Управление Ростехнадзора по Калужской области

О выполнении Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»


С 1 мая 2009 г . вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г . № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент).

О том, какая работа ведется по разработке и внедрению новых нормативных документов, позволяющих реализовать требования Технического регламента, - в интервью директора Департамента надзорной деятельности МЧС России Юрия Ивановича ДЕШЕВЫХ журналу «Безопасность труда в промышленности».

 

 

ло главным стимулом этого процесса?

- Актуальность разработки Технического регламента в области пожарной безопасности, прежде всего, была обусловлена необходимостью внедрения эффективных механизмов государственного регулирования в данной области на основе мер организационного, экономического и иного характера, адекватных угрозе пожаров и обеспечивающих задачи развития общества и государства. Пришло время навести порядок в обилии документов, которые регламентируют обязательные требования пожарной безопасности. Избыточные, устаревшие нормы являются сдерживающим фактором на пути широкого внедрения современных технологий и, как следствие, препятствуют инновационному развитию страны. Дублирование и противоречия в этих документах создают предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных сотрудников как контрольных органов, так и нерадивых собственников.

Кроме того, один из ключевых аспектов нового документа — устранение избыточных технических барьеров в области пожарной безопасности. Это особенно актуально на сегодняшний день, когда остро стоят задачи по всемерной поддержке развития малого и среднего предпринимательства.

Именно эти обстоятельства и явились главным стимулом процесса подготовки Технического регламента.

- Предлагаемые нововведения настолько объемны, что даже специалистам трудно оценить их масштаб. Какие первоочередные задачи решает Технический регламент?

- Хотелось бы еще раз напомнить, что Технический регламент существенно повысил статус требований пожарной безопасности. Если раньше мы руководствовались ведомственными нормативами, которые регламентировали те или иные требования, то теперь это федеральный закон, и, соответственно, контроль за его выполнением носит совершенно иной характер. Это, на наш взгляд, позволит эффективно решить следующие задачи по комплексному обеспечению пожарной безопасности объектов защиты:

- установить минимально необходимые требования пожарной безопасности к различным видам продукции;

- внедрить систему гибкого нормирования и добровольного противопожарного страхования;

- освободить органы пожарного надзора от проведения контроля на малозначительных объектах, сосредоточив их усилия на объектах с массовым пребыванием людей, потенциально опасных и социально значимых объектах.

- Какие новые возможности появляются у собственника с введением этой нормы Технического регламента?

- Впервые в нашей стране собственнику объекта будут предоставлены необходимые условия по выбору приемлемого для него способа обеспечения пожарной защиты имущества, как для объектов, на которых в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, так и для тех, на которых пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных федеральным законом.

Тем самым реализуется его конституционное право распоряжаться своим имуществом, в том числе и рисковать им. В то же время требования, которые содержит технический регламент, однозначно говорят, что безопасность людей, как непосредственно занятых на объекте, так и третьих лиц, должна неукоснительно обеспечиваться.

- Потребует ли принятие Технического регламента изменения законодательной базы в области пожарной безопасности?

- В настоящее время подготовлен и представлен в Государственную Думу проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Здесь затрагиваются три федеральных закона: «О пожарной безопасности», Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 6 Технического регламента определены условия обеспечения пожарной безопасности, и, соответственно, в Федеральном законе «О пожарной безопасности» необходимо заново определить предмет надзора. Это юридическая казуистика, но, тем не менее, она очень важна для реализации принципа неотвратимости наказания за правонарушения в сфере пожарной безопасности.

Соответствующие изменения вносятся в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые определят степень ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

- В развитие Технического регламента Правительством Российской Федерации утверждены новые нормативные правовые акты. Какие вопросы в области пожарной безопасности решают принятые документы?

- В течение I квартала 2009 г . было принято три постановления Правительства Российской Федерации по сертификации продукции в области пожарной безопасности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г . № 163 установлены правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы по подтверждению соответствия в области пожарной безопасности. Нужно отметить, что Правительство опять вернулось к норме, по которой органом по аккредитации может быть только федеральный орган исполнительной власти, имеющий полномочия в области аккредитации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г . № 373 за МЧС России была закреплена функция органа по аккредитации в области пожарной безопасности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 г . № 241 утвержден список продукции, которая для помещения под таможенные режимы подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона № 123-ФЗ. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г . № 304-р утвержден Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований и измерений, необходимых для применения Технического регламента.

Кроме того, разработаны и зарегистрированы в Ростехрегулировании документы добровольного применения — 91 национальный стандарт и 12 сводов правил. В стандартах изложены общие технические требования и методы испытаний пожарной техники, методы оценки пожарной опасности объектов защиты. При разработке сводов правил требования пожарной безопасности к объектам защиты, изложенные в различных нормативных документах, трансформированы в соответствующие разделы правил, устанавливающие требования: к эвакуации людей при пожаре, к предотвращению возникновения пожара, к ограничению распространения пожара и к созданию условий для тушения пожара и проведению спасательных работ.

- В связи с введением Технического регламента нужно ли будет предприятиям предусматривать дополнительные затраты, например, на работы по расчету пожарного риска?

- Техническим регламентом вводится новый документ — декларация пожарной безопасности. Подавая декларацию в уведомительном порядке, собственник должен определять, какие требования ему необходимо выполнить на подведомственном объекте. Другими словами, подготовить инструкцию о мерах пожарной безопасности для конкретной организации. Декларация включает либо перечень нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых собственник обязуется выполнять, либо расчеты пожарных рисков и перечень мероприятий, обеспечивающих допустимый уровень рисков, установленный техническим регламентом.

