Управление Ростехнадзора по Калужской области

Создание саморегулируемых организаций (СРО) в области строительства, проектирования и инженерных изысканий


Российский подход к саморегулированию в области проектирования, строительства и инженерных изысканий не имеет аналогов Александр ЛОЩЕНКО, помощник министра регионального развития РФ

Закон принят в рамках реализации единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения. Основной задачей, которую призван решить данный законодательный акт, является последовательное создание саморегулируемых организаций (СРО) в области строительства, проектирования и инженерных изысканий, а также вытеснение из сферы регулирования тех коммерческих отношений, присутствие в которых государственного элемента представляется излишним и неоправданным с точки зрения основных функций государственного регулирования.

Закон новый, сложный, в котором отражается не имеющий аналогов в экономически развитых странах подход к саморегулированию.

Саморегулирование основано на самостоятельной и инициативной работе субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности. Эти принципы заложены в соответствующих нормах Конституции РФ, прежде всего в части 1 статьи 8 о свободе экономической деятельности, части 1 статьи 30 о праве каждого на объединение и о гарантированности свободы деятельности общественных объединений, части 1 статьи 34 о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. По Федеральному закону «О саморегулируемых организациях» членство в СРО добровольное. Однако, согласно внесенным поправкам в Градостроительный кодекс Российской Федерации, вступление в СРО становится обязательным. То есть без объединения строительные организации не смогут заниматься своей деятельностью, так как не будут иметь допуска к рынку.

Закон, во-первых, меняет систему отношений в строительной отрасли, так как полномочия государства переходят к саморегулируемым организациям, а во-вторых, регулирует весь механизм деятельности и функционирования саморегулируемой организации в области строительства, проектирования и инженерных изысканий.

Целью установления правил саморегулирования является не какое-то абстрактное наведение порядка в строительном бизнесе, а прежде всего обеспечение и повышение качества строительства. Суть нововведения такова: все участники строительства – инженерные, проектные и строительные организации (фирмы), а также индивидуальные предприниматели – объединяются в СРО в форме некоммерческих организаций, сведения о которых вносятся в государственный реестр СРО.

Содержанием деятельности СРО является разработка и утверждение требований к самим участникам строительного комплекса и осуществляемым ими работам, а также контроль их соблюдения. При этом СРО не имеет права контролировать соблюдение ее членами иных требований, например налогового, трудового, таможенного законодательства. Она действует только в своей сфере – обеспечение безопасности строительства.

Как пойдет этот процесс, прогнозировать сложно. Не получится ли в результате еще более забюрократизированная машина в лице негосударственных организаций по сравнению с машиной государственного лицензирования, на которую было так много нареканий? В законе задача ставится так: внедрить саморегулирование как эффективный инструмент обеспечения безопасности строительства, а также не допустить его использования в качестве инструмента монополизации рынка и незаконного обогащения таких авантюристов, которые хотели бы торговать членством в организациях и обогатиться.

С 1 января 2009 года прекращено предоставление лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий. Отмена лицензирования полностью произойдет с 1 января 2010 года. Весь 2009 год обозначен как переходный период от государственного регулирования (лицензирования) к негосударственной форме регулирования (саморегулированию) в указанных областях деятельности. Поэтому до 1 января 2010 года осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства разрешено на основании либо лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года, либо свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий,

архитектурно-строительного проектирования, строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Право выбора – за юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Приказом Минрегиона России № 274 от 9 декабря 2008 года утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, который вступил в силу 20 февраля 2009 года. В этот перечень не вошел ряд работ, не оказывающих прямого влияния на безопасность объектов капитального строительства, например отделочные (штукатурные, лепные, стекольные, облицовочные и другие), а также геодезические работы, благоустройство территории, осуществление функций заказчика-застройщика и генерального подрядчика (в случае, если строительство ведется не собственными силами, а с привлечением подрядных и субподрядных организаций). Такие виды работ могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами без получения допусков саморегулируемых организаций.

Следует обратить внимание на то, что на те виды работ, которые не вошли в Перечень, не требуется наличие лицензии, получение свидетельства о допуске и вступление в СРО.

Приказом Минрегиона России установлено, что граждане и организации, выполняющие работы по проектированию и (или) строительству только объектов, для которых не требуется получения разрешения на строительство, и объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, могут выполнять указанные работы, не вступая в CPО.

Перечень указанных объектов установлен частью 17 статьи 51 и частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя следующие объекты:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блоксекций, количество которых не превышает четырех, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов;

5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установления санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов;

6) объекты, в отношении которых проводятся работы по их изменению в целом и (или) по изменению отдельных частей этих объектов, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

7) гаражи на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

8) объекты на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

9) киоски, навесы и другие объекты, не являющиеся объектами капитального строительства;

10) строения и сооружения вспомогательного использования.

На этом работа над перечнем не закончилась. Приказом Минрегиона России № 480 от 21 октября 2009 года внесены изменения в приказ № 274 от 9 декабря 2008 года, в том числе в части осуществления работ по строительному контролю заказчиком (застройщиком) и генеральным подрядчиком.

Кроме того, проведены несколько рабочих заседаний с представителями СРО, Минэкономразвития России, Минприроды России, Ростехнадзора и других федеральных органов исполнительной власти в целях усовершенствования перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с учетом поручений Правительства Российской Федерации в части применения положений приказа субъектами малого и среднего предпринимательства. Планируется до конца 2009 года внести изменения в приказ Минрегиона России № 274 с уточнением видов работ по всем направлениям: инженерные изыскания, проектирование, строительство.

Минрегионом России подготовлен и согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к видам работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства». В настоящее время проект постановления направлен в Минюст России для выдачи заключения.

Кроме того, с учетом анализа предложений, поступающих от органов государственной власти, проектных и строительных организаций, а также правоприменительной практики в ходе создания и функционирования саморегулируемых организаций, будут подготавливаться предложения о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в этой части.