Управление Ростехнадзора по Калужской области

Комментарий специалиста к Федеральному закону «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»

Актуальные дополнения

В развитие Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (261-ФЗ) в течение текущего года был принят ряд постановлений Правительства РФ и приказов министерств, в которых установлены нормативные показатели энергоэффективности зданий и сооружений.

Принятые документы обязывают учитывать нормируемые показатели энергоэффективности зданий на всех этапах жизненного цикла – при проектировании, строительстве, эксплуатации, ремонте, реконструкции, демонтаже.

Правительство РФ приняло Постановление № 235 от 13.04.2010 г. , в котором установлены требования к тем разделам проектной документации, которые отражают показатели энергоэффективности объектов строительства. Приказом Минэкономразвития № 229 от 04.06.2010 г. установлены требования энергоэффективности материалов, используемых в строительных конструкциях зданий и сооружений при размещении государственного и муниципального заказа. Текст приказа № 229 приводится ниже.

Приказом Минрегионразвития №262 от 28.05.2010 г. устанавливаются требования энергетической эффективности к зданиям, строениям и сооружениям. В нем подробно описаны показатели энергоэффективности для зданий и сооружений разного исполнения и назначения с учетом региона их эксплуатации.

Следует обратить внимание на то, что действие приказа № 262 от 28.05.2010 г. распространяется на:

• жилые здания;

• здания общественного назначения;

• складские здания с внутренней температурой воздуха в которых выше12°С;

• технопарки с площадью более 50 кв. м;

• малоэтажные дома не выше трех этажей;

• блокированные застройки многоквартирных домов и домов индустриального изготовления.

Действие приказа № 262 от 28.05.2010 г. не распространяется на следующие объекты строительства:

• культовые здания, строения, сооружения;

• здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством РФ отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);

•временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;

• объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи), дачные дома, садовые дома;

• строения, сооружения вспомогательного использования;

• отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров.

За базовый уровень энергоэффективности таких зданий принимается класс энергоэффективности «С» по СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»*.

В этом приказе оговариваются удельные уровни затрат на отопление и вентиляцию для жилых и общественных зданий различного назначения. Данные сведены в таблицы. При этом устанавливаются показатели снижения уровня затрат на отопление и вентиляцию для зданий в зависимости от региона в котором они установлены и эксплуатируются.

Например, для регионов, в которых расчетный уровень затрат на отопление составляет 80000С в сутки, нормируемые показатели потребления энергии, указанные в прилагаемых к приказу таблицах, следует снизить на 5%;

для жилых и общественных зданий высотой до 75 м (25 этажей) устанавливается задание по переходу в класс энергоэффективности «В» со снижением удельных энергозатрат на отопление и вентиляцию:

для вновь возводимых зданий – на 15% с 2011 г. , дополнительно еще на 15% с 2016 г. и еще на 10% с 2020 г.;

– для реконструируемых зданий и жилья эконом-класса – на 15% (с 2016 г.) и дополнительно на 15% – с 2020 г.

В приказе оговариваются рекомендации по снижению уровня затрат на отопление и вентиляцию (на период с 2011 по 2016 годы):

оснащение систем отопления автоматизированными узлами управления, в том числе с пофасадным авторегулированием;

увеличение сопротивления теплопередаче наружных стен здания по отношению к базовому уровню;

• замена окон на энергоэффективные (с 2016 г.):

переход на использование окон с еще большей энергоэффективностью;

дополнительное повышение сопротивления теплопередаче наружных стен и перекрытий;

применение устройств утилизации теплоты вытяжного воздуха и энергоэффективных систем отопления и вентиляции, систем централизованного теплоснабжения с коэффициентами энергетической эффективности выше 0,65, а также систем децентрализованного теплоснабжения.

Снижение потребления воды

Приказом установлен график снижения потребления воды в жилых зданиях:

• с 320 литров в сутки на человека до 175 литров в сутки на человека к 2020 году;

• в том числе – снижение потребления горячей воды со 150 до 80-85 литров в сутки на человека к 2020 году. Достижение этих показателей рекомендуется обеспечить за счет:

переноса узла приготовления горячей воды из ЦТП в индивидуальные тепловые пункты (ИТП), которые должны будут размещаться в зданиях (по мере износа оборудования в ЦТП и во внутриквартальных сетях горячего водоснабжения);

оснащения приборами индивидуального учета потребления воды в квартирах.

Экономия электроэнергии

Приказом устанавливается расчетный уровень электропотребления, исходя из среднестатистического потребления электроэнергии:

0,015 кВт/час/м2 – для домов с электроплитами;

0,01 кВт/час/м2 – для домов с газовыми плитами.

Сводный анализ энергоэффективности

Совокупные затраты энергии на обеспечение эксплуатации здания и текущее пользование энергоресурсами определяются суммированием годовых удельных расходов:

• тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания за отопительный период;

• тепловой энергии на тепловые завесы (при наличии); тепловой энергии на горячее водоснабжение;

• электрической энергии, потраченной на искусственное освещение, а также на бытовые нужды;

• сетевого газа (при наличии).

Данные должны будут занесены в энергетический паспорт здания, в приложении к которому должны быть указаны мероприятия по повышению энергоэффективности.

Техническое обеспечение уровня энергоэффективности

Приказом Минрегионразвития рекомендовано обеспечивать повышение теплового сопротивления ограждающих конструкций здания за счет утепления стен и применения энергоэффективных окон, использования энергоэффективных отопительных систем и ИТП.

Причем вводимое в эксплуатацию построенное или реконструированное здание (либо здание, на котором проводился капитальный ремонт) должно быть оборудовано:

1. приборами учета энергетических и водных ресурсов, установленными на вводе в здание; в квартирах, помещениях общего пользования или сдаваемых в аренду.