Вместе с тем необходимо отметить, что Технический регламент практически не предъявляет каких-либо новых технических требований и не ужесточает требования предыдущих норм, за исключением требований в отношении детских учреждений, объектов социальной защиты и здравоохранения.

- Есть ли аналоги декларирования пожарной безопасности в зарубежной практике?

- Прямой аналогии нет. Это новая процедура, отвечающая реалиям и специфике системы обеспечения пожарной безопасности и положениям технического регулирования в нашей стране.

При подготовке этой нормы Технического регламента были использованы многолетние исследования специалистов Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России, Академии государственной противопожарной службы МЧС России, других организаций как в нашей стране, так и за рубежом.

- Какие объекты защиты подлежат декларированию пожарной безопасности?

- Декларации пожарной безопасности составляются в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации. Декларация может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.

Если объект защиты еще только проектируется, то декларация составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, до ввода объекта в эксплуатацию.

В случае изменения требований пожарной безопасности к объекту защиты, полного или частичного изменения функционального назначения объекта или изменения системы его обеспечения пожарной безопасности декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые регистрируются в установленном порядке.

Расчет пожарного риска делается по утвержденным МЧС методикам, когда они появятся?

В настоящее время на утверждении находятся два проекта: «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» и «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».

Данные методики базируются на основных документах по вопросам оценки пожарного риска: ГОСТ 12.1.004—91, ГОСТ Р 12.3.047—98 и Руководства по оценке пожарного риска для промышленных предприятий. После утверждения методики будут размещены в информационной системе общего пользования.

- Кто осуществляет независимую оценку риска?

- В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г . № 304 независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, аккредитованной МЧС России в области оценки пожарного риска. Результатом независимой оценки пожарного риска является заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты установленным требованиям либо обосновывающее допустимый уровень риска для жизни и здоровья людей и имущества.

- В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 241 при поступлении зарубежной продукции на таможенную территорию Российской Федерации требуется сертификат или декларация соответствия требованиям пожарной безопасности. Как выполняется это на практике?

- Это важное правительственное решение направлено на предотвращение появления на отечественном рынке пожароопасной продукции и призвано усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей. В то же время реализация нововведенного нормативного акта затрудняется. Причиной этого является то, что при определении необходимости наличия сертификата на продукцию или декларации о соответствии применяется только один идентификационный признак постановления (код ТН ВЭД), а наименование и область применения продукции, в соответствии с технической сопроводительной документацией производителя, не учитываются или рассматриваются не в полной мере. По этой причине в отдельных субъектах Российской Федерации появляется задержка таможенного оформления продукции. В настоящее время предпринимаются усиленные меры по разрешению создавшейся ситуации. Подготовлены соответствующие методические рекомендации, которые в ближайшее время будут размещены на сайте МЧС России.

- Какие новые документы готовятся к утверждению в ближайшее время?

- Во-первых, необходима своевременная актуализация действующей нормативной базы — проведение мониторинга применения документов, разработанных в целях реализации Технического регламента. После обобщения правоприменительной практики будут вноситься соответствующие изменения и дополнения. Планируемая периодичность проведения такой работы — не реже одного раза в год.

Во-вторых, разработка сводов правил по наиболее актуальным вопросам противопожарной защиты. В настоящее время осуществляется разработка шести проектов сводов правил, которые будут регламентировать требования пожарной безопасности к зданиям образовательных учреждений, стационарных учреждений социального обслуживания, к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, автомобильным заправочным станциям и сливоналивным эстакадам.

Особо необходимо отметить работу по подготовке новой редакции Правил пожарной безопасности. О важности документа, который должен устанавливать требования к поведению людей, чтобы не допустить создания пожароопасных ситуаций, говорить не приходится. Например, порядок действий человека в случае возникновения пожара, требования, определяющие недопустимость блокирования путей эвакуации или совместного хранения пожароопасных веществ и материалов и т.д. Разработка Правил пожарной безопасности ведется в двух направлениях. Первое — это внесение изменений в законодательство, уполномочивающее Правительство Российской Федерации утверждать такие правила по аналогии с Правилами дорожного движения. И второе — это, собственно, завершение разработки правил в совершенно новом формате, который предусматривает требования организационного характера, определяющие действия граждан, должностных и юридических лиц по выполнению мер пожарной безопасности.

В заключение еще раз подчеркну, что работа по формированию нормативной базы, направленная на реализацию положений Технического регламента, будет осуществляться публично, в тесном взаимодействии разработчиков документов с общественными организациями и бизнес-сообществом. Проекты разрабатываемых документов будут публиковаться на официальных сайтах МЧС России.

Интервью взял Б.С. Лазаренко (ООО «НТЦ «Промышленная безопасность»)

НАША СПРАВКА

Ю.И. Дешевых родился 5 мая 1961 г . в г. Иваново. В 1981 г . окончил Ивановское пожарно-техническое училище, а в 1987 г . — Высшую инженерную пожарно-техническую школу МВД СССР.

С 1981 г . начал трудовую деятельность в структуре МВД СССР, был инструктором профилактики военизированной пожарной части, главным специалистом отделения пожарной безопасности АЭС и других объектов народного хозяйства, начальником отдела информационного и научного обеспечения, госзаказа и целевых программ пожарной безопасности Главного управления ГПС МВД России.

В системе МЧС России с 2002 г ., работал на руководящих должностях в Управлении государственного пожарного надзора. С сентября 2008 г . — директор Департамента надзорной деятельности МЧС России.

Награжден орденами Мужества, Почета, другими государственными и ведомственными наградами.