Управление Ростехнадзора по Калужской области

Переход на саморегулирование в строительной отрасли.


КОМФОРТНО – ЗНАЧИТ, БЕЗОПАСНО

Переход на саморегулирование в строительной отрасли является важным шагом на пути развития рыночной экономики России. Вместе с тем в профильном бизнес-сообществе продолжается дискуссия о том, каким быть новому механизму самоуправления. Об этом «Берг-коллегия» беседует с Сергеем Тимофеевичем ФРОЛОВЫМ, руководителем Управления саморегулирования Союза строительных объединений и организаций Санкт-Петербурга, кандидатом технических наук, академиком ВАНКБ.

– Сергей Тимофеевич, расскажите, пожалуйста, о сути происходящего процесса.

– Идет переход от государственного к общественному регулированию строительного рынка. Можно сказать, что сейчас мы устанавливаем правила и стандарты, по которым профессиональным сообществам строителей предстоит работать долгие годы. Сегодня к деятельности отраслевых объединений, на базе которых будут созданы саморегулируемые организации, привлечено большое внимание. В немалой степени это связано с передачей государством значительных полномочий новым структурам. Между общественными организациями и государством происходит разделение сфер контроля. Делегирование части функций внутриотраслевым некоммерческим объединениям должно коснуться в первую очередь разделения ответственности между государством и бизнесом.

Иными словами, государство узаконило новую структуру управления строительным рынком в виде саморегулируемых организаций (СРО). Система лицензирования в нашей отраслевой сфере заменяется системой саморегулирования. При таком раскладе разрешение на ведение работ будут давать своим коллегам сами участники строительного рынка, объединенные в СРО.

При разделе функций, государству остается контроль за соблюдением требований безопасности: охрана жизни и здоровья, охрана окружающей среды, действия против введения в заблуждение потребителя, иначе говоря, против мошенничества. Все остальное государство передает бизнесу, строительному сообществу. Суть процесса разделения полномочий можно коротко сформулировать таким образом: государству – безопасность, бизнесу – качество.

Саморегулируемые организации будут выполнять целый ряд функций, необходимых для успешного функционирования строительной отрасли. Прежде всего это регулирование рынка в части обеспечения надлежащего качества строительства. СРО будут разрабатывать обязательные для выполнения всеми участниками правила деятельности, и эти же организации должны будут осуществлять контроль за работой своих участников.

Основным средством обеспечения имущественной ответственности станет компенсационный фонд СРО. Если кто-то из членов СРО нарушит свои обязательства перед заказчиком, средствами компенсационного фонда ответит за ситуацию вся саморегулируемая организация, а потом будет решаться вопрос о возможности дальнейшего присутствия нерадивой строительной организации на рынке. Эти меры приняты для того, чтобы использовать средства фонда для возмещения возможного ущерба, нанесенного участниками СРО. Законом также предусмотрено страхование строительных рисков и гражданской ответственности.

Чтобы организации, члены СРО, после отмены лицензий могли продолжать свою деятельность, они должны будут получить допуск на ведение работ, выдаваемый самой саморегулируемой организацией. Для этого силами профильных СРО будет проводиться оценка деятельности компаний определенного профиля по разработанным стандартам.

Для регулирования строительной деятельности, новыми структурами будут избраны органы управления, а также контролирующие и дисциплинарные комитеты, которые станут осуществлять надзор за соблюдением правил и стандартов и определять степень вины за нарушение этих правил. Разрешение споров между членами СРО, между членами СРО и потребителями, а также между самими саморегулируемыми структурами, выполняