Управление Ростехнадзора по Калужской области

Перераспределение функций экологического контроля


Существующая статистика деятельности Росприроднадзора красноречиво свидетельствует об увеличении в последние годы числа экологических правонарушений и преступлений. Этим во многом обосновано проведенное недавно перераспределение функций экологического контроля, одной из основ организации которого является предусмотренное законодательством разделение его объектов на подлежащие федеральному контролю, осуществляемому Росприроднадзором, и региональному контролю, осуществляемому уполномоченными органами власти субъектов Федерации.

Общее количество объектов контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды в целом по Российской Федерации исчисляется миллионами единиц. Так, количество зарегистрированных в органах налоговой службы субъектов контроля – природопользователей (юридические и физические лица) – около 1,5 млн., объекты водного контроля (реки – 2,7 млн., озера – около 3 млн.), объекты лесного контроля (лесной фонд на площади 1,1 млрд. га, разрешительные документы – 1,3 млн.), объекты морского контроля (акватории площадью 10,8 млн. кв. км, морские суда – около 100 тыс.), объекты геологического контроля (скважины – более 300 тыс., участки недр – 20 тыс.) и др.

Базой для разделения объектов на подлежащие федеральному контролю и региональному служит Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю». Фактически данный нормативный правовой акт является сводом критериев отнесения объектов к тому или иному виду контроля. Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что Минприроды России утверждает списки (перечни) конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. В настоящее время утверждены списки хозяйствующих субъектов 53 регионов России.

Последние новации в системе государственного контроля в области охраны окружающей среды связаны с Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2010 года № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», в соответствии с пунктом 3 которого Росприроднадзору передаются функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экспертизы.

Во исполнение данного указа Правительство РФ Постановлением от 13 сентября 2010 года № 717 утвердило изменения в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и постановило Минприроды России и Ростехнадзору в 3-месячный срок внести в Правительство РФ предложения о приведении его актов в соответствие с названным Указом Президента.

Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 717 Росприроднадзору вменяется в обязанности выдача в установленном порядке разрешений на:

■ выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

■ трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;

■ ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ;

■ создание объектов размещения отходов в пределах своей компетенции.

Помимо уже названных, Росприроднадзор наделен полномочиями по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV классов опасности (постановление правительства от 26 января 2006 года № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»).

В полномочия Росприроднадзора включены вопросы государственного регулирования деятельности, связанной с обращением с отходами, а именно: утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Кроме того, Росприроднадзор будет осуществлять государственный учет в области обращения с отходами:

■ ведение государственного кадастра отходов (ФККО – федеральный классификационный каталог отходов и ОРО – объекты размещения отходов);

■ организация приема и рассмотрения отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства (субъекты крупного бизнеса представляют отчетность по форме «2-тп» в Госкомстат), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, а также проводить работу по паспортизации отходов I–V классов опасности, контролировать плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, Росприроднадзор будет осуществлять функции по организации и контролю за подготовкой и аттестацией специалистов в области обеспечения экологической безопасности.

И наконец, согласно Указу Президента РФ от 23 июня 2010 года № 780 Росприроднадзору переданы функции Ростехнадзора по осуществлению государственной экологической экспертизы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 717 Росприроднадзор наделен полномочиями осуществлять контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами власти субъектов РФ переданных полномочий в области государственной экологической экспертизы с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

Мнение эксперта

Лариса ВЕТОШКИНА, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии, к.э.н.:

– Принятое решение по передаче полномочий по охране окружающей среды в МПР России и подведомственные органы потребует времени для успешной реализации. Росприроднадзора сложно сразу в конце 2010 года стать организацией, отвечающей за исполнение функций в области экологии. Это огромный объем работы, который не сможет исполнить организация, имеющая не очень большой штат сотрудников.

Выходом может стать не только передача большей части полномочий на уровень регионов, оставив за собой контроль за 100, а не 10 000 основных предприятий и за исполнением полномочий органами власти субъектов РФ . По мере укрепления необходимо упростить администрирование. Надо соблюдать разумное ограничение. Например, в настоящее время отсутствует пример успешного создания и ведения банка каких-либо экологических данных, их анализа и систематизации.

Однако в проекте закона, обеспечивающего повышение организации государственного экологического мониторинга, в составе собираемой и анализируемой информации предусмотрено включение данных и государственного, и производственного экологического контроля. Не уточняется – это данные всех юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность? Гигантомания. Есть опасения, что такая большая работа в ближайшие годы не будет осуществлена качественно в запланированном объеме.

Предусмотренное законопроектом, подготовленным Минприроды России, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения прав должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль» расширение прав должностных лиц, осуществляющих государственный экологический надзор, содержит спорные предложения, которые я не могу поддержать, в частности, о приостановлении деятельности предприятия и прекращении финансирования, кредитования и иных финансовых операций предприятий на основании только предписания государственного инспектора по охране окружающей среды (в настоящее время требуется решение суда).

Спорно и предлагаемое законопроектом распределение предприятий по трем категориям. К 1-й категории объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, отнесены все объекты накопления, сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, размещения отходов. Это любая площадка по накоплению отходов.

Следовательно, к этой категории будут отнесены большинство предприятий, так как на каждом из них осуществляются те или иные работы с отходами. Предприятия этой категории планируют контролировать федеральные органы власти. Исполнить полномочия в таком объеме органам Росприроднадзора будет очень сложно. Ко 2-й категории, которую предлагается контролировать органам власти субъектов РФ, планируют отнести все предприятия, на которых образуются отходы 1–4 классов опасности. К последней 3-й категории отнесены предприятия, у которых образуются только отходы 5-го класса и которые вовремя представляют данные производственного контроля. Таких почти нет.

Под экстремально высоким загрязнением почв и земель предлагается понимать сброс отходов 1–3 классов опасности. Это, например, если кто-то бросит на территории предприятия люминесцентную лампу, промасленную ветошь или прольет масло. Информацию об экстремально высоком или высоком загрязнении необходимо немедленно передать федеральному органу исполнительной власти. То есть срочно докладывать о бумажке и ждать, когда органы Росприроднадзора на основании только этого сигнала рассчитают величину ущерба от загрязнения почвы и водных объектов и предъявят иск? Необходимо предусмотреть, чтобы признание загрязнения почв и земель экстремально высоким делалось по результатам мониторинга, производственного и государственного экологического контроля, исходя не столько из объемов размещаемых отходов, сколько из условий размещения и оказываемого негативного воздействия.