Управление Ростехнадзора по Калужской области

Что нам грядущий день готовит, или Обзор Федерального закона РФ N 225-ФЗ

Государственная Дума РФ приняла 27 июля 2010 г. новый Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» № 225-ФЗ (здесь и далее — Закон). С 01.01.2012 вступают в силу основные положения Закона для коммерческих компаний, а с 2013 г. – для государственных и муниципальных организаций.

История принятия Закона . Впервые законопроект был направлен на рассмотрение в Государственную Думу 2 ноября 2005 г. Спустя месяц, 16.12.2005, он был принят в первом чтении. Стоит отметить, что промышленные объединения (например, Российский союз промышленников и производителей) открыто выступали против принятия данного закона . И спустя пять лет ситуация не изменилась: в марте 2010 г. в своем письме представители РСПП писали, что "принятие законопроекта многократно увеличит размеры страховых сумм по договорам обязательного страхования и приведет к изъятию средств промышленных компаний и государственного бюджета в размере до 25 млрд. руб. в год. Анализ статистических данных Ростехнадзора и МЧС России показывает, что суммарные ежегодные выплаты по законопроекту не превысят 5-6% от сумм сборов страховых премий, то есть основная часть сбора страховых премий будет направлена в доход страховщиков в ущерб промышленности и госбюджету". Тем не мене пять лет спустя законопроект был окончательно принят во втором и третьем чтении . Большое влияние на принятие нормативного акта оказали трагические события на Саяно-Шушенской ГЭС и шахтах Кузбасса.

 

Описание Закона . Новый Закон распространяет свое действие на опасные объекты, опасные производственные объекты (регламентированы в Федеральном законе №116-ФЗ), гидротехнические сооружения (Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»). Этот вид страхования охватит порядка 360 тыс. объектов.

Основная цель Закона - не только защитить жизненные и имущественные интересы граждан и юридических лиц за счет гарантированного возмещения возможного ущерба, но и стимулировать меры по повышению безопасности опасных объектов. Например, повышая уровень безопасности на объекте, его владельцы могут значительно снизить страховые тарифы и суммы.

Размеры выплат при наступлении страхового случая . Отметим, что Закон значительно увеличил максимальные лимиты застрахованной ответственности владельца опасного объекта (ОО): их размер составляет от 10 млн. до 6,5 млрд. руб. против установленных Федеральным законом №116-ФЗ сумм от 100 тыс. до 7 млн. руб.

Размер страховых выплат за причинение вреда жизни и здоровью людей в случае наступления ЧС . Размер страховой защиты жизни и здоровья как третьих лиц, так и работников опасных предприятий (т.е. выплата в случае наступления страхового случая) будет достигать 2 млн. рублей. В счет возмещения расходов на погребение каждого погибшего при наступлении страхового случая сумма составит 25 тыс. руб., не более 200 тыс. руб.- в части возмещения вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности каждого потерпевшего; не более 360 тыс. руб.- в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего физического лица, за исключением вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности; не более 500 тыс. руб.- в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего-юридического лица.

Размер страховых выплат владельцам ОПО в случае наступления ЧС . Предельные суммы выплат для предприятия, которое в обязательном порядке готовит декларацию о промышленной безопасности, составляют 6,5 млрд. руб., если максимально возможное количество потерпевших может превысить 3 тыс. человек; 1 млрд. руб.- если потерпевших будет от 1,5 тыс. до 3 тыс. человек; 500 млн. руб.-- если количество потерпевших составит от 300 до 1,5 тыс. человек; 100 млн. руб.- если количество жертв будет от 150 до 300 человек. Страховая сумма составит 50 млн. руб. для объекта, где, согласно расчетам, пострадавших может быть от 75 до 150 человек, 25 млн. руб.- если максимально возможное число потерпевших составит от 10 до 75 человек. Для опасных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, в отношении которых законодательство не предусматривает обязанность составлять декларации промышленной безопасности, страховые выплаты составят 50 млн. руб.; 25 млн. руб.- для сетей газопотребления и газоснабжения; 10 млн. руб.- для иных опасных объектов. Срок исковой давности по всем требованиям, вытекающим из договора обязательного страхования, составит три года.

