Управление Ростехнадзора по Калужской области

О мерах по обеспечению экологической безопасности при добыче, транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов


Ударим законами по разливам

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии дорабатывает ко второму чтению законопроект № 111741-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики». Документ предполагает введение таких показателей экологической эффективности производственной деятельности, как процентное соотношение переработанных отходов производства и потребления с общим объемом произведенных (и завезенных) отходов (за вычетом вывезенных для переработки или захоронения), а также доля продукции, произведенной с применением малоотходных и ресурсоемких технологий.

Законопроектом также предусматриваются меры государственной поддержки (налоговые льготы, льготы по плате за негативное воздействие на окружающую среду, субсидии из бюджетов), стимулирующие хозяйствующие субъекты, осуществляющие затраты на приобретение, проектирование, строительство, монтаж, наладку, ввод в эксплуатацию следующих объектов и оборудования природоохранного назначения:

■ объектов по переработке и утилизации отходов производства и потребления (в том числе I–IV классов опасности);

■ технологий, обеспечивающих сокращение образования отходов производства на единицу выпускаемой продукции (работ, услуг);

■ оборудования по сортировке, обезвреживанию, переработке, размещению отходов производства и потребления;

■ оборудования для получения сырья или готовой продукции из отходов производства и потребления.

 

 

Предприятия топливно-энергетического комплекса, в том числе по добыче и транспортировке нефти, несмотря на снижение объемов производства по сравнению с 1990 годом, остаются крупнейшим в промышленности источником загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы начинаются уже на стадии добычи нефтяного сырья и его транспортировки к потребителю. Ежегодно происходит более 60 крупных аварий и около 20 тысяч случаев, сопровождающихся значительными разливами нефти, попаданием ее в водоемы, гибелью людей, большими материальными потерями.

Основными причинами высокой аварийности при эксплуатации трубопроводов являются сокращение ремонтных мощностей, низкие темпы работ по замене отработавших срок труб на трубы с антикоррозионным покрытием, а также прогрессирующее старение действующих сетей. Только на месторождениях Западной Сибири протяженность промысловых трубопроводов составляет свыше 100 тыс. км, из которых 30% служат уже 30 лет, однако в год заменяется не более 2% трубопроводов. Действующая на территории Российской Федерации система магистральных нефтепроводов, газопроводов, нефтепродуктопроводов и конденсатопроводов не отвечает современным требованиям безопасности.

Несмотря на осуществление программ по модернизации и реконструкции производства, доля оборудования, эксплуатирующегося два десятка лет, составляет от 36 до 100%. Средний срок амортизации оборудования на нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводах достигает 80%, а срок службы превысил все возможные пределы: так, нефтебазы и склады нефтепродуктов эксплуатируются в среднем 30 лет и более.

Ситуация усугубляется нарушением требований промышленной безопасности эксплуатирующими организациями, заключающимся в неэффективной организации и осуществлении производственного, технического контроля, использовании неисправного оборудования, а также нарушении технологий производства работ. Имеют место и случаи несанкционированного подключения к нефте- и нефтепродуктопроводам в целях хищения транспортируемого продукта.

– Для предупреждения аварий необходимо систематически осуществлять контроль технического состояния оборудования, что позволяет обнаружить потенциальные дефекты и своевременно принимать соответствующие меры по предотвращению возможных аварийных ситуаций, которые могут повлечь не только серьезные экологические последствия, но и привести к экономическим потерям, – считает председатель Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгений Туголуков. – Заслуживает особого внимания и вопрос подготовки профессиональных специалистов аварийно-спасательных служб. Для оперативной локализации и ликвидации последствий аварий важную роль играет готовность служб к выполнению возлагаемых на них задач по аварийно-спасательным и другим неотложным работам, обеспечение современным техническим оснащением, проведение периодических учебных тревог.

Сегодня объемы добычи, переработки и транспортировки углеводородов вновь увеличиваются. Несмотря на это, выбросы в атмосферу загрязняющих веществ по виду экономической деятельности «Добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа; извлечение фракций из нефтяного (попутного) газа» в последние годы уменьшаются. Это результат активной работы компаний по строительству и вводу в эксплуатацию объектов по утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ).

