Управление Ростехнадзора по Калужской области

Энергоэффективность в России – вопросы и решения


Опытом реализации требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Печорском управлении Ростехнадзора с читателями «БЕРГ-КОЛЛЕГИИ» делится начальник отдела по энергетическому надзору этого управления Борис Алексеевич МАСЛЕННИКОВ.

«Повышение энергоэффективности – это большая макроэкономическая задача, и ожидаемый эффект от ее решения зависит не только от сокращения потребления энергоресурсов, но и от запуска новых инновационных процессов, от внедрения передовых технологических решений», – отмечал Президент России Д. А. Медведев в Послании Президента Федеральному Собранию РФ, на заседании Госсовета РФ. А еще в 2008 году Указом Президента России поставлена задача о снижении на 40 % энергоемкости ВВП к 2020 году.

Актуальность этой проблемы вызвана тем, что на современном этапе экономика России характеризуется высокой энергоемкостью, по разным оценкам превышающую в 2–5 раз удельную энергоемкость экономики развитых стран.

История вопроса и проблемы региона

Причины такого положения дел имеют исторические корни – плановая экономика Советского Союза по определению была «затратной», когда план определялся количеством выделяемых из бюджета денег, ресурсов и т.д., которые необходимо было «освоить» за определенный планом период. Неосвоение или экономия ресурсов влекла за собой уменьшение их выделения на следующий плановый период. При такой системе задачи энергоэффективности решать было невозможно.

Первую попытку энергосбережения Россия сделала в середине 90-х годов, когда в 1996 году был введен в действие Федеральный закон РФ № 28-ФЗ «Об энергосбережении», а в последствии на эту же тему было разработано несколько

федеральных целевых программ. Помимо этого, в развитие указанного Федерального закона, уже к 2000 году был утвержден ряд государственных стандартов по энергосбережению, началась реализация программы по проведению энергетических обследований и подготовке энергетических паспортов предприятий, потребляющих более 6 тыс. т у.т. в год. В период с 1998 по 2004 годы в субъектах Российской Федерации были приняты территориальные законы об энергосбережении, созданы центры энергоэффективности и агентства, занимающиеся проблемами энергосбережения.

Однако в последующие годы реализация политики энергосбережения в стране замедлилась по следующим причинам:

• Федеральный закон РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» отменил обязательное соблюдение требований национальных стандартов. В результате была ослаблена возможность нормативного обеспечения и государственного влияния на энергосбережение, нормирование потребления энергоресурсов, повышение энергоэффективности выпускаемого энергопотребляющего оборудования и т.д.;

• Произошедшие изменения в Бюджетноми Налоговом кодексах, других законах Российской Федерации сделали неприемлемыми предусмотренные ФЗ «Об энергосбережении» меры государственной поддержки потребителей и производителей топливно-энергетических ресурсов, осуществляющих мероприятия по энергосбережению;

• Административной реформой 2004 года была упразднена государственная функция по выработке и реализации государственной политики в области энергосбережения.

В настоящее время, по разным источникам, потенциал энергосбережения экономики России – 420 млн т у. т. Общий технически реализуемый потенциал повышения энергоэффективности экономики Республики Коми, например, оценивается в 3,5–4,3 млн т у. т. При этом приблизительно равные возможности энергосбережения имеются как в сфере производства, так и в сфере потребления топливно-энергетических ресурсов.

Потенциал энергосбережения в секторе производства и передачи электрической и тепловой энергии Республики Коми оценивается величиной 1100 – 1700 тыс. т у. т. в год. Потенциал возможного освоения местных топливных ресурсов (дрова, отходы лесозаготовки, биогаз) и возобновляемых источников энергии (гидро-, ветроэнергетика) в Республике Коми оценивается в 650 тыс. т у.т. Но современный уровень их использования – менее половины.

Причинами, определяющими низкую энергоэффективность энергетики республики, являются: физический и моральный износ основных фондов, устаревшие технологии производства энергии, незначительность инвестиций, направляемых в энергетику, не позволяющих провести её масштабную модернизацию.

Кроме того, формируется нерациональная структура топливного баланса республики (низкая доля угля, постоянно растущая доля использования газа). Причем постоянно растущие объёмы потребления природного газа требуют повышения эффективности его использования.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, по итогам расширенного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 2 июля 2009 года, в целях формирования и реализации государственной политики Республики Коми в области энергоэффективности распоряжением Правительства Республики Коми от 27 октября 2009 года №391-р была одобрена Программа мер повышения энергоэффективности экономики Республики Коми на 2010–2012 годы и на период до 2015 года.

Функции Ростехнадзора

Со вступлением в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» определены функции Ростехнадзора по вопросам энергосбережения.

Согласно этим документам, теперь Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор:

– за соблюдением, в пределах своей компетенции, при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности; требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

– за соблюдением, в пределах своей компетенции, собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям;

– требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов;

– за соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем 50 % и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50 % акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

– за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок. Федеральный закон РФ № 261-ФЗ устанавливает следующие требования к энергосбережению по данным направлениям надзора.

Учет ресурсов

Согласно ст. 13 ФЗ № 261, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета использованных энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством РФ.

