Управление Ростехнадзора по Калужской области

А.А. ШАТАЛОВ: «С СОПРИЧАСТНОСТЬЮ К ИСТОРИИ НАДЗОРА В ГОСУДАРСТВЕ РОССИЙСКОМ...»


Начиная с 1999г. в Российской Федерации происходит заметный рост показателей в области нефтегазодобычи, активизировались работы, проводимые на шельфе, значительно увеличились объемы транспортирования нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. Позиционируя себя как надежного поставщика углеводородного сырья, наша страна заботится о том, чтобы трубопроводная система работала надежно, безаварийно, чтобы не ущемлялись интересы тех субъектов Федерации, по территории которых тянутся нити трубопроводов. Об этом А.А. Рябов беседует с начальником Управления по надзору за взрывопожароопасными и химически опасными объектами Ростехнадзора А.А. Шаталовым.

— Анатолий Алексеевич, значение России для мирового сообщества с ее огромными запасами углеводородов трудно переоценить. Но при этом самих россиян в последние годы волнует не столько объем отправляемого за рубеж сырья, сколько состояние и безопасность трубопроводов, нефтеперерабатывающих предприятий и других объектов. Насколько, на Ваш взгляд, оправданы эти тревоги?

— Действительно, в силу территориальной протяженности нашей страны возрастает значимость магистрального трубопроводного транспорта углеводородов: ни железная дорога, ни морские танкерные перевозки не решат проблем бесперебойных экспортных поставок нефти на рынки Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Трубопроводный транспорт углеводородов России — сложная техническая система с мощным энергетическим потенциалом. В нее входят установки подготовки нефти и газа к дальнейшему транспортированию, магистральные трубопроводы, компрессорные и насосные станции, резер-вуарные парки, подземные хранилища газа и морские терминалы.

Обеспечение безопасности магистральных неф-тегазопродуктопроводов имеет огромное значение для энергетической безопасности страны. Специфика трубопроводного транспорта углеводородного сырья и других опасных веществ заключается в возможности каскадного развития аварий на объектах-потребителях транспортируемого сырья. И угроза возникновения таких аварий должна быть минимизирована.

Следует сказать, что для обеспечения промышленной безопасности объектов магистрального трубопроводного транспорта ОАО «Газпром», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «АК «Транснефтепродукт» разработаны, согласованы с Ростехнадзором и реализуются комплексные программы диагностики, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов. Их основная задача — привести техническое состояние объектов магистрального трубопроводного транспорта в полное соответствие с требованиями нормативных документов.

Поэтому задача государства, компаний и надзорных органов — достижение предельной устойчивости работы нефтегазодобывающего комплекса и систем промыслового и магистрального трубопроводного транспорта.

Начиная с 1999 г. в Российской Федерации происходит заметный рост показателей в области нефтегазодобычи, активизировались работы, проводимые на шельфе, значительно увеличились объемы транспортирования нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

На территории Российской Федерации эксплуатируется более 240 тыс. км магистральных трубопроводов (из которых 166 тыс. км — газопроводы ; 52,5 тыс. км — нефтепроводы; 21,5 тыс. км — продуктопроводы), а также 1,4 тыс. км — аммиа-копроводов.

В системе магистрального трубопроводного транспорта насчитывается более 7 тыс. поднадзорных Ростехнадзору объектов.

Основные фонды трубопроводного транспорта, как и вся техносфера, стареют. Главные системы магистральных трубопроводов были построены в 1960—1980 гг. В настоящее время около 40 % магистральных трубопроводов отработало более 30 лет. Это требует усиления контроля за их состоянием с применением современных средств диагностики, мониторинга, капитального ремонта и реконструкции.

Благодаря принятым совместными усилиями Ростехнадзора и организаций, эксплуатирующих объекты магистрального трубопроводного транспорта, мерам, произошло снижение аварийности на поднадзорных объектах. С 2001 г. количество аварий на магистральных трубопроводах сократилось более чем в 2 раза.

В 2009 г. на объектах магистрального трубопроводного транспорта произошли 24 аварии и несчастный случай со смертельным исходом. В 2001 г. эти цифры были существенно выше — 52 аварии и 8 несчастных случаев.

— Безопасность трубопроводов — величина многофакторная. Каковы основные причины, провоцирующие ее снижение?

