Управление Ростехнадзора по Калужской области

О состоянии пожарной безопасности на железнодорожном транспорте


Поезда-огнеборцы

Сегодня в сети железных дорог России действуют 304 пожарных поезда Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана Федерального агентства железнодорожного транспорта». В 2009 году пожарные поезда более 1 000 раз привлекались на тушение пожаров. При этом было спасено 36 человек и материальных ценностей на сумму более 94 млн. рублей.

Работники пожарных поездов ФГП «ВО ЖДТ» активно участвовали в тушении огня в период борьбы с природными пожарами на территории Центрального, Приволжского, Уральского и Северо-Западного федеральных округов в июле–августе 2010 года, обеспечивая противопожарную защиту перевозочного процесса, пожарную безопасность объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и прилегающей территории. Они также оказывали помощь в тушении лесных и торфяных пожаров в населенных пунктах и на объектах, не относящихся к железнодорожному транспорту. Всего с 1 июля по 19 августа к ликвидации очагов огня привлекалось 172 пожарных поезда, которые совершили 967 выездов, в том числе 539 выездов для тушения пожаров и загораний в полосе отвода железных дорог, а также 428 выездов – для оказания помощи МЧС России в ликвидации природных пожаров. Всего с участием работников пожарных поездов тушились пожары на общей площади более 3 000 гектаров. В этом процессе посменно было задействовано 5 779 человек. Израсходовано 592,7 тыс. м3 огнетушащих веществ, более 87 тонн топлива.

К сожалению, количество пожарных поездов сокращается. В 1998 году в МПС РФ было 347 пожарных поездов. За последние 10 лет произошло сокращение или консервация 43 поездов, все они сняты с боевого дежурства. Сокращение пожарных поездов привело к увеличению плеч обслуживания на 8%, а увеличение времени следования к месту происшествия на 16,5%.

В 2010 году сняты с дежурства пожарные поезда станций Фаянсовая (Московская ж. д.), Артезиан (Северо-Кавказская ж. д.), Котельниково (Приволжская ж. д.) Купино (Западно-Сибирская ж. д.), Зилово и Оловянная (Забайкальская ж. д.), а также Взморье (Сахалинская ж. д.).

Износ на пределе

Негативное влияние на деятельность пожарных поездов оказывает старение подвижного состава. С 2009 года в подразделения не поступают вагоны-насосные станции, производство цистернводохранилищ прекращено с декабря 2007 года. На отдельных дорогах, в том числе на Московской и Южно-Уральской, старые вагоны-насосные станции и цистерны-водохранилища уже даже не принимают в ремонт, так как срок их службы составляет более 40 лет, хотя вагоны находятся в технически исправном состоянии.

На 1 января 2010 года в сети железных дорог, в составе пожарных поездов эксплуатируется более 1 200 вагонов. В том числе с истекшим нормативным сроком службы – 750 единиц. Из них срок службы продлен 147 вагонам.

В период с 2010 по 2014 год истекает срок службы еще у 356 вагонов. С превышением нормативных сроков эксплуатируются 282 (81,7%) вагона-насосных станции на базе ЦМВ, 16 (57,1%) вагонов-насосных станций на базе рефсекций, 424 (58,6%) цистерны-водохранилища, 50 (60,9%) вагонов-перекачивающих станций и 9 (11,5%) вагонов-платформ под нейтрализующие материалы.

С 2006 по 2008 год переоборудование железнодорожного подвижного состава для пожарных поездов проводилось в рамках среднесрочной инвестиционной программы ОАО «РЖД» по проекту «Модернизация (переоборудование) подвижного состава пожарных поездов», где планом инвестиционных затрат по данному проекту было предусмотрено более 400 млн. рублей. Всего за этот период было переоборудовано 66 пассажирских вагонов и 9 рефрижераторных секций под вагоны-насосные станции, а также140 цистерн под цистерны-водохранилища. С 2009 года модернизация и переоборудование подвижного состава для пожарных поездов прекратились.

Причиной такого положения является недостаточность средств, выделяемых на содержание, эксплуатацию, модернизацию и ремонт этого подвижного состава. В настоящее время проводится техническая перепись вагонов пожарных поездов, по результатам которой планируются разработка и согласование методики продления сроков службы вагонов до 50–60 лет, что позволит провести мероприятия по техническому диагностированию подвижного состава с выдачей технического решения для проведения ремонта с продлением срока службы.

Что мешает аттестации

В апреле 2010 года было завершено проведение очередной периодической аттестации всех пожарных поездов на подконтрольных Северо-Западному, Центральному, Южному, Приволжскому, Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному территориальным Управлениям Госжелдорнадзора железных дорогах – филиалах ОАО «РЖД». Эта работа проводилась в тесном взаимодействии с региональными управлениями МЧС. По результатам проведенной аттестации пожарные поезда допущены к работам, связанным с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации, а также к локализации и тушению лесных пожаров.

В настоящее время в МЧС России пожарным поездам оформляются свидетельства на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.

