Управление Ростехнадзора по Калужской области

Обзор рынка строительной техники за I-III квартал 2010 г.

Строительная отрасль, в первом полугодии 2010г. еще показывала отрицательные результаты – объемы работ продолжали падать (по отношению к первому полугодию 2009г.). В III квартале объемы строительных работ показали незначительный рост, что привело к практически восстановлению показателей за 9 месяцев 2010г. (99,2%) в сравнении с 9 месяцами 2009г.

В IV квартале прогнозируется дальнейший рост объемов строительных работ, который должен обеспечить выход строительной отрасли на уровень показателей работы 2009г.

Объем работ, выполненных по виду деятельности строительство в 2010г., в % к соответствующему периоду 2009г.

В структуре инвестиций в основные средства между следующими видами: жилища, здания и сооружения, машины и оборудование, доля последних выросла на 2% (с 30,7% в I полугодии 2009г. до 32,8% в I полугодии 2010г.). Необходимо отметить, что инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования, транспортных средств в I полугодии 2010г. составили 20,1% от общего объема инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства (в I полугодии 2009г. - 23,3%). Таким образом, опираясь на данные государственной службы статистики, можно говорить о частичном импортозамещении в I полугодии 2010г.

По результатам 9 месяцев 2010г. большинство российских производителей ощутили рост спроса на свою технику. Однако необходимо отметить, что говорить о каком-либо выходе из кризиса еще совсем рано. Объемы производства пока еще в среднем в 2 раза, а иногда в 3 раза ниже докризисных показателей.

Несмотря на государственную поддержку российских производителей, распределение сил между импортом и внутренним производством не в сторону последнего. Темпы восстановления российского производства строительных машин отстают от показателей роста импорта.

По отдельным видам импортной строительной техники темпы восстановления очень впечатляющие (более чем в 2 раза): фронтальные погрузчики, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы, бульдозеры. Среди российского производства аналогичный рост только у погрузчиков с бортовым поворотом, но и здесь идет счет пока только на десятки машин (из-за существенного падения в 2009г.).

Объемы производства бульдозеров и трубоукладчиков снизились на 39% и 51% соответственно. Это связано в первую очередь с перепроизводством этих машин в соответствующем периоде 2009г.

Объемы импорта гусеничных бульдозеров выросли более чем в 2 раза. Классически в кризисное время локомотивом роста являются машины из Китая (в основном под брендом Shantui). Они составляют практически 40% объема импорта бульдозеров. Далее идут экс лидеры Komatsu и Caterpillar .

Снизились объемы импорта трубоукладчиков. Это в первую очередь связано с существенным снижением спроса тяжелых трубоукладочных машин, которые в предыдущем году закупались для строительства трубопроводов большого диаметра.

Среди погрузчиков с бортовым поворотом в объемных показателях, как в количественном, так и денежном выражении, импорт уже опередил отечественных производителей. Безусловным лидером импорта по итогам 9 мес. 2010г. традиционно остается Bobcat. Китайские марки здесь пока еще не столь заметны, возможно, их пока не привлекают объемы российского рынка. Интересен факт того, что в числе лидеров среди иностранных поставщиков на российский рынок закрепились американские минипогрузчики с маркой Mustang, опередившие по итогам трех кварталов такие известные бренды, как CNH, John Deere и др.

Что касается классических фронтальных колесных погрузчиков , то после «застоя 2009 года» в 2010 году импорт вырос в два раза. Производство в России несопоставимо по объемам с импортом. В этом сегменте строительной техники на российском рынке уже несколько лет «господствуют» китайские марки, которые постепенно вытесняют белорусских погрузчиков «Амкодор». Здесь нужно сказать, что российские производители никогда не являлись фаворитами. Даже в советское время основное производство погрузчиков с шарнирно-сочлененной базой было сконцентрировано в Белоруссии.

Экспансия погрузчиков из КНР продолжается. Доля китайских марок в общем объеме импорта по итогам трех кварталов 2010 года выросла на 4% относительно 2009 года. Лидерами остаются XCMG и SDLG. Единственным заметным изменением в структуре российского рынка погрузчиков по итогам трех кварталов 2010 года стало превышение продаж европейских марок над японскими. Наибольший рост показал Volvo. Отмечен рост доли продаж погрузчиков корейского производства, в первую очередь Hyundai.

Гидравлические полноповоротные экскаваторы . Отечественные производители в данном сегменте ещё в двухтысячном году занимали три четверти российского рынка. Тем более тяжелой выглядит ситуация в последние годы, когда доля отечественного экскаваторостроения на внутреннем рынке снизилась ниже отметки 10%. Не стал исключением и 2010 год, скорее тенденции только ухудшились, не смотря на попытки государства поддержать двух крупнейших российских производителя, разрешив закупать госзаказчикам экскаваторы с маркой ТВЭКС и Уралвагонзавод на «бестендерной» основе.