— Анализ состояния аварийности показывает, что основная угроза целостности опасных производственных объектов магистрального трубопроводного транспорта — следствие следующих факторов:

1. Интенсивное развитие коррозионных процессов под напряжением на магистральных газопроводах большого диаметра. Недостаточная защищенность газопроводов от коррозии в основном связана с потерей качества пленочного изоляционного покрытия на газопроводах, построенных 15 и более лет назад. Если с 1991 по 1996 г. доля аварий по причине коррозионного растрескивания в общем балансе аварий по ОАО «Газпром» составляла около четверти, с 1998 по 2003 г. — треть от общего количества, то в 2008 г. — уже более 50 %.

2. Рост случаев несанкционированного подключения в нефте- и нефтепродуктопроводы в целях хищения транспортируемого продукта.

Аварийность по причине брака строительно-монтажных работ, обусловленная отсутствием эффективной системы технического надзора за соблюдением проектных решений в период интенсивного строительства объектов магистрального трубопроводного транспорта в 70-80 гг. XX в. и недо- статочной оснащенностью строительных организаций специальным оборудованием.

4. Нарушения требований нормативных документов о зонах минимальных расстояний трубопроводов, запрещающих застройку зоны прохождения трубопроводов в пределах минимальных расстояний, а также определяющих порядок проведения работ в данных зонах.

В целях снижения аварийности на магистральных трубопроводах приоритетным направлением становится проведение комплекса мероприятий по дальнейшему развитию технической диагностики оборудования, отработавшего расчетный ресурс эксплуатации, что позволит обеспечить его работоспособность в период до замены на оборудование, отвечающее современным достижениям науки и техники.

Реализация этого направления даст возможность оптимально минимизировать расходы на реконструкцию и обновление основных производственных фондов, капитальный и текущий ремонты промышленного оборудования, а также снизить внеплановые расходы, связанные с ликвидацией последствий промышленных аварий и техногенных катастроф и обеспечить гарантированный доход от инвестиций в промышленность.

Учитывая важность проблемы проведения технического диагностирования и определения остаточного ресурса эксплуатации оборудования, ее решению необходимо придать программный и меж отраслевой характер.

Наиболее часто встречающиеся нарушения и проблемные вопросы, влияющие на промышленную безопасность объектов магистрального трубопроводного транспорта: недостаточные объем капитального ремонта трубопроводов, уровень телемеханики и автоматизации объектов магистрального трубопроводного транспорта, принимаемые меры защиты от попыток хищения нефти со стороны предприятий, эксплуатирующих магистральные нефтепроводы; размывы и оголения участков трубопроводов паводковыми водами; допуск к самостоятельной работе персонала без достаточной профессиональной подготовки.

Данные вопросы постоянно ставятся Ростехнад-зором перед эксплуатирующими организациями.

В процессе реализации надзорных мероприятий и проведения расследований причин аварий первоочередное внимание обращается на следующее: обеспечение достаточности проводимых мероприятий по внутритрубной дефектоскопии и электрометрическому обследованию в целях выявления дефектов, ориентированных поперек оси трубы, в том числе в околошовной зоне сварного поперечного монтажного шва, определения профиля трассы, глубины залегания труб, сплошности и плотности грунта вокруг трубопровода. При этом важно, чтобы была сформирована единая система анализа результатов внутритрубной диагностики, включающая оценку степени опасности выявляемых дефектов;

применение строительными и эксплуатирующими опасные производственные объекты организациями при сооружении, эксплуатации и ремонте магистральных трубопроводов технических устройств, не имеющих разрешений Ростехнадзо-ра на их эксплуатацию;

наличие и функционирование систем электрохимической защиты магистральных трубопроводов от коррозии, особенно при прохождении трубопроводов через естественные и искусственные препятствия и вблизи железных дорог;

отступления от проектных решений, своевременность их выявления и приведение объектов в соответствие с требованиями действующих норм и правил;

исключение формализма при осуществлении надзорных функций и проведении технических расследований причин аварий и происшествий в части обеспечения их полноты и достоверности, в целях установления истинных причин нарушений, аварий и происшествий, определения виновности конкретных должностных лиц.

— Сегодня в России реализуются грандиозные технические проекты добычи углеводородного сырья и его поставки на мировые рынки. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее...

