Управление Ростехнадзора по Калужской области

Об объединении методик оценки технического состояния магистрального газопровода


Скованные одной цепью…

Илья ПЕТУХОВ, начальник департамента научно-исследовательских работ группы компаний «Городской центр экспертиз» (Санкт-Петербург)

Согласно результатам расчетов, до 40 % аварий могло быть предотвращено, если бы существовала возможность провести полноценный и своевременный анализ имеющейся информации о состоянии магистральных газопроводов. За последнее десятилетие разработано огромное число методик оценки технического состояния МГ. Будут разрабатываться все новые и новые. Однако все они имеют определенные недостатки.

В первую очередь, оставляет желать лучшего степень автоматизации. Методики отвечают на вопрос: «как считать», дают правила, по которым мы будем оценивать техническое состояние. Но они не говорят о том, «чем считать». Делать это все же должна машина, а не человек. И многие предприятия испытывают потребность в автоматизации. Кроме того, различные методики нельзя использовать в едином комплексе так, чтобы они дополняли друг друга, хотя это могло бы повысить качество принятия решений, поскольку позволило бы посмотреть с различных точек зрения и критериев на одну и ту же проблему.

На сегодняшний день на большинстве предприятий транспорта газа отсутствует комплексный оперативный анализ технического состояния МГ. Хотя нет никакой технической проблемы в том, чтобы объединить методики. Все они опираются на исходные данные. Источниками информации о состоянии линейной части магистральных газопроводов являются проектные и геоинформационные данные, результаты внутри трубной диагностики, электрометрических и полевых обследований и экспертные оценки. Типы этих данных совершенно различны. Одни использовались когда-то давно, еще при постройке. Другие появляются в процессе эксплуатации. И никуда не деться от того факта, что восстановить данные о состоянии газопровода пять-десять лет назад просто невозможно. И это лишь одна из проблем.

Каждый из источников содержит часть информации. Все это нужно не только собрать, но и объединить в одном виде. Ведь изначально проектные данные, к примеру, могут быть представлены на бумаге, ВТД – в электронном виде, а состыковать их необходимо с большой точностью, что достаточно трудно, особенно в том случае, если носители их различны. Объединить такие источники информации оперативно крайне тяжело, а уж говорить о возможности их автоматизированной обработки вообще не приходится.

Следующая проблема заключается в том, как понять, какой из источников информации в каждом конкретном случае будет являться наиболее адекватным и приоритетным, ведь зачастую данные в различных источниках противоречивы.

Есть и такой момент: часто сохраняется не первичная, а уже обработанная информация по газопроводу. К примеру, при проведении внутритрубной диагностики записываются в основном данные по выявленным дефектам, а не по состоянию всей трубы вообще. Это означает, что подобную информацию уже невозможно будет обработать ни по какой новой методике.

В нынешних методиках мало говорится о том, как должны накапливаться данные. В западных стандартах все начинается с указания на то, с какой периодичностью и при каких условиях их нужно собирать и как хранить. Этот пробел в отечественной диагностике необходимо устранить. Для создания единого хранилища данных по МГ предполагается опираться на рекомендации Р Газпром 2-2.1-160-2007 «Открытая стандартная модель данных по трубопроводным системам».

Кроме сбора и хранения данных, комплексная оценка должна включать расчет остаточного ресурса, допустимого давления, учет не только технического состояния МГ, но и возможного ущерба, а также оптимизацию программ технического обследования и ремонта газопроводов. Нужно знать не только в каком состоянии труба, но и каковы возможности ее ремонта в дальнейшем. В том числе, когда и как туда можно добраться. Поэтому для разработки методик комплексной оценки необходимо использовать и геоинформационные системы.

Объединение методик, создание программного обеспечения для автоматизации технологий исследования технического состояния магистрального газопровода позволит заранее определить вероятную проблему и устранить ее заблаговременно, не допустив возможной аварии.