Управление Ростехнадзора по Калужской области

Правительство РФ одобрило Концепцию формирования единой национальной системы аккредитации


Когда в товарищах согласье есть

Вплоть до настоящего времени в России фактически отсутствовала единая система аккредитации (СА), основывающаяся на ясных и прозрачных правилах, несмотря на то, что ее принципы были прописаны в Федеральном законе «О техническом регулировании». Существующие многочисленные системы аккредитации, регулирующиеся разнообразными, плохо согласующимися между собой нормативными актами, делают невозможным не только их международное признание, но и классификацию. С выходом распоряжения Правительства РФ № 1760-р от 12 октября 2010 года, утверждающего Концепцию формирования единой национальной СА, ситуация должна измениться. Россия перейдет на единую систему, единые принципы и правила аккредитации во всех областях оценки соответствия, включая испытание, калибровку, экспертизу, сертификацию и контроль.

В Российской Федерации функционирует 16 систем обязательной сертификации, в каждой из которых предусмотрена аккредитация органов по подтверждению соответствия. Эти системы сформированы различными федеральными органами исполнительной власти и организациями, осуществляющими полномочия по аккредитации. В большинстве систем до сих пор действуют собственные правила аккредитации, которые не приведены в соответствие с Положением об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 163. Кроме того, в России существуют 684 системы добровольной сертификации, созданные по инициативе юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и зарегистрированные Росстатом. Эти системы также действуют по своим нормам и правилам.

Существенными недостатками такого положения являются практика одновременной аккредитации органов по подтверждению соответствия в нескольких системах и необходимость получения разных подтверждающих соответствие документов на одну и ту же продукцию, а также пересечение областей аккредитации некоторых федеральных органов исполнительной власти, отсутствие механизмов координации их деятельности и, наконец, сложности в достижении признания результатов оценки соответствия за рубежом.

Утвержденная в октябре 2010 года Концепция направлена на создание современной эффективно функционирующей системы аккредитации, от которой напрямую зависит компетентность аккредитованных лиц и уровень доверия к их деятельности. Единая система аккредитации в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг. Основными целями формирования подобной системы являются выработка единой политики, гармонизация правил и процедур аккредитации в области оценки соответствия в РФ с международными стандартами и национальными системами государств-членов Таможенного союза и создание условий для признания результатов деятельности аккредитованных лиц, в том числе и за рубежом.

Предполагается, что единая СА будет представлять совокупность участников работ по аккредитации, деятельность которых регулируется правилами и процедурами аккредитации, установленными законодательством РФ. В число ее членов войдут национальный орган по аккредитации (НОА), совет при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, контрольно-надзорные органы, эксперты по аккредитации, технические эксперты, заявители и аккредитованные лица. Предполагается, что заинтересованные федеральные органы исполнительной власти смогут участвовать в разработке правил аккредитации, а также в пределах своей компетенции взаимодействовать с национальным органом по аккредитации.

Порядок работы национального органа по аккредитации и его взаимодействию с аккредитованными лицами необходимо гармонизировать с международными и европейскими требованиями, в том числе закрепленными в Регламен те № 765/2008 Европейского парламента и Совета Европейского союза от 9 июля 2008 года и международном стандарте ИСО/МЭК 17011:2004 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия».

Реализация концепции пройдет в три этапа.

На первом этапе (IV квартал 2010 года) предполагается подготовить основополагающие документы, необходимые для создания новой системы, а также сформировать ее организационную структуру. На этом этапе будут внесены изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании», Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия», Налоговый кодекс и Кодекс об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Правительства Российской Федерации. Также планируется утвердить Положение о национальном органе по аккредитации.

Кроме того, в этот период необходимо решить организационные, финансовые, материально-технические и иные вопросы, связанные с формированием национального органа по аккредитации (определение штатной численности, размещение), и разработать структуру национального органа по аккредитации с учетом требований международного стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008.

На втором этапе (I квартал 2011 года) предполагается сформировать нормативную и методическую базу единой национальной системы аккредитации: принять федеральный закон об аккредитации в РФ, внести изменения в нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и отдельные законодательные акты РФ. Также необходимо сформировать реестр экспертов по аккредитации НОА и разработать документы, регламентирующие порядок осуществления полномочий национального органа по аккредитации в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО/МЭК 17011:2004 (система менеджмента).

На третьем этапе (II квартал 2011 года) предполагается разработать и реализовать предложения по международному признанию результатов деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), в том числе исследований (испытаний) и измерений, поверки и калибровки.

После завершения реализации предусмотренных Концепцией мероприятий, отработки оптимальных режимов и механизмов работы национального органа по аккредитации, накопления необходимого опыта и правоприменительной практики НОА может быть преобразован в некоммерческую организацию с участием государства и представителей бизнеса.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Олег УРГАНТ, заместитель директора НО «ФРТП», член Совета по аккредитации Комитета по техническому регулированию РСПП:

– Одобренная Правительством РФ «Концепция единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации» – очень важный и давно ожидаемый документ, который, тем не менее, содержит ряд изъянов и несоответствий международному стандарту ИСО /МЭК 17011, устанавливающему общие требования к органам по аккредитации и являющемуся основой

для создания системы аккредитации.

■ Национальный орган по аккредитации как федеральный орган исполнительной власти (мы пока не знаем, будет ли это федеральная служба или агентство при Минэкономразвития РФ ) не может в полной мере быть беспристрастным и независимым в своих действиях и будет зависеть в своих решениях от вышестоящей организации.

■ Согласно Концепции, Совет по аккредитации при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти (МЭР РФ ) должен «принимать участие в выработке политики в области аккредитации и правил аккредитации…», что впрямую противоречит ИСО 17011.

■ При Совете по аккредитации будет создан комитет по апелляциям (вне органа по аккредитации), что в принципе создает возможность оспаривания решения по аккредитации и лишает права и ответственности органа по аккредитации принимать независимое решение по компетенции заявителя аккредитации.

■ Концепция предполагает государственный контроль (надзор) за аккредитованными органами по оценке соответствия, в частности, федеральная служба по аккредитации (единый НОА), обладающая по определению правом государственного контроля, возможно, будет осуществлять его за аккредитованными ею же органами по оценке соответствия. Это «новшество» не имеет никакого отношения к требованию пункта 3.18 ИСО 17011 «Инспекционный контроль непрерывного выполнения аккредитованным органом по оценке соответствия требований по аккредитации».

■ Вызывает сомнение система оплаты за процедуру аккредитации в связи с невозможностью органа власти заключать прямые договора (контракты) с заявителем по аккредитации. Сегодня подобная практика привела к появлению «серых» схем оплаты за аккредитацию так называемым «экспертным организациям», к коррупции в ведомствах, ведущих аккредитацию.

■ Вызывает сомнение возможность Национального органа по аккредитации обеспечить себя достаточным количеством компетентных сотрудников, имеющих необходимое образование, подготовку, технические знания, навыки и опыт, соответствующие типу, области и объему выполняемой работы, включая неописанную добровольную сферу, что является основным требованием ИСО 17011.

■ В Концепции совершенно не отрегулированы отношения с уже имеющимися в России органами по аккредитации в добровольной сфере технического регулирования. А ведь некоторые из них официально признаны международными организациями по аккредитации и являются полномочными членами международных соглашений по признанию результатов аккредитации (например в ILAC). По тексту Концепции можно предположить возможность запрета их деятельности, что противоречит их праву по законодательству РФ на предпринимательскую деятельность.