— Приоритетные проекты развития газотранспортной системы в настоящее время — строительство газопроводов «Северные районы Тюменской области (СРТО) — Торжок», «Грязовец — Выборг», «Северный поток» и расширение Уренгойского газотранспортного узла. Следующие крупные проекты, которые планируется начать вводить в эксплуатацию после 2010 г., — строительство системы магистральных газопроводов для транспортирования газа с месторождений полуострова Ямал («Бованенково — Ухта» и «Ухта — Торжок») и строительство газопровода для транспортирования газа Штокмановского месторождения в Северо-Западный район России («Мурманск — Волхов»), а также строительство газопровода «Южный поток», который, наряду с проектом «Северный поток», обеспечит диверсификацию маршрутов поставок газа на европейский рынок. Также ОАО «Газпром» участвует в развитии газотранспортной системы в Центральной Азии.

В соответствии с Программой развития Дальнего Востока России предполагается создание и развитие газотранспортной системы для обеспечения надежного газоснабжения российских потребителей, выхода на экспортные рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Так, для транспортирования газа Бованенковско-го месторождения с проектным объемом добычи 115 млрд. м3 в год, а в долгосрочной перспективе освоения неоком-юрских залежей месторождения — 140 млрд. м3 в год, планируется сооружение многониточной газотранспортной системы, связывающей полуостров Ямал и Центральные районы России. Протяженность трассы составит свыше 2400 км, включая новый газотранспортный коридор «Бованенково — Ухта» протяженностью около 1100 км и газопровод «Ухта — Торжок» протяженностью 1300 км. Плановые показатели строительства на 2009 г. — 385 км.

Крупные проекты ОАО «АК «Транснефть» — БТС-2 (от нефтеперекачивающей станции (НПС) «Уне-ча» до порта Усть-Луга) и трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ТС ВСТО).

Особое место занимает строительство ТС ВСТО, которую ОАО «АК «Транснефть» начала строить в 2006 г.

Приказом Минпромэнерго России от 26.04.2005 № 91 определены два этапа реализации проекта: первый предусматривает строительство нефтепровода «Тайшет — Сковородино», второй — «Сково-родино — бухта Козьмино».

Первый этап — сооружение нефтепровода общей мощностью перекачки до 30 млн. т нефти в год протяженностью 2691 км по маршруту «Тайшет — Усть-Кут — Талаканское месторождение — Ленск— Олекминск — Алдан — Тында — Сковородино», проходящего по территориям трех субъектов Российской Федерации: Иркутской обл. (984 км), Республики Саха (Якутия) (1458 км) и Амурской обл. (252 км), строительство семи нефтеперекачивающих станций, пункта налива нефти в железнодорожные цистерны в п. Сковородино и нефтепорта в бухте Козьмино.

В настоящее время по участку между 10902691 км ТС ВСТО строительно-монтажные работы по линейной части завершены. Трубопровод заполнен нефтью в целях опробования технологических систем и оборудования, с параллельным проведением внутритрубной диагностики. На спец-морнефтепорт Козьмино уже поступила товарная нефть, отгруженная с железнодорожного пункта налива нефти п. Сковородино для экспортных поставок. Следует отметить, что этот порт является уникальным сооружением. Отличительная его особенность — возможность предотвращения загрязнения нефтью экосистемы прибрежной зоны.

ОАО «АК «Транснефть» приступило к строительству отвода от ТС ВСТО на Китай. Протяженность планируемого отвода в районе станции Сковоро-дино в России до границы с Китаем составляет 64 км. Его планируемая мощность на первом этапе — 15 млн. т.

Вторая очередь проекта ТС ВСТО, предусматривает строительство нефтепровода от п. Сковородино до спецморнефтепорта Козьмино общей мощностью до 50 млн. т в год с одновременным обеспечением расширения пропускной способности трубопроводной системы на участке «Тайшет — Сковородино» до 80 млн. т в год.

— А как осуществляется надзор за проектированием и строительством международного проекта «Северный поток»?

— Применительно к сухопутному участку проекта «Северо-Европейский газопровод» (СЕГ) проанализированы два маршрута. В первом случае весь объем газа поступает в СЕГ со стороны Гря-зовца; во втором случае в систему СЕГ газ подается как со стороны Грязовца, так и со стороны Волхова. В Волхов газ поступает из Видяева со Шток-мановского газоконденсатного месторождения. В обоих случаях протяженность сухопутного участка СЕГ одинаковая и составляет 917 км. Конечный пункт этого участка — бухта Портовая (вблизи г. Выборга). Генеральный заказчик строительства — ОАО «Газпром». Генеральный проектировщик проекта — ООО «Питер Газ».