Согласно частям 3 и 4 этого же закона, до 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе и временные), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6, обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов в эксплуатацию.

С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение энергоресурсами или их передачу, либо сети инженерно- технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Требования к зданиям и сооружениям

Согласно статье 11, здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 ФЗ № 261 зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.

В подразделе 6 данной статьи указано, что не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Подраздел 8 гласит, что проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора. В иных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляются застройщиком.

Энергетические обследования

В подразделе 4 ст. 15 ФЗ № 261-ФЗ, уточняется, что деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

В подразделе 1 ст. 16 ФЗ № 261-ФЗ установлено, что проведение энергетического обследования является обязательным для:

• органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц;

• организаций с участием государства или муниципального образования;

• организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

• организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

• организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;

• организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Лица, указанные в подразделе 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, а последующие энергетические обследования – не реже чем один раз каждые пять лет.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, вправе запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать у:

1) организаций, осуществляющих продажу, поставку энергетических ресурсов, данные об объеме и о стоимости поставляемых ими энергетических ресурсов организациям, которые являются потребителями этих поставляемых энергетических ресурсов;

2) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций сведения и материалы, необходимые для осуществления государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки.

Контроль за утверждением программ

В подразделах 3–4 ст. 48 данного закона указано, что региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 1 августа 2010 года. Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны принять программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 15 мая 2010 года. Такие программы должны быть разработаны в соответствии с требованиями статьи 25 настоящего Федерального закона.

Наши предложения

Чтобы осуществлять территориальными органами Ростехнадзора мероприятия по реализации постановления Правительства РФ от 20.02.2010 № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», мы предлагаем следующее:

• Необходимо в ближайшее время издать приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о добавлении функций по энергосбережению, определенных постановлением Правительства РФ, в Положение о территориальных управлениях.

• Корректировка и утверждение Положений в Центральном аппарате Службы, переработка штатных расписаний, структур и должностных регламентов государственных служащих, исполняющих функции по контролю и надзору в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

• Внести соответствующие изменения в нормативные и распорядительные документы Службы, в т.ч. в приказ № 212 от 7 апреля 2008 года «Об утверждении Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок», а Управление энергетического надзора должно разработать типовые методики, программы.

• Для государственных инспекторов и специалистов Ростехнадзора потребуется проведение курсов повышения квалификации по вопросам контроля в области энергосбережения и повышения энергоэффективности производства и распределения электрической и тепловой энергии в учебных заведениях и в центрах технической учебы.

• Внести изменения и дополнения в отчетные формы, повествующие о результатах деятельности энергонадзора, и включить в них показатели, уточняющие степень оснащенности предприятия (организации) приборами учета, насколько разработаны на данном предприятии программы энергосбережения, показать разные уровни проведения энергетических обследований, выявление нарушений Закона № 261-ФЗ.

• Для контроля за соблюдением требований к зданиям и сооружениям по классу энергоэффективности:

– внести в распорядительные документы, программы и методики Службы и территориальных управлений критерии, по которым возможно будет на основе данных, разработанных Минрегионразвития, определить категории зданий и сооружений по классу энергоэффективности;

– сформировать базу данных организаций, занимающихся измерениями потерь, происходящих через теплоограждающие конструкции зданий и сооружений;

– осуществлять взаимодействие с энергоаудиторскими фирмами и проектными организациями по определению и уточнению класса энергоэффективности зданий и сооружений.

Современное состояние мировой экономики характеризуется постоянным ростом удельных расходов топлива и энергии на душу населения. Но ограничение количества основных топливных ресурсов может стать причиной ухудшения условий жизни человека.

Мировые ресурсы угля составляют 15 трлн. т, нефти - 300 млрд. т, газа - 200 трлн. куб. м. По данным экспертов, при нынешней ситуации разведанных запасов нефти хватит всего лишь на 40 лет, газа - на 50 лет; только угля - на 400 лет и более. Останется ли что-либо при таком расточительном использовании энергоресурсов нашим потомкам?

Затраты на освоение новых месторождений, которые, как правило, находятся в неблагоприятных климатических условиях и требуют значительных финансовых затрат на разведку, в разы превышают затраты на проведение энергосберегающих мероприятий в сфере потребления ТЭР. Так, чтобы обеспечить высокие темпы роста российской экономики, только в ТЭК, при существующем уровне энергоемкости, необходимо инвестировать до 2020 г., отвлекая ресурсы из других секторов экономики, не менее 1 трлн. долларов США.

Разрушить у россиян психологию энергорасточительства, отказаться от традиционного отношения к энергии, как к вечнодоступной, неисчерпаемой, дешевой и надежной базе комфорта – означает осуществить переход общества к новому качеству – жить по тем реальным средствам, которыми мы располагаем сегодня.

Энергосбережение – это не дань моде. Это необходимое условие выживания в переходный период. Это путь в завтрашний день. Мы считаем, что Ростехнадзору, как главному контрольному органу РФ, предстоит обеспечить своевременное исполнение поставленной задачи в рамках своих функциональных обязанной и прав.