Практически все нефтяные компании реализуют программы по утилизации ПНГ, предусматривающие достижение к 2012 году утилизации 95% попутного газа. Основные мероприятия направлены на строительство систем сбора ПНГ, газотурбинных и газопоршневых электростанций, увеличение поставок газа на газоперерабатывающие заводы.

Уменьшается в нефтедобыче и объем сброса загрязненных сточных вод в водные объекты. Снижение обусловлено реализацией компаниями мер по охране водных ресурсов. К ним, в частности, относится строительство водоочистных сооружений, объектов водоохранного значения (установок предварительного сброса воды, сточных и канализационных очистных сооружений, ливневых стоков, насосных станций очищенных стоков, сети канализации).

Одним из приоритетных мероприятий стало строительство и эксплуатация установок предварительного сброса воды, которые обеспечивают работу всех напорных нефтепроводов в режиме транспорта нефти с остаточной обводненностью 2–4%, тем самым снижается риск развития «ручейковой коррозии» напорных и межпромысловых нефтепроводов. Необходимо отметить, что ряд хозяйствующих субъектов не производит сброса в водные объекты сточных вод, образующихся в ходе технологических процессов добычи и подготовки нефти, утилизируя их после очистки в систему поддержания пластового давления.

И все-таки обеспечить по максимуму безаварийную работу по добыче, транспортировке и хранению нефти и нефтепродуктов пока не удается. Так, в позапрошлом году произошло порядка 23,5 тысячи порывов на внутрипромысловых трубопроводах (на 7,3% больше, чем в 2007 году), из них около 85% – по причине коррозии. Рост числа порывов объясняется изношенностью основных фондов и высокой капиталоемкостью работ по реконструкции трубопроводов. Наряду с увеличением порывов трубопроводов наблюдалось уменьшение площади загрязненных в результате аварии земель (на 39%), что говорит о более эффективном мониторинге, а также оперативном реагировании хозяйствующих субъектов на утечки нефти.

В апреле Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы РФ был организован «круглый стол» на тему «Актуальные проблемы обеспечения экологической безопасности при добыче, транспортировке и хранении нефти и продуктов ее переработки». В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных органов власти субъектов РФ, а также научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций. Наряду с доработкой законопроекта по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики участники «круглого стола» подчеркнули необходимость включить в список приоритетных проекты федеральных законов, направленные на решение проблем обеспечения экологической безопасности при добыче, транспортировке и хранении нефти и продуктов ее переработки, и скорейшего их принятия Госдумой. Были выработаны, в частности, следующие рекомендации:

Федеральному Собранию Российской Федерации:

■ ускорить принятие проекта федерального закона № 280112-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в части определения порядка расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах);

■ принять участие в разработке проекта федерального закона «О защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения» в соответствии с принятой концепцией.

Правительству Российской Федерации:

■ ускорить подготовку специального технического регламента «О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов»;

■ разработать предложения для внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие механизмы стимулирования организаций, осуществляющих сбор, транспортировку и переработку ПНГ, а также разработку, производство и внедрение оборудования в области рационального использования ПНГ;

■ разработать предложения для внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающие систему штрафов в отношении предприятий, не обеспечивающих доступ к системе магистральных трубопроводов.

Организациям – собственникам трубопроводных систем:

■ провести комплекс мероприятий по обновлению трубопроводов и инфраструктуры трубопроводного транспорта;

■ при проектировании и строительстве новых элементов трубопроводных систем предусматривать использование современных материалов, конструктивных решений и технологий, отдавая приоритет российским производителям;

■ обеспечить необходимый уровень организации противокоррозионной защиты и соответствующего контроля трубопроводных систем, соблюдения правил эксплуатации и мониторинга трубопроводных систем, а также проведения охранных мероприятий с целью недопущения актов несанкционированного вмешательства.