Морской участок этой системы протяженностью 1213 км прокладывается по дну Балтийского моря от бухты Портовая до г. Грайфсвальд (Германия) с отводом на Швецию (проект Nord Stream).

Для проекта строительства морского газопровода Nord Stream (российский сектор) генеральным проектировщиком проекта ООО «Питер Газ» были разработаны и утверждены компанией Nord Stream AG Специальные технические условия, которые прошли экспертизу промышленной безопасности. Данная экспертиза рассмотрена, зарегистрирована и утверждена в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Общая протяженность маршрута от Грязовца до Грайфсваль-да 2130 км.

Проектирование, строительство и эксплуатацию газопровода по акватории морского участка будет осуществлять СЕГ-компания, созданная ОАО «Газпром» совместно с германскими компаниями «Басф АГ» и «Ё.ОН.Рургаз АГ». Проект Nord Stream сейчас проходит согласование с общественными и государственными экологическими организациями стран-участниц строительства. Общий объем экспорта газа составит 55 млрд. м3 в год.

— Речь, напомню, идет только о создании новых магистральных трубопроводов. А как обстоят дела с реконструкцией нефтеперерабатывающих заводов?

— Важнейшая составная часть топливно-энергетического комплекса — нефтеперерабатывающая промышленность, основу которой составляют 27 крупных нефтеперерабатывающих заводов (далее — НПЗ) с общей мощностью по первичной переработке нефти 257,3 млн. т.

На нефтеперерабатывающих предприятиях инновационными программами технического развития определены приоритетные и актуальные задачи поэтапной модернизации технологической схемы предприятий в целях повышения качества товарной продукции до уровня требований импортного рынка, решения вопросов качественного повышения эксплуатационной надежности и безопасности производств. Это стратегическое направление развития отрасли, позволяющее существенно обновить основные производственные фонды, заменить морально устаревшие технологии, повысить эффективность производства.

Российская нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» за последние пять лет вложила в реконструкцию своих заводов 5 млрд. дол. США. Проведена модернизация Нижегородского НПЗ. При этом введены в эксплуатацию новые установки реформинга бензина, изомеризации,висбрекин-га, новая база сжиженных углеводородных газов проведена реконструкция мощностей первичной переработки нефти, товарно-сырьевых парков и насосных. И в настоящее время темпы этой работы не снижаются. Без преувеличения можно сказать, что четверть территории предприятия превращена в строительную площадку. Завершается строительство еще пяти технологических установок, в том числе каталитического крекинга, фтористо-водородного алкилирования, гидроочистки дизельного топлива. В эксплуатацию были также введены установки изомеризации на Волгоградском и Пермском заводах и висбрекинга — в Ухте.

Нефтяная компания «Роснефть» также в 1998 г. приняла целевую программу по глобальной реконструкции и техническому перевооружению Комсомольского нефтеперерабатывающего завода. Программа успешно выполняется. С 2000 по 2006 г. введены в эксплуатацию установки каталитического риформинга, гидроочистки дистиллятов, первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-2, производства серы, секция изомеризации, блок оборотного водоснабжения. Заканчивается строительство комплекса замедленного коксования в составе блоков гидроочистки дизельных топлив и производства серы.

Полным ходом идет модернизация на Туапсин-ском НПЗ, мощность которого к 2010 г. утроится с 4 до 12 млн. т в год, а глубина переработки вырастет с 56 до 95 %. Некоторое расширение мощностей произойдет и на Ачинском и Ангарском НПЗ.

ОАО «Сургутнефтегаз» в 2009 г. заканчивает строительство комплекса гидрокрекинга на заводе «Киришинефтеоргсинтез», затем в планах строительство установки каткрекинга и завода «Кириши-2» с полным циклом вторичных процессов (гидрокрекинг, каткрекинг) мощностью 12 млн. т в год.

В ОАО «Ярославнефтеоргсинтез» с 2002 г ведется строительство современного комплекса глубокой переработки нефти, инфраструктура которого включает в себя 25 производственных объектов. В Уфимской группе НПЗ реализуется инвестиционная программа модернизации производства стоимостью 80 млрд. руб.

При проведении модернизации, реконструкции и строительства новых производств реализуются и мероприятия по повышению промышленной безопасности нефтеперерабатывающих производств. Выполнение мероприятий по повышению противо-аварийной устойчивости находится под контролем территориальных органов Ростехнадзора.

