Управление Ростехнадзора по Калужской области

Вопросов больше, чем ответов: новые Правила технологического присоединения энергоустановок


В настоящее время особое внимание уделяется поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, которые быстро адаптируются к изменяющимся условиям рынка, социально ориентированы, создают новые рабочие места. Правительство России декларирует поддержку малого и среднего предпринимательства и с этой целью снимает целый ряд ограничений, мешающих развитию бизнеса.

Одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений разви­тия является трудоемкое технологичес­кое присоединение к электрическим сетям. В связи с этим 5 мая 2009 года вступили в силу разработанные Минэкономразвития России изменения (утверждены постановлением Правительства 334 от 21 апреля 2009 года) в Правила технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства РФ 861 от 27 декабря 2004 года (далее – Правила).

В новой редакции Правил упрощена и удешевлена процедура присоеди­нения к электрическим сетям объектов малого и среднего предпринимательства и физических лиц, использующих электрическую энергию для бытовых нужд, которая позволит повысить эффективность использования потребителями присоединенной мощности.

Кроме определения порядка технологического присоединения, определения существенных условий договора, установления требований к выдаче технических условий, в Правила включены (или существенно изменились) некоторые новые требования. В частности, касающиеся процедуры выдачи индивидуальных технических условий для присоединения; уточнены критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В прошлом году общая присоединенная мощность удовлетворенных заявок на технологическое присоединение составила не более 15 процентов от общей мощности всех поданных потребителями заявок; основными причинами возникновения этой проблемы были:

•отсутствие технической возможности для присоединения;

•высокая стоимость услуг по присоединению (из-за высокой составляющей на расширение существующей электросети);

•длительные сроки проведения процедуры технологического присоединения.

 

В подключении нельзя отказать

Важнейшее нововведение Правил состоит в недопустимости отказа в технологическом присоединении к электросетям (независимо от наличия или отсутствия технической возможности) некоторым потребителям, к которым относятся:

•юридические лица (или индивидуальные предприниматели), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых по одному источнику составляет до 100 кВт включительно (п. 12.1 Правил);

•юридические лица (или индивидуальные предприниматели), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых по одному источнику составляет до 100 кВт включительно для временного (на срок не более 6 месяцев) электроснабжения передвижных объектов (п. 13 Правил);

•физические лица, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт и которые используют электроустановку для бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 14 Правил).

Предельные сроки технологического присоединения также подверглись коррекции в сторону уменьшения:

•до 15 рабочих дней определен срок для тех заявителей (согласно п. 13 Правил), у которых расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

•на срок до 6 месяцев – для тех заявителей (согласно п.п. 12.1, 14 и 34 Правил), у которых в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя (где расположены присоединяемые энергопринимающие устройства) составляет не более 300 метров (речь идет о присоединении в городах и поселках городского типа) и не более 500 метров – в сельской местности.

При оплате услуг по присоединению потребители с присоединенной мощностью энергопринимающих устройств до 100 кВт могут воспользоваться беспроцентной рассрочкой в размере 95 % от общей стоимости платы, но с условием: ежеквартально вносить плату равными долями от общей суммы рассрочки на период до 3 лет с момента подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения.

В Правила внесен раздел, устанавливающий обязанность возврата сетевой организацией денежных средств заявителю, если заявитель не востребовал заявленный объем мощности, присоединенной после 1 января 2009 года (независимо от даты заключения договора).

Что касается потребителей-граждан и субъектов малого бизнеса с присое­диненной мощностью до 15 кВт, то согласно новым Правилам, стоимость технологического присоединения для них не может превышать 550 рублей. Это теоретически делает подключение к электросетям для таких потребителей существенно доступнее.

Новые Правила устанавливают четкие пределы разграничения обязательств потребителя и сетевой организации. Если раньше сетевая организация могла возложить на потребителя все обязанности по сооружению объектов сетевой инфраструктуры, необходимых для осуществления фактического присоединения его энергопринимающих устройств, а также обязать потребителя заниматься вопросами урегулирования отношений с третьими лицами, то сейчас действует четкий порядок: потребитель выполняет работы по присоединению в границах своего земельного участка или здания, за его пределами – работы выполняет сетевая организация.

