Управление Ростехнадзора по Калужской области

Что думает бизнес о самом себе. Российские компании ждут инноваций от Запада

Большинство крупных и средних российских предприятий в ближайшие пять лет готово модернизировать технологический процесс и заменить устаревшее оборудование. Об этом свидетельствует недавний экспресс-опрос «Восприятие бизнесом инновационных процессов в РФ», проведенный Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП ).

Результаты опроса позволяют утверждать, что отечественное оборудование уступает зарубежным аналогам по всем показателям ( рис.1 ). Главный минус наших станков –трудоемкость использования. В меньшей степени российское оборудование отличается от зарубежных образцов по таким показателям, как энергоемкость, срок службы и стоимость обслуживания. На вопрос «Считаете ли вы целесообразной закупку зарубежных технологий и оборудования» утвердительно ответили почти все – 93%.

Менять оборудование компании собираются только в том случае, если появятся и будут внедрены новые технологии, способные привести к смене всего технологического уклада в отрасли. Таких перемен в ближайшие пять лет ожидает половина респондентов, в долгосрочной перспективе (до 2025 года) на это рассчитывают более 80% опрошенных. Надежды на технологический прорыв наши предприятия связывают с зарубежными транснациональными корпорациями (41%), на отечественные научные организации надеются менее 15% опрошенных ( рис. 2 ).

 

Более того, почти 70% компаний так или иначе уже вовлечены в международное технологическое сотрудничество. Треть респондентов наиболее перспективной формой считают обмен специалистами, а также обучение своих работников в зарубежных компаниях. Причем большинство сотрудничают (или собираются сотрудничать) с организациями Западной Европы. Другая популярная форма технологического партнерства – ведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) совместно с зарубежными компаниями. НИОКР предприятия поддерживают прежде всего в сфере энергетики и энергосбережения – 58%, производственных технологий – 55%, информационно-телекоммуникационных систем – 34% и безопасности на производстве – 31% ( рис. 3 ).

Довольно пессимистично российский бизнес оценивает общий инновационный климат в стране – этот показатель равен 2.0 (по шкале 1 – крайне тяжелый, 2 – тяжелый, 3 – терпимый, 4 – поощряющий).

Основным сдерживающим фактором проведения модернизации и внедрения инноваций большинство компаний (79%) признало избыточные административные барьеры ( рис. 4 ). Кроме того, модернизацию тормозят несовершенная законодательная база (59%), избыточное налоговое бремя (41%) и устаревшие требования и стандарты технического регулирования (41%). Также респонденты отметили отсутствие зависимости оценки работы чиновников от показателей развития бизнеса и низкий уровень конкуренции, не способствующий внедрению новых технологий.

 

Среди предложенных государством мер стимулирования инноваций наиболее эффективным инструментом компании считают снижение пошлин на высокотехнологичное оборудование, не имеющее отечественных аналогов. Эта мера получила 3.6 пункта (по шкале 1 – неэффективная, 2 – скорее неэффективная, 3 – скорее эффективная, 4 – эффективная).

Из возможных мер стимулирования инновационных проектов респонденты выделили следующие:

■ освобождение от обложения налогом на имущество всех обновленных производственных основных средств предприятий в течение трех лет после их ввода в эксплуатацию (55% ответивших);

■ упрощение порядка применения льготы по уплате таможенной пошлины и НДС при ввозе в Россию оборудования, не производимого в стране; расширение перечня указанного оборудования (41% ответивших);

■ принятие закона об инновационной деятельности с четким определением данного понятия (41% ответивших);

■ введение инвестиционной льготы для снижения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму инвестиций или увеличение амортизационной премии до 50% вне зависимости от срока амортизации (38% ответивших);

■ снижение налоговой нагрузки для инвесторов, направляющих средства в инновационные и венчурные компании – освобождение от налога на прибыль организаций и от налога на доходы физических лиц при продаже акций и долей таких компаний, которыми лицо владело не менее трех лет (38% ответивших).

Самыми действенными мерами по стимулированию экспорта высокотехнологичной продукции компании считают:

■ упрощение временного ввоза (вывоза) научного оборудования, образцов и расходных материалов для проведения испытаний, исследований, тестирований, проведения опытов, экспериментов или демонстраций (58% ответивших);

■ установление однократного представления таможенным органам заключения идентификационной экспертизы товаров об их непринадлежности экспортному контролю (38% ответивших);

■ отмену покомпонентного декларирования ввозимых сложных технологических устройств (35% ответивших).

Также компании указали на необходимость страхования экспорта и помощи государства в участии в выставках.

***

Современная инновационная система находится только в стадии становления. Законы, нормы и правила, по которым работает отечественная экономика, в недостаточной мере благоприятны для инновационного бизнеса. С другой стороны – новаторам приходится преодолевать административные барьеры для осуществления своих идей. Государство тратит финансовые ресурсы на создание госкорпораций, венчурных фондов, бизнес-инкубаторов, технопарков, особых экономических зон, но все это не дает желаемого результата. Институты и инструменты инновационной деятельности функционируют под разными министерствами без единой идеологии и координации. Только система вертикального управления позволит скоординировать работу и просчитать ресурсы, которые необходимо направить в инновационную сферу. России сегодня нужен своего рода архитектурный каркас, который бы объединил имеющийся потенциал в национальную инновационную систему и организовал ее работу по единому замыслу.