного характера и террористических проявлений.

На межгосударственном уровне вопросы безопасности могут быть связаны с военными, политическими, экономическими и религиозными конфликтами, претензиями на чужие территории, природные ресурсы, материальную и интеллектуальную собственность.

В России в целом и в ее мегаполисах, таких как г. Москва и г. Санкт-Петербург, в частности, за последние годы происходит большое количество аварий и катастроф, вызванных различными причинами. В стране ежегодно только от различного вида чрезвычайных происшествий получают травмы и увечья свыше 200 тысяч человек, а погибают более 50 тысяч (с учетом дорожно-транспортных происшествий). Экономический ущерб от техногенных и природных бедствий составляет 6—7 % от валового внутреннего продукта страны.

В связи с вышесказанным в МЧС России проводится большая работа, направленная на формирование национального информационного пространства, по вопросам борьбы с бедствиями и катастрофами, прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с этим вопросам развития систем мониторинга опасных природных процессов и явлений и состояния безопасности опасных производственных, технически сложных и уникальных объектов.

Анализ чрезвычайных происшествий показывает, что причиной трагических последствий в большинстве случаев служит слабая организация системы безопасности, которая чаще всего проявляется в непрофессиональных или несвоевременных действиях, отсутствии координации и взаимодействия, плохо подготовленных или отсутствующих планах действий в условиях нештатных и чрезвычайных ситуаций.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 года №1314-р одобрена Концепция федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов (ФСМ КВО и ОГ). Роскосмосу совместно с Минобороны России, МЧС России, МВД России, ФСБ России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено обеспечить реализацию данной Концепции.

Такая система мониторинга создается в интересах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в сфере ведения которых находятся вопросы функционирования критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации, транспортировки опасных грузов (далее — грузы) и (или) вопросы обеспечения защищенности этих объектов и грузов от угроз техногенного и природного характера, а также вызванных проявлениями терроризма. Целями создания этой системы мониторинга являются последовательное снижение до минимального уровня риска воздействия на объекты и грузы факторов террористического, техногенного и природного характера и минимизация ущерба от кризисных ситуаций для населения страны и окружающей среды. Задачей системы мониторинга является информационная поддержка разработки и реализации мер по своевременному прогнозированию, выявлению и предупреждению угроз и кризисных ситуаций в отношении объектов и грузов. Объектом мониторинга является состояние защищенности объектов и грузов.

Задача обеспечения защищенности критически важных объектов и опасных грузов является особо приоритетной задачей как в нашей стране, так и за рубежом. Непосредственными аналогами являются региональные системы мониторинга и прогнозирования состояния КВО, являющихся потенциально опасными как источники аварий и техногенных катастроф в нашей стране и за рубежом, а также отраслевые системы мониторинга КВО и ОГ.

Известны отдельные средства и экспериментальные участки создаваемых систем мониторинга, в том числе:

система безопасности ядерно опасных объектов «Цирконий-М» (ФГУП «СНПО «Элерон»), включающая подсистемы контроля управления доступом, телевизионного наблюдения, обнаружения проноса металлов и радиоактивных материалов, систему безопасности транспортировки ядерных материалов;

автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО) на радиационно опасных объектах, которая является одним из элементов общей системы радиационной безопасности и включает в себя как стационарные датчики, так и мобильные посты радиационного контроля, осуществляющие регулярный мониторинг радиационной обстановки, в том числе и на прилегающей территории;

► система автоматического мониторинга химически опасных объектов (научно-производственная фирма «ИНКРАМ»), включающая подсистемы оперативного обнаружения в автоматическом режиме аварий на химически опасных объектах, оценки, прогнозирования и своевременного оповещения об аварии производственного персонала предприятия и территориальных подразделений МЧС России;

► отраслевая система мониторинга критически важных и (или) потенциально опасных объектов (КВО) инфраструктуры и опасных грузов (ОГ) Роскосмоса (ОАО «Российские космические системы»), включающая автоматизированные системы мониторинга КВО ракетно-космической промышленности и перевозок ОГ Роскосмоса.

В настоящее время достаточно активно создаются структурированные системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС), в том числе на уникальных и высотных объектах города Москвы и олимпийских объектах г. Сочи, информирующие единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципального образования (города, района) о возможности возникновения и фактах чрезвычайных ситуаций (в том числе аварийном состоянии строительных конструкций) на таких объектах.