 

Разграничение ответственности

Старая редакция Правил не устанавливала ответственности сетевой компании за срыв сроков присоединения, из-за чего потребителям приходилось нести убытки, то есть налицо была упущенная выгода собственникам. Новые Правила возлагают на сетевую организацию обязанность уплаты неустойки за срыв сроков технологического присоединения.

Еще одно нововведение Правил: те­перь не требуется получение разрешений на допуск электроустановок от Ростехнадзора некоторым физическим лицам и представителям малого предпринимательства, которые смогут сэкономить свое время, быстрее обеспечив энергоснабжение собственных объектов (см. подпункт «г» пункта 7 Правил: «…получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1–14 Правил)».

Безусловно, с экономической точки зрения такое упрощение процедуры присоединения обосновано.

 

Фактическое присоединение и технические условия

В подпункте «г. 1» п. 7 Правил дано определение фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и объектов заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»).

В подпункте «г. 2» п. 7 Правил дано определение фактическому приему (подаче) напряжения и мощности, осуществляемых путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

Существенно дополнен объем технических условий для различных заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 Правил. В частности, требуется определить схемы выдачи или приема мощности и точки присоединения (для вводных распределительных устройств, линий электропередачи, базовых подстанций, генераторов); обосновать требования к усилению существующей электрической сети, в связи с присоединением новых мощностей (например, для строительства новых линий электропередачи, подстанций; для увеличения сечения проводов и кабелей; замены или увеличения мощности трансформаторов; для расширения распределительных устройств, установки устройств регулирова­ния напряжения, чтобы обеспечить надежность и качество электроэнергии), которые стали обязательными для исполнения сетевой организацией за счет собственных средств.

При этом в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором находятся (будут находиться) присоединяемые объекты заявителя;

б) обоснованные требования по усилению существующей электрической сети, в связи с присоединением новых мощностей (обязательны к исполнению сетевой организацией за счет собствен­ных средств);

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;

г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий.

 

Перераспределение мощности

Новая редакция Правил вводит принципиально новый порядок перераспределения неиспользуемой ранее электрической мощности, высвобождаемой за счет энергосбережения.

В частности, перераспределение мощностей должно осуществляться по предварительной договоренности между субъектами – сторонами отношений по перераспределению присоединенной мощности и уведомлением сетевой организации о стоимости и сроках проведения работ. После получения ответа от сетевой компании (если стоимость услуг устраивает заявителя), заключается соглашение о перераспределении мощности. Региональная энергетическая комиссия устанавливает тариф, и только потом проводятся мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям.

Допускается опосредованное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям через объекты электросетевого хозяйства лиц, заключивших с заявителем соглашение о перераспределении части присоединенной мощности собственных энергопринимающих устройств в пользу заявителя (третьих лиц) при условии заключения заявителем и третьим лицом соглашения об опосредованном присоединении энергопринимающих устройств заявителя.

В случае обращения заявителя (или владельца ранее присоединенных объектов) в сетевую организацию с заявлением о восстановлении ранее выданных, а впоследствии утраченных технических условий, сетевая организация выдает дубликаты ранее выданных технических условий, где должна быть ука­зана величина присоединенной (максимальной) мощности энергопринимающих устройств заявителя.

Если невозможно восстановить ранее выданные, а впоследствии – утраченные, технические условия, в отношении присоединенных энергопринимающих устройств выдаются новые технические условия, согласно фактически имеющейся схеме электроснабжения, где указывается максимальная мощность, равная фактически потребляемой максимальной мощности за последние 5 лет. Либо принимаются во внимание представленные заявителями иные достоверные данные об объемах ранее присоединенной в установленном порядке максимальной мощности.

Взамен утраченных технических условий или новых технических условий в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств составляется и выдается заявителю дубликат, а также акт об осуществлении технологического присоединения, акт о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и акт о разграничении эксплуатационной ответственности сторон. Заявитель обязан компенсировать сетевой организации затраты на изготовление новых технических условий и указанных актов (по сумме не более 1000 рублей).