Обратите внимание, что в соответствии с приказом Минэкономразвития класс точности приборов учета должен быть не ниже 0,5. Приборы должны иметь возможность раздельного учета энергии по времени суток;

2. отопительными приборами, используемыми в местах общего пользования, с классом энергетической эффективности не ниже первых двух (в случае если классы энергоэффективности установлены);

3. устройствами автоматического регулирования подачи теплоты на отопление, установленными на вводе в здание, строение, сооружение;

4. термостатами и измерителями расхода потребляемой тепловой энергии, установленными на отопительных приборах вертикальных систем отопления; термостатами на отопительных приборах и измерителями расхода теплоносителя в горизонтальных, поквартирных системах отопления – в квартирах общей площадью до 100 м2 либо теплосчетчиками – в квартирах большей площади;

5. теплообменниками для нагрева воды на горячее водоснабжение с устройством автоматического регулирования ее температуры, установленными на вводе в здание (или части здания);

6. электродвигателями для вентиляторов вентсистем, лифтов, для перемещения воды во внутридомовых системах отопления, горячего и холодного водоснабжения, систем кондиционирования;

7. лифтами с классом энергетической эффективности не ниже первых двух (в случае если классы энергоэффективности установлены);

8. устройствами, оптимизирующими работу вентсистем (воздухопропускные клапаны, установленные в окнах или на стенах и автоматически обеспечивающие подачу наружного воздуха по потребности; утилизаторы теплоты вытяжного воздуха для нагрева приточного воздуха, с использованием рециркуляции);

9. регуляторами давления воды в системах холодного и горячего водоснабжения на вводе в здание, строение, сооружение (для многоквартирных домов – на вводе в здание, в квартирах, помещениях общего пользования);

10. устройствами автоматического снижения температуры воздуха в помещениях общественных зданий (например, в нерабочее время, в зимний период);

11. устройствами, позволяющими снижать пиковую нагрузку в системах холодоснабжения за счет использования охлаждаемых перекрытий для аккумуляции холода в ночное время;

12. энергосберегающими осветительными приборами – в местах общего пользования;

13. оборудованием, обеспечивающим выключение освещения при отсутствии

людей в местах общего пользования (датчики движения, автоматические выключатели);

14. устройствами компенсации реактивной мощности при работе электродвигателей;

15. дверными доводчиками (во многоквартирных домах – для всех дверей в местах общего пользования);

16. в тамбурах входных групп – второй дверью, обеспечивающей минимальные потери тепловой энергии, либо вращающимися дверями;

17. ограничителями открывания окон (для многоквартирных домов – в помещениях общего пользования; в квартирах).

Пока материал готовился к печати, Министерством регионального развития был подготовлен к рассмотрению проект постановления Правительства РФ о порядке установления показателей энергоэффективности для зданий и сооружений.

В проекте устанавливаются требования энергетической эффективности зданий, сооружений, многоквартирных жилых домов. Напомним, что основные требования энергетической эффективности были определены в приказе № 262 Минрегионразвития от 28.05.2010 г. Но в этом приказе не были установлены численные показатели для составляющих энергоэффективности, не определен порядок обеспечения этих показателей застройщиками и собственниками. Поэтому в подготовленном проекте постановления эти вопросы отражаются в полном объеме.

Помимо этого в дополнении к этому же приказу Минрегиона № 262 должны быть определены требования, направленные на мероприятия по энергоэффективности, касающиеся архитектурных решений, материалов и конструкций, используемым в строительстве; использования альтернативных источников энергии.

Возможно, это потребует пересмотра ряда СНиПов и национальных стандартов, чтобы привести их в соответствие с установленными требованиями и повысить уровень энергоэффективности вновь возводимых и эксплуатируемых зданий и сооружений к 2020 г. На 40% и соблюдать требования недавно принятого Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений». Естественно, что работа эта очень долгая и большая по объему, поэтому основной эффект повышения энергоэффективности планируется достигнуть только к 2016 году (усредненное снижение энергопотребления – на 30%), а к 2020 г. – на 40%.

Минрегионразвития РФ подготовил еще один проект приказа по определению класса энергоэффективности многоквартирных жилых домов. Ранее принятый этим же министерством приказ об определении классов энергоэффективности зданий, строений, сооружений требует внесения уточнений в подраздел, касающийся специфики жилых домов. Об этих нововведениях говорилось в постановлении Правительства РФ №1830-р от 01.12.2009 г. 6, в ст. 12 Федерального закона №261.

В частности, в соответствии с приказом Минрегионразвития РФ планируется установить 7 классов энергоэффективности жилых домов – как для вновь вводимых и реконструируемых зданий, так и для существующих зданий, находящихся в эксплуатации. Приказом будет установлен «график» повышения энергоэффективности существующих зданий, относящихся к пониженным и низким классам энергоэффективности.

Будет запрещено проектировать здания определенных низких и пониженных классов энергоэффективности (например, «С, D и Е»). Надзор за исполнением этого требования будет возложен на органы государственной экспертизы.

Будут установлены различные виды стимулирования повышения энергоэффективности существующих зданий и жилых домов – от пониженных и низких классов энергоэффективности до наиболее высоких. Планируется создание материальной заинтересованности для людей, проживающих в домах с повышенной энергоэффективностью. Например, с установкой специальных льготных тарифов для проживающих в таких домах, а при снижении существующего уровня энергоэффективности возможно с применением штрафных санкций.

В проекте данного приказа также предусматривается определение четких требований к информированию о классе энергоэффективности жилого дома; предусматривается ответственность за «неэнергоэффективность».