Однако, как показал опыт проектирования СМИС для особо опасных объектов, в частности для объектов использования атомной энергии, объектов нефтяной и газовой промышленности, гидротехнических сооружений, объектов подземной добычи полезных ископаемых, метрополитенов, существуют ведомственная разобщенность и целый ряд противоречий и «темных пятен» в нормативной правовой базе СМИС, не позволяющих проектировать такие системы на должном правовом и научно-техническом уровне и «накрывать» опасные производственные, технически сложные и уникальные объекты «зонтиком безопасности». Процветают некомпетентность и дилетантизм в нормотворчестве, лоббирование и диктат корпоративных интересов. Все это настоятельно требует консолидации усилий и возможностей научного и бизнес-сообщества в целях содействия органам исполнительной власти и местного самоуправления, заинтересованным организациям по наиболее эффективному решению вопросов обеспечения безопасной эксплуатации зданий и сооружений. Не следует забывать, что такие же проблемы стоят и при проектировании объектов Сочинской олимпиады.

Проведение в течение долгого времени консультаций и переговоров со специалистами различных профильных организаций и ведомств показало, что проблема есть, и необходимо срочно ее решать в кратчайшие сроки.

Было найдено единственное правильное решение данной проблемы — объединение усилий разработчиков систем мониторинга.

В этих целях в Союзе организаций, осуществляющих экспертную деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, промышленной, пожарной и экологической безопасности, создан Комитет по мониторингу инженерно-технического обеспечения, технологических процессов и строительных конструкций зданий и сооружений, задачей которого является координация деятельности некоммерческого партнерства «Ассоциация разработчиков систем мониторинга инженерно-технического обеспечения, технологических процессов и строительных конструкций зданий и сооружений» (НП «Мониторинг»).

Конкретными направлениями деятельности Комитета по мониторингу являются:

содействие органам исполнительной власти и местного самоуправления, саморегулируемым организациям и другим заинтересованным учреждениям в наиболее эффективном решении вопросов обеспечения безопасной эксплуатации объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;

объединение интеллектуальной собственности и технического обеспечения организаций — разработчиков систем мониторинга;

►содействие малому бизнесу.
Первоочередными задачами Комитета по мониторингу являются:

1. Создание открытого (электронного) реестра организаций — разработчиков систем и средств мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, технологических процессов и строительных конструкций зданий и сооружений.

Данная задача заключается в создании интернет-портала, на котором будут размещены информация о вступивших в Кооперацию организациях, о предлагаемых ими услугах и продукции; научные статьи, посвященные технологиям мониторинга. Заказчик, войдя на сайт и выбрав объект, который ему надо оснастить системой мониторинга, сможет получить обширную консультацию о решении поставленной задачи, возможных вариантах ее выполнения, полном перечне организаций, находящихся в непосредственной близости к нему по территориальному признаку, предлагаемых ими услугах и их стоимости. Если объекта автоматизации не будет в списке, то заказчик сможет оставить запрос и получить в кратчайшие сроки ответ от квалифицированных специалистов, занятых деятельностью в той сфере, по которой поставлена задача.

2. Создание единого нормативного правового и нормативно-технического обеспечения деятельности по данной проблеме.

При Комитете (как управляющем органе некоммерческого партнерства) создана Техническая комиссия по регламентам, в которой будет объединен научный и интеллектуальный потенциал ведущих специалистов в сфере мониторинга, с целью разработки нормативных документов, проведения независимой экспертизы технической документации и т.п.

3. В настоящее время вводятся в действие новые технические регламенты и разрабатываются новыенациональные стандарты к этим регламентам, по которым необходимо работать. Обучающих центров в России, работающих с программами по такой тематике, не так уж много.

Учитывая это, Комитет приступил к разработке образовательных программ, их согласованию и организации учебного процесса.

Активная поддержка Комитету в предоставлении учебных площадей, а также в последующей выдаче слушателям свидетельств государственного образца о прохождении обучения оказывается Государственной Академией инвестиционной сферы (ГАСИСом), МГСУ и другими профильными организациями.

При Комитете предполагается создать независимую лабораторию по сертификации программно-технических средств мониторинга.

Комитет берет на себя обязанность проведения конференций, конгрессов, симпозиумов, «круглых столов», вт. ч. международных, посвященных проблемам создания и функционирования систем мониторинга. Цель — продвижение продукции компаний, входящих в профессиональный союз, поиск новых связей для развития научной и технической базы.

Таким образом, Комитет по мониторингу объединяет усилия и возможности научного и бизнес-сообществ, в сферу деятельности которых входит проектирование и внедрение систем и средств мониторинга с целью обеспечения безопасности объектов капитального строительства.