Сетевая организация должна в течение 30 лет с даты фактического присоединения энергопринимающих устройств заявителя сохранять дубликаты указанных выше технических документов, выданных заявителям, энергопринимающие устройства которых присоединены к ее электрическим сетям.

 

Противоречия и разночтения

Практически с первых дней действия новой редакции Правил появились серьезные вопросы по их применению.

Например, исходя из последовательности п.п. 18 и 19 Правил, подача напряжения («фиксация коммутационного аппарата в положении «включено») происходит до составления акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон. На практике на определенный период (время оформления документов) могут появиться электроустановки, за которые никто не будет нести ответственности.

В п.12.1 Правил рассматривается случай, когда заявитель хочет осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 100 кВт по одному источнику электроснабжения. Следует ли понимать авторов новой редакции Правил, что речь идет о третьей категории надежности электроснабжения (см. п. 1.2.21 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), издание 7, утв. Минэнерго СССР 10.12.1979 с изменениями на 20.06.2003) и таблицу 5.1 «Степень обеспечения надежности электроснабжения электроприемников жилых и общественных зданий» Свода правил по проектированию и строительству «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» (СП-31-110-2003)? Понятие «источник» не совпадает здесь с понятием, заложенным в ПУЭ.

В соответствии с п. 18 «е» Правил, предусмотрен осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств заявителями. Формулировка осмотра электроустановок юридических лиц с максимальной мощностью до 100 кВт и физических лиц с максимальной мощностью до 15 кВт, указанных в п.п.12.1–14 Правил, неоднозначна по кругу участников.

В соответствии с п. «б» пункта 16 Правил, для заявителей, указанных в пунктах 12.1–14 и 34, срок присоединения не может превышать 6 месяцев, если расстояние от существующих электрических сетей до границ участка заявителя составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Но на практике рассчитать это расстояние по прямой не всегда возможно, т.к. на протяжении этих 500–300 метров могут быть и непроходимые болота, и широкие реки, а потому фактически сооружаемая, в обход этих труднодоступных местностей, линия электро-передачи будет совершенно другой длины.

Следует обратить внимание и на тот факт, что со вступлением в силу постановления Правительства РФ от 21 апреля 2009 года 334 была создана, по сути, правовая коллизия.

Новой редакцией Правил технологического присоединения исключена выдача органами государственного энергетического надзора (Ростехнадзора) разрешений на допуск электроустановок физических лиц, указанных в п.п. 12.1, 13, 14. Но, в соответствии с п. 62 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных постановлением Правительства от 31 августа 2006 года 530, лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения, направляет гарантирующему поставщику документ, «подтверждающий надлежащее техническое состоя­ние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору» (изъятий из обязанности нет).

В соответствии с действующим «Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок», утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2008 года 212 (в редакции приказа Минприроды РФ 182 от 20 августа 2008 года) Ростехнадзор выдает последовательно «Акт осмотра» и «Разрешение на допуск»; и по ситуации до 5 мая 2009 года – «Разрешение на допуск» или «Акт осмотра», которые являлись документом, подтверждающим надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя мощностью до 100 кВт (физических лиц – до 15 кВт).

В результате, уже сегодня проявилась тенденция расторжения потребителями ранее заключенных договоров на присоединение, по которым еще не осуществлены платежи (речь идет о тех потреби­телях, присоединение которых по новым Правилам оплачивается в размере 550 рублей). Так, по некоторым оценкам, только для одной из крупнейших в Санкт-Петербурге и Ленинградской области сетевых компаний объем недополученной таким образом прибыли в 2009 году составит около 2 миллиардов рублей. В связи с отмеченным следует ожидать секвестирования инвестиционных программ всех сетевых организаций России.

Несмотря на множество новых норм, улучшающих положение потребителей, поправки, внесенные в Правила присоединения постановлением 334 от 21.04.2009, привели к ряду разночтений с другими действующими нормативными правовыми актами, а в некоторых случаях – откровенно запутали ситуацию. Очевидно, что в новую редакцию Правил в ближайшее время необходимо будет внести изменения, которые позволят устранить описанные противоречия.