В ходе проведения аттестации пожарных поездов были выявлены грубые нарушения приказа Министерства транспорта РФ от 27.12.2006 № 170 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта по исполнению государственной функции по организации в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленной сфере деятельности работы по продлению сроков службы подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте» и «Положения об организации в ОАО «РЖД» работы по содержанию и эксплуатации пожарных поездов», утвержденного вице-президентом ОАО «РЖД» В. А. Поповым от 29.12.2005 № ВП-12516.

Вследствие медленного устранения выявленных недостатков происходила задержка сроков оформления и выдачи указанных свидетельств в МЧС России, без наличия которых использование пожарных поездов по предназначению недопустимо.

Почему горят поезда

При эксплуатации железнодорожного подвижного состава основными причинами пожаров являются неисправность электрооборудования, недосмотр за приборами отопления и их неисправности, неосторожное обращение с огнем, попадание неустановленного источника зажигания внутрь вагонов и контейнеров или на открытый подвижной состав. На эту группу причин приходится более 70% всего количества пожаров. Примерно по 10% составляют нарушения государственных стандартов и правил погрузки (вызывающие самовозгорание, трение упаковочной проволоки и т. п.). 80% пожаров на железнодорожном транспорте – это пожары на подвижном составе.

Анализ пожарной безопасности железнодорожного подвижного состава за период с 2007 по 2009 год показал, что количество пожаров, происходящих при эксплуатации тягового подвижного состава, составляет 38% от общего количества возгораний, произошедших при эксплуатации подвижного состава.

Количество пожаров в электровозах и тепловозах за 6 месяцев 2010 года составляет более 50% от общего количества пожаров на подвижном составе.

Большинство пожаров произошло на локомотивах, имеющих сроки эксплуатации более 15 лет, практически все возгорания случились в результате технических неисправностей локомотивов. Это свидетельствует о том, что основными причинами ЧП на локомотивах являются изношенность локомотивного парка, а также некачественное выполнение работ при ремонте и техническом обслуживании.

Проверками Госжелдорнадзора выявлено, что около 10% локомотивов эксплуатируются без систем обнаружения, оповещения и тушения пожаров, а более 300 локомотивов эксплуатируются с неисправными системами.

С учетом складывающейся обстановки по обеспечению пожарной безопасности и с целью увеличения ответственности должностных лиц железнодорожного транспорта Госжелдорнадзор совместно с ведомственной пожарной охраной железнодорожного транспорта Российской Федерации взяли под целевой надзор качество проведения сезонных комиссионных осмотров парка локомотивов.

Безответственность арендатора и арендодателя

Особого внимания требует обеспечение пожарной безопасности при перевозке пассажиров в пригородном сообщении, которую осуществляют 19 пригородных пассажирских компаний, получивших лицензию в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта на деятельность по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.

В ходе проверок Госжелдорнадзором исполнения лицензионных требований и условий выявляется, что перевозчики недостаточно внимания уделяют обеспечению пожарной безопасности эксплуатирующегося мотор-вагонного подвижного состава.

В большинстве случаев пригородные пассажирские компании не имеют своего парка подвижного состава, в их штате нет локомотивных бригад. Мотор-вагонный подвижной состав и локомотивные бригады арендуются у ОАО «РЖД». Выяснилось, что и арендодатель, и арендатор с одинаковой степенью безответственности относятся к обязанностям по обеспечению пожарной безопасности при перевозке пассажиров, игнорируя требования федерального законодательства. Не проводятся периодические проверки пожарной безопасности электропоездов, не проверяется наличие и исправность технических средств противопожарной защиты в электропоездах, не организовывается разработка и внедрение мероприятий, направленных на совершенствование противопожарного режима, снижение пожарной опасности подвижного состава, на обеспечение безопасности людей и защиту материальных ценностей от пожара.

Более 100 электропоездов эксплуатируются по железнодорожным путям общего пользования или без систем обнаружения, оповещения и тушения пожара или с неисправными системами обнаружения, оповещения и тушения пожара.

Во вновь создаваемых компаниях, деятельность которых связана с эксплуатацией железнодорожного подвижного состава, практически не проводится работа по обеспечению пожарной безопасности, которая должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты.

К примеру, проверка ОАО «Свердловская пригородная компания» в августе 2010 года показала, что руководством компании не организована и не проводится работа по обеспечению пожарной безопасности при перевозке пассажиров. К работе допускаются сотрудники, не прошедшие специальную противопожарную подготовку; в рейс отправляются электропоезда с неисправными системами пожарной сигнализации, с неполным комплектом первичных средств пожаротушения, с огнетушителями, не прошедшими ежегодное техническое обслуживание. Не организованы разработка и внедрение мероприятий, направленных на совершенствование противопожарного режима, снижение пожарной опасности подвижного состава, обеспечение безопасности людей и защиту материальных ценностей при возникновении пожара.

По результатам проверки Госжелдорнадзор направил в суд материалы о привлечении ОАО «Свердловская пригородная компания» к административной ответственности, согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ об административном приостановлении деятельности по перевозке пассажиров.