В этом сегменте импорт, начиная с 2004 года, играет определяющую роль. Отмечаем, что второй год подряд, лидирующая во все предыдущие годы марка Hitachi занимает на российском рынке 4-е место среди иностранных брендов, пропустив вперед Komatsu, Hyundai и Caterpillar (по итогам 2009 года и трех кварталов 2010 года).

Здесь важно отметить, что после многолетнего роста доли новых машин в общем объеме импорта экскаваторов, в 2009 году резко вырос импорт б/у техники. Стоит отметить, что такая техника обязательно должна проходить периодическое техническое освидетельствование , а также экспертизу промышленной безопасности по окончании нормативного срока эксплуатации.

Например, доля б/у экскаваторов в 2009 году составила 65%! Итоги первых трех кварталов 2010 года показали тенденцию к восстановлению не только объемов, но и возрастной структуры. Доля бывших в употреблении экскаваторов за три квартала 2010 года снизилась до 40%. По итогам всего года прогнозируется дальнейшее снижение этого показателя.

Таким образом, подводя итог, можно констатировать о стабильном векторе роста потребления строительных машин, сформировавшемся под конец 2010г., который в большей степени можно отнести к импортной технике.

В 2011г. прогнозируется дальнейшее улучшение ситуации, как в строительном секторе, так и в сфере обеспечения техникой и оборудованием. Так, например, в следующем году прогнозируется рост инвестиций в основной капитал на уровне 10%, увеличение объемов инвестиционной программы основного системообразующего предприятия страны - «ГАЗПРОМА» более чем в 2 раза, увеличения финансирования дорожного строительства за счет создаваемых дорожных фондов.

Обеспечение безопасности при работе с подъемно-транспортными механизмами.

По мнению участников Уральского конгресса подъемно-транспортных механизмов, завершившего свою работу 9 ноября 2010 г., владельцев предприятий нужно законодательно стимулировать к созданию комплексных программ по обеспечению безопасности на производстве.

По словам представителей Уральского управления Ростехнадзора , существующая нормативная база ориентирована в большей степени на организации, эксплуатирующие оборудование, а не на собственников предприятий. Между тем сегодня именно они, а не директора заводов или главные инженеры, решают, надо ли вкладывать средства в обеспечение безопасности на производстве и в каком размере. Эти затраты ложатся на себестоимость и не приносят прибыли. Когда встает вопрос об остановке производства из-за невыполнения предписаний по устранению выявленных нарушений норм промышленной безопасности , собственник просто меняет управленческую команду. Да и найти хозяина оборудования порой непросто: оно может использоваться как на праве собственности, так и на праве аренды, может быть в лизинге или в залоге у банка.

В итоге степень обновления подъемно-транспортных механизмов на уральских предприятиях не превышает двух процентов в год, 80 процентов эксплуатирующихся кранов отработали нормативный срок службы. После вывода ремонтных служб на аутсорсинг обслуживать технику выпуска 1930-50-х годов практически некому.

В последнее время многие предприятия вообще не регистрируют (согласно ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ) и не страхуют грузоподъемные механизмы. Особенно грешит этим малый бизнес, который получил определенные послабления после выхода 294-ФЗ.

Механизмы, которые сдают в аренду, зачастую эксплуатируются с грубыми нарушениями техники безопасности. Причем быстро отреагировать на такое нарушение возможности нет: чтобы привлечь владельца автовышки к ответственности, необходимо для начала обратиться в прокуратуру и объяснить, в чем смысл предъявляемых претензий.

Еще одна проблема связана с процедурой привлечения проектных, экспертных и подрядных организаций для проведения работ. По признанию участников конгресса, все упирается в систему тендеров, где ключевой критерий - низкая цена. Парадокс, но главная роль при выборе подрядчика принадлежит не техническим службам, а финансовым, у которых свои представления о технологии и экономии. Порой доходит до абсурда, когда они предлагают запустить конвейер в 2-3 раза быстрее или бензин 76-й марки залить в тепловоз вместо солярки, потому что он дешевле.

Возможно, на нерадивых собственников повлияет увеличение штрафов за нарушение промышленной безопасности с 1 января 2011 года (для должностных лиц они вырастут с 2-3 тысяч до 30-40 тысяч рублей, для юридических - с 20-30 до 300-500 тысяч). Однако эксперты полагают, что для крупных заводов при их финансовых оборотах это малозначительные суммы.