Управление Ростехнадзора по Калужской области

...Куда повернул, туда и вышло


 

Виталий Сергеев,директор ООО «СВ-Инжиниринг» (Тюмень)

Несогласованность законодательных актов в последние несколько лет стала серьезной проблемой в нашей стране. Руководствуясь конъюнктурными соображениями, законодатели создают новые законы, которые зачастую входят в противоречие со старыми, работающими и хорошо себя зарекомендовавшими.

В частности, c 2007 года, после вступления в силу изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ, между данным законодательным актом и регламентирующими документами возникло противоречие относительно проведения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на строительство и реконструкцию опасных производственных объектов. Из текста закона понятия «строительство и реконструкция» исключены, но они по-прежнему присутствуют в регламентирующих документах (ПБ 12-529-03 «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления» п. 2.1.13; РД 12-608-03 «Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности на объектах газоснабжения» п. 3.1; «Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» п. 2). Если следовать этим документам, то проводить экспертизу проектной документации на строительство и реконструкцию ОПО необходимо, а по закону – нет.

В принятый 22 декабря 2004 года Градостроительный кодекс РФ до начала 2010 года изменения вносились 22 раза, что лишь усугубляло путаницу. Так, в ходе постоянных «улучшений» из текста кодекса исключен ряд опасных производственных объектов, которые не попадают ни под государственную экспертизу, ни под экспертизу промышленной безопасности на предмет соответствия нормам и правилам, применяемым к опасным производственным объектам. Например, экспертизе не подвергается проектная документация на строительство ОПО с площадью до 1500 м2 и высотой до трех этажей. Безопасность объекта – ответственность проектировщиков, которые якобы не допускают ошибок при выполнении работы. Между тем в последнее время участились аварии на объектах газоснабжения и газопотребления. И кто теперь даст гарантии, что на объектах, выведенных из-под контроля на этапе проектирования, в недалеком будущем не возникнет аварийная ситуация?

Экспертные организации, которые получили лицензии уже в период действия Градостроительного кодекса РФ, формально имеют право проводить эту экспертизу, но по закону на данный момент – это зона ответственности Государственной строительной экспертизы. На практике работа организаций с государственными органами длится дольше и обходится дороже работы с экспертными организациями. На мой взгляд, до 2007 года вся процедура разработки проектной документации, ее экспертизы, строительства самого объекта и сдачи в эксплуатацию была проще и понятнее для всех организаций, участвующих в этом процессе.

Из-за возникших противоречий в законодательных актах сложно четко определить критерии, по которым можно было бы идентифицировать проектную документацию на строительство ОПО как требующую проведения Государственной строительной экспертизы. Каков порядок ввода в эксплуатацию объектов газификации (части инженерного обеспечения объекта) при техническом перевооружении? В Градостроительном кодексе РФ и в приказе Минрегионразвития РФ № 274 от 9 декабря 2008 года термин «техническое перевооружение» отсутствует, но он есть и в Налоговом кодексе РФ, и в законе № 116-ФЗ.

Сейчас у руководителей небольших предприятий, которые хотели бы ввести элементы модернизации или построить небольшую котельную на природном газе, чтобы не зависеть от крупных поставщиков энергии, возникает множество вопросов по процедуре получения разрешения на строительство, необходимости проведения государственной строительной экспертизы, а также по процедуре оформления разрешения на ввод построенного объекта.

В конце 2009 года в нашу экспертную организацию обратилось предприятие за проведением экспертизы промышленной безопасности проектной документации на строительство котельной мощностью до 360 кВт. Экспертиза помещения на соответствие размещаемому в нем газовому оборудованию прошла утверждение в Ростехнадзоре, а экспертиза проектной документации на строительство этой котельной была возвращена заказчику без рассмотрения.

Специалист Ростехнадзора обосновал это действие решением Верховного суда Российской Федерации, согласно которому подпункт 1 пункта 4 ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» не действует с 15 мая 2008 года, о чем в одном из управлений Ростехнадзора не знали до конца 2009 года.

Получается, изменений становится так много, что Ростехнадзор не успевает их отслеживать, оперативно перестраивать свою деятельность и корректировать свои требования.

Стремительно плодятся новые законодательные акты, которые все больше ограничивают деятельность Ростехнадзора в области надзора за эксплуатацией ОПО и лишают его рычагов воздействия на строительные организации на стадии проектирования и строительства ОПО.