Управление Ростехнадзора по Калужской области

Автоматическая система производственного контроля и управления промышленной безопасностью: все за и против


Внедрять, не внедрять? Не в том вопрос...

На этот вопрос «БЕРГ (КОЛЛЕГИИ» отвечает разработчик автоматической системы производственного контроля и управления промышленной безопасностью, заместитель генерального директора ЗАО НДЦ «НПФ «Русская лаборатория» (Санкт-Петербург. Далее – Центр) Владимир Валерьевич ШАЛАГАЕВ.

– Необходимость создания корпоративной системы производственного контроля и управления промышленной безопасностью у производственников сомнений не вызывает. В то же время использование качественного программного обеспечения в сфере промышленной безопасности пока редкость, и это более чем странно – ведь безопасность технологического процесса наиважнейшая составляющая производства.

– В чем причина «пробуксовки» внедрения компьютерных технологий в сферу производственного контроля и управления промышленной безопасностью на ОПО ?

– В развитии современного производственного процесса прослеживается тревожная тенденция: на фоне интенсивного внедрения современных технологий и нового оборудования обозначился довольно высокий показатель отказов и аварий технических устройств, у которых закончился или подходит к завершению расчетный срок эксплуатации. Расширяющемуся парку технических устройств требуется тщательное обслуживание и усиленный производственный контроль. Управление промышленной безопасностью без соответствующего программного инструмента – процесс трудоемкий и, если откровенно, малоэффективный, требующий дополнительных организационных и финансовых ресурсов. Поток данных интенсивно возрастает, он становится слишком велик для «ручной» обработки получаемой информации. Все прекрасно осознают, что добиться требуемого результата невозможно без применения информационных технологий – в сфере промышленной безопасности необходим эффективный инструмент для формирования и управления базой оперативных и архивных данных, для анализа состояния технических устройств, возможности их дальнейшей эксплуатации на ОПО. В Центре мы занимаемся решением этой проблемы.

В течение нескольких лет ведется разработка информационной системы RLEquipmentBase, призванной обеспечить учет, контроль, сбор статистики и анализ информации по оборудованию, техническим устройствам, энергетическим объектам, зданиям, сооружениям, электрическим сетям и т.д.

– Расскажите подробнее о функциональных возможностях подобных систем…

– Такие системы – своего рода универсальный информационно-аналитический инструмент, располагающий обширным набором функций, для решения задач электронного учета технических устройств на ОПО, а также планирования и организации производственного контроля (рис.1) Работа системы строится на основе базы данных предприятия, содержащей полную информацию об опасных производственных объектах и эксплуатируемых в их составе технических устройствах (паспортные данные, эксплуатационные характеристики, результаты диагностирования, история ремонтов и неполадок и т. д.). Это могут быть любые технические устройства, в зависимости от настроек системы. Специализированный интерфейс может быть настроен для сосудов, трубопроводов, резервуаров, печей, котельного оборудования, подъемных сооружений, буровых установок и многого другого.

Сложность решаемой задачи в том, что информация по различным типам оборудования весьма разнородна, и её состав невозможно зафиксировать ввиду постоянного появления данных по новым видам технических устройств. Информационная система производственного контроля, построенная с использованием трехуровневой клиент-серверной архитектуры на платформе Windows, решает эту проблему благодаря универсальной архитектуре и гибкой системе настройки.

– Как происходят сбор и передача информации?

– Программный комплекс обеспечивает в автоматическом режиме интегральный сбор информации и ее передачу с базы данных предыдущего уровня предприятия на последующий (установка– цех – завод – объединение), предоставляя руководству возможность увидеть картину в целом. ИС формирует единое информационное пространство для больших компаний со множеством географически удаленных отделений. Система осуществляет хранение, передачу данных и одновременную работу с базой данных произвольного числа пользователей. Разграничение прав доступа обеспечивает конфиденциальность информации, позволяя, в то же время, всем, у кого есть соответствующие права, оперативно получать все необходимые данные и статистику по оборудованию.

– Расскажите о механизме внедрения «системы».

– Обычно настройка такой системы, а также конвертация всех накопленных в электронном виде данных производятся с учетом потребностей конкретного предприятия, в случае необходимости разрабатываются дополнительные модули. (Рис.2) Пилотное внедрение, сбор замечаний и внесение соответствующих корректировок на ранних стадиях проекта позволяют минимизировать риски при полном внедрении информационной системы.

После того как были сформулированы цели компании, а также был осуществлен поиск решения и поставщика этого решения, начинается основной этап по работе с компанией-внедренцем. Хотелось бы остановиться на общих принципах, которые позволят избежать рисков при работе с внедренцем информационной системы. Первое и главное – документируйте все вопросы, связанные с описанием производственных процессов, постановкой задач, сроков их выполнения. Во-вторых, разбивайте работу на отдельные этапы, определяйте форму и результат деятельности компании-внедренца на каждом этапе. Наконец, попытайтесь оптимизировать финансовые вопросы за счет поэтапной оплаты услуг внедренца, а также за счет оптимизации лицензионных взносов за программное обеспечение. Я бы предложил выделить три этапа внедрения информационной системы:

•Исследование. Компания-внедренец проводит исследование производственных процессов на вашем предприятии.

•Доработка системы. Программисты компании, внедренца настраивают или дорабатывают требуемую функциональность системы.

•Запуск системы. Начало реального использования системы включает процессы обучения персонала.

Внедрение можно считать успешным, только если система оптимизирует работу служб, позволяет выполнять работу быстрее, повышает качество процессов. Необходимо постоянно анализировать показатели работы системы, а также степень заинтересованности персонала в ее использовании. Процесс внедрения информационной системы занимает, как минимум, несколько месяцев.

– Насколько внедрение ИС ПБ способно экономить время и оптимизировать финансовые ресурсы среднестатистического предприятия?

– Ни для кого не секрет, что безопасность производственных процессов требует значительных затрат. Вопросы совершенствования менеджмента и учета работ в этой области – важная задача при оптимизации расходов компании. Информационная система обладает набором средств, позволяющих автоматически планировать мероприятия по производственному контролю, техническому обслуживанию и ремонту оборудования, контролировать их выполнение, проводить анализ ситуации и, как следствие, экономить время и финансовые ресурсы, повышая при этом оперативность работы. Судите сами. Доступ к ИС обеспечит сокращение рабочего времени на коммуникацию между сотрудниками и на поиск достоверной информации по техустройствам. Возможность автоматического составления различных перечней, планов работ, графиков, отчетов о проведенной работе и т.д. сократит рабочее время сотрудников, необходимое для выполнения этих задач. Полная информация в электронном виде обо всех ТУ будет способствовать уменьшению расходов на проведение экспертизы промышленной безопасности. Статистика по срокам межремонтных пробегов оборудования позволит делать выводы о качестве выполнения работ по обслуживанию и ремонту оборудования теми или иными подрядчиками, а значит, поможет сделать оптимальный выбор подрядчиков. Информация о работе оборудования позволит делать выводы об экономической целесообразности использования различных схем обслуживания оборудования. Например, схему обслуживания по фактическому состоянию или схему регламентного обслуживания. Статистика по надежности оборудования различных фирм-изготовителей позволит оптимизировать расходы на покупку нового оборудования. Оперативность подготовки отчетов увеличит скорость принятия управленческих решений. Объективная информация о состоянии парка оборудования (срок эксплуатации, остаточный ресурс и т.д.) будет являться информационным обеспечением для принятия стратегических решений о затратах на обновление и содержание парка оборудования. (рис.3)

Как вы оцениваете ближайшие перспективы развития рынка информационных систем в сфере промышленной безопасности?

– По моим ощущениям, в ближайшее время рынок начнет расти. При этом одной из первоочередных задач производственных компаний станет активизация усилий, направленных на повышение не только эффективности, но и безопасности и безаварийности собственной деятельности. Безаварийность работы на либерализованном рынке во многом зависит от качества и оперативности принимаемых решений, что напрямую зависит от качества и оперативности обработки информации. Это немаловажное обстоятельство побуждает менеджмент всех производственных структур к серьезной переоценке роли автоматизации систем управления промышленной безопасностью на ОПО, как, впрочем, и параметров внедряемых ИТ-решений.