Для сравнения : как в мировой, так и в российской практике договоры страхования гражданской ответственности перед третьими лицами и перед собственными работниками заключаются, как правило, раздельно либо по таким договорам проводится раздельная оценка рисков. Закон прямо прописывает включать в общий размер ущерба возможный вред жизни и здоровью работников страхователя. Но, с точки зрения страховых компаний, это не совсем удачная идея: во-первых, характер риска для работников страхователя и для третьих лиц сильно различаются (на объектах с подъемными механизмами на производстве риски персонала очень высоки, а риски третьих лиц незначительны). Поскольку такие нюансы не всегда учитываются при формировании обязательных для всех тарифов по страхованию опасных объектов, это может вызвать некоторые сложности.

С другой стороны, организации, эксплуатирующие ОПО, практически все имеют полис страхования гражданской ответственности перед третьими лицами, но страховые суммы крайне незначительны (на основании ФЗ №116) – они могут составлять 100 тыс. рублей, 1 млн. рублей и 7 млн. рублей (в зависимости от типа объекта). Гражданская ответственность при эксплуатации большинства объектов застрахована на сумму или 100 тыс. руб. или 1 млн. рублей, и эти суммы делятся на всех пострадавших. В случае возникновения ЧС на ОПО этих лимитов не хватит, чтобы возместить причиненный вред третьим лицам и окружающей среде. Компаниям придется компенсировать причиненный вред свыше этих лимитов своими деньгами, что абсолютно невыгодно. Кроме того, сотрудники предприятия не являются для страхователя третьими лицами. Они связаны со страхователем трудовыми отношениями. При аварии или инциденте на ОПО именно работники предприятия являются первыми пострадавшими. Поэтому включение в страховое покрытие гражданской ответственности за причинение вреда сотрудникам предприятия делает этот закон еще более социально ориентированным.

Практика Закона . Как известно, эффективность Закона и его правоприменительной практики будет существенно зависеть от проработанности подзаконных актов и учета опыта страховой и экспертной деятельности на опасных объектах. Обоснование размера вреда, страховой премии, а также страхового тарифа и суммы подразумевает создание целого комплекса методических документов.

Методическая поддержка Закона . В 2006 г. по заказу Национального союза страховщиков ответственности (НССО, сейчас Всероссийский союз страховщиков (ВСС)) с целью методического обеспечения Закона на стадии его подготовки группой специалистов был разработан ряд проектов подзаконных актов (постановлений Правительства России, правил, методик и др.), которые могут быть при соответствующей корректировке использованы для реализации Закона.

В основу проекта «Руководства по экспресс-оценке последствий аварий, связанных с выбросом опасных веществ» (далее — Руководство) легли «Руководство по классификации и приоритизации риска в результате чрезвычайных происшествий на промышленных производствах» и «Методическое руководство по оценке промышленных опасностей Всемирного банка».

Планируется, что с помощью Руководства и анализа результатов декларирования можно будет определять максимальные размеры зон поражения (МЗП) для большинства опасных производственных объектов в соответствии с Перечнем типовых опасных производственных объектов для регистрации в государственном реестре.

Страховые тарифы будут состоять из базовых ставок и коэффициентов, которые устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов. При расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности объекта.

Кроме того, если в ходе анализа причин ЧС выяснится, что авария на объекте случилась из-за невыполнения его владельцем указаний регулятора или выявились умышленные действия (бездействие) работника страхователя, что нанесло вред потерпевшим, страховщик, выплатив возмещение, получает право выставить регрессное требование промышленникам.

Экспертные организации и Закон . Важным моментом в реализации нового Закона также является роль специализированных организаций и специалистов. Страховщик имеет право назначить проведение экспертизы промышленной безопасности на опасном объекте страхователя для оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии, для определения максимально возможного количества пострадавших и уровня безопасности самого объекта. Это также значит, что страховщик обязан оказать полное содействие проведению этой процедуры, в том числе обеспечить доступ на объект специализированным организациям или специалистам, а также предоставить всю необходимую техническую и иную документацию.

Наиболее очевидное решение - использование в этой системе потенциала экспертных организаций и отдельных экспертов в области экспертизы деклараций промышленной безопасности и анализа риска. Фактически в настоящее время экспертные организации, аккредитованные в этой области, являются наиболее компетентными для проведения работ, необходимых для обоснования условий страхования на опасных объектах.

Ожидается также, что в связи с зависимостью условий страхования, в том числе размеров взносов (премии), от обоснованности результатов оценки риска возрастет значимость экспертных организаций и эффективность декларирования безопасности.

Таким образом, введение нового Закона окажет значительное влияние как на рынок страхования, так и на рынок оказания услуг в области промышленной безопасности.