На территории Российской Федерации планируется строительство новых НПЗ, в их числе Камский нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс в Нижнекамске мощностью 7 млн. т в год, с глубиной переработки до 95 %. В Приморском крае намечено строительство Восточного НПЗ (ОАО НК «Роснефть») мощностью 20 млн. т в год, с глубиной переработки 95 %. В Краснодарском крае, в Кропоткине, предполагается строительство Кропоткинского НПЗ (ЗАО «Нафтатранс») мощностью 6 млн. т в год, с глубиной переработки 85 %.

Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске (Республика Татарстан) стал для отрасли беспрецедентным явлением. Подобное производство, создаваемое с «нуля», — первое в России за последние 25 лет. Кроме того, проект ориентирован на переработку высокосернистой нефти и предполагает выпуск широкого спектра импортозамещающей нефтехимической продукции, нефтепродуктов высоких стандартов качества. Планируемый объем капиталовложений превышает 130,3 млрд. руб.

— Масштабы строительства, Анатолий Алексеевич, впечатляют. Очевидно, и от Ростехнадзора соответственно требуются колоссальные усилия, чтобы контролировать безопасность реконструируемых старых предприятий и строительства новых объектов на всех стадиях — от проектирования до эксплуатации?

Это, конечно же, так. Дело еще в том, что при проектировании нефтеперерабатывающих производств на базе импортных технологий применяют-ся проекты, отличающиеся от технических решений, предусмотренных требованиями российских норм в области безопасности. Это делает необходимым рассмотрение их адекватности нормируемому уровню безопасности, проведение анализа соответствующих технических обоснований, расчетов и заключений экспертиз. В целях предупреждения срывов сроков строительства, своевременного рассмотрения вопросов промышленной безопасности при проектировании и строительстве технологических комплексов, своевременного оформления разрешительных документов Ростехнадзором установлены тесное взаимодействие и координация действий с ответственными представителями нефтяных компаний и организаций, осуществляющих строительство. Проводимая работа позволит в ближайшем будущем перейти от традиционных контрольных проверок к надзорному сопровождению крупных инвестиционных проектов.

В этих целях в Ростехнадзоре создано специализированное структурное подразделение, в функции которого входит координация деятельности территориальных подразделений по надзору за проектированием, строительством и реконструкцией опасных производственных объектов нефтеперерабатывающей промышленности.

Что касается магистрального трубопроводного транспорта, Ростехнадзор приобрел положительный опыт при обеспечении надзора при строительстве первой очереди ТС ВСТО. Комплексный надзор по отраслевому (ведомственному) признаку позволил обеспечить непрерывность, преемственность контроля и надзора в процессе проектирования, строительства и эксплуатации. При этом была согласована работа по задачам, месту и времени авторского и независимого технического надзора.

При подготовке к реализации строительства этих объектов были разработаны специальные регламенты, методики и руководящие документы, позволяющие выполнять работы на качественно высоком уровне, а также меры по проведению и обеспечению контроля работ, предусматривающие качественное улучшение используемых технологий, применения высокотехнологичного оборудования и материалов.

Ростехнадзор контролирует соблюдение операторами этих проектов российского законодательства в сфере промышленной безопасности, что позволяет на всех этапах их жизненного цикла добиваться повышения качества проектной документации, безаварийной работы, снижения уровня травматизма.

— Мы говорим с Вами в преддверии знаменательной для Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору даты — 290-летия появления в России первого надзорного ведомства — Берг-коллегии. Что бы Вы хотели пожелать коллегам?

— 290 лет — дата, конечно, необыкновенно важная! Она настраивает на новое историческое осмысление выполняемой сегодня работы. Я горжусь тем, что наша страна за почти трехвековой путь сделала огромный рывок, выйдя на передовой уровень высокоразвитого индустриального государства. Мне приятно сознавать, что ведомство, в котором я тружусь почти 25 лет, внесло в это немалую лепту и сегодня достойно продолжает традиции, заложенные Берг-коллегией.

И поэтому я очень хочу, чтобы вот это ощущение сопричастности к истории надзора в государстве Российском, масштабности и важности нынешней работы никогда не покидало ни одного из сотрудников Ростехнадзора, в каком бы отдаленном уголке России он ни трудился. Чтобы радость этой торжественной даты разделили вместе с нами и ветераны Ростехнадзора, все наши коллеги и партнеры.

Чтобы нас уважали и нами гордились близкие и родные люди. Чтобы не подводило здоровье.

Счастья всем, успехов и радости. С праздником!

Беседу вел А.А. Рябов