Управление Ростехнадзора по Калужской области

Методическое обеспечение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов


Практическая реализация Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее — Закон) требует разработки комплекса нормативно правовых и методических документов. В соответствии с Законом должен быть разработан и утвержден ряд подзаконных актов, в том числе:

постановление Правительства Российской Федерации об утверждении правил обязательного страхования, определяющее порядок реализации прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования (статья 9, п. 1, Закона);

постановление Правительства Российской Федерации об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, структуры и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии (статья 7, п. 3, Закона);

Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта (далее — Порядок определения вреда), устанавливаемый профессиональным объединением страховщиков в соответствии со статьей 7, п. 11, Закона.

В целях методического обеспечения Закона на стадии его подготовки в 2006 г. по заказу Национального союза страховщиков ответственности (НССО), объединяющего около 30 крупнейших страховых компаний, специалисты группы компаний «Промышленная безопасность» (АНО «Агентство исследований промышленных рисков» и ЗАО НТЦ ПБ) разработали ряд проектов подзаконных актов (постановлений Правительства России, правил, методик и др.), которые могут быть при соответствующей корректировке использованы для реализации Закона.

Для расчета зон поражения П и максимально возможного количества потерпевших N , которое, согласно Закону, определяет страховую сумму, разработано Руководство по экспресс-оценке последствий аварий, связанных с выбросом опасных веществ (далее — Руководство), основу которого составляют адаптированные Руководство по классификации и приоритизации риска в результате чрезвычайных происшествий на промышленных производствах и Методическое руководство по оценке промышленных опасностей Всемирного банка . Следует отметить, что Руководство существенно отличается от методических рекомендаций , также основанных на , но не в полной мере учитывающих специфику ОПО и Закона.

С помощью Руководства и анализа результатов декларирования, были определены максимальные размеры зон поражения (МЗП) для большинства опасных производственных объектов в соответствии с Перечнем типовых опасных производственных объектов для регистрации в государственном реестре. Максимально возможное число потерпевших в результате аварии на опасном объекте приведено в таблице (фрагмент приложения 1 проекта порядка определения вреда).

В разработанном проекте Порядка определения вреда следует обратить внимание на следующие положения.

1. В случае наличия на опасном объекте декларации промышленной безопасности (далее — ДПБ) 1 владелец опасного объекта направляет в соответствующую страховую компанию (или, при необходимости, в специализированную организацию) ДПБ (или выписку из ДПБ), содержащую результаты анализа условий возникновения и развития аварий на опасном объекте. На основе этих данных определяется величина N , включая погибших работников и иных физических, а также юридических лиц, имуществу которых причинен вред в результате реализации наиболее опасного по последствиям сценария аварий на опасном производственном объекте.

2. Для опасных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С, N определяется в соответствии с проектом Методики оценки определения максимально возможного количества потерпевших вследствие аварии на опасных объектах, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С.

3. Для опасных объектов, на которых эксплуатируются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры, параметр N определяется в соответствии с проектом Методики оценки максимального возможного количества потерпевших вследствие аварии на опасных объектах, на которых используются подъемные сооружения.

4. Для опасных объектов, не упомянутых в пп. 1–3, N рассчитывается в зависимости от типа опасного объекта по формуле ( N = ρ П ). При этом: площадь зоны поражения определяется либо непосредственно из приложения к Порядку определения вреда, либо рассчитывается в соответствии с Руководством; плотность распределения потерпевших в районе расположения опасного объекта находится в соответствии с данными, полученными от органов местного самоуправления или по информации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Положение о РСЧС утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794. Наиболее сложный для практики и нормативного регулирования — вопрос об определении страховых тарифов. Согласно п. 1 статьи 7 Закона размер страховой премии (нетто-ставка) R (руб.) выражается как произведение страхового тарифа T (%) и страховой суммы S (руб.).

Согласно пп. 6, 7 статьи 7 Закона страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов, а базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов. Исходя из практики страхования базовые ставки страховых тарифов, т.е. базовый страховой тариф (нетто-ставка) T н (%) и базовый страховой тариф (брутто-ставка) T б (%), можно выразить следующими соотношениями:

Т б = Т н 100/(100 – σ);

Т = T б K в K н K у ,

где σ— доля страховой премии (доля нагрузки), непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим (не менее 80 % согласно п. 4 статьи 7 Закона); K в — базовый коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вреда, который может быть причинен в результате аварии, и максимально возможного количества потерпевших N ; K н — базовый коэффициент отсутствия или наличия страховых случаев; K у — понижающий коэффициент, устанавливаемый исходя из уровня безопасности опасного объекта, K у = 1,0÷0,6 (п. 9 статьи 7 Закона).

В качестве основы для определения уровня безопасности предлагается использовать работу, в которой K н определяется с помощью балльной оценки различных факторов безопасности (человеческий фактор, факторы, связанные с состоянием технологии, контроля, управления, влиянием внешних воздействий и т.п.).

Значения базовых ставок напрямую связаны с вероятностью страхового случая, которая в общем случае не совпадает с вероятностью аварии. Указанная проблема определения страховых тарифов и премии (взносов), имеющая ключевое значение для практики страхования, требует более детального обсуждения.

Важным моментом в реализации нового Закона также является роль специализированных организаций и специалистов. Согласно статье 11, п. 2, Закона страхователь (предприятие) обязан содействовать проведению назначенной страховщиком экспертизы опасного объекта для оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и (или) уровня безопасности опасного объекта, в том числе обеспечить доступ специализированных организаций и (или) специалистов на опасный объект, представить необходимую техническую и иную документацию. Представляется очевидным использование в этой системе потенциала экспертных организаций и отдельных экспертов в области экспертизы деклараций промышленной безопасности и анализа риска. Фактически в настоящее время экспертные организации, аккредитованные в этой области, являются наиболее компетентными для проведения работ, необходимых для обоснования условий страхования на опасных объектах.

Ожидается также, что в связи с зависимостью условий страхования, в том числе размеров взносов (премии), от обоснованности результатов оценки риска возрастет значимость экспертных организаций и эффективность декларирования безопасности. В этой связи целесообразно:

внести соответствующие изменения в нормативные документы, регламентирующие декларирование промышленной безопасности, в том числе РД-03-14—2005, РД 03-357—00;

уточнить или ввести (в целях получения более точных оценок количества потерпевших) дополнительные критерии декларирования промышленной безопасности объектов в соответствии со статьей 14, п. 2, Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

активизировать развитие методического обеспечения анализа риска, в том числе разработку отраслевых методик оценки риска и баз данных по аварийности и инцидентам.

М.В. Лисанов, д-р техн. наук, директор центра анализа риска

А.И. Гражданкин, канд. техн. наук, зав. Отделом

И.А. Кручинина, д-р техн. наук, директор (АНО АИПР)

А.В. Пчельников, канд. физ.-мат. наук, ведущий риск-менеджер (ЗАО «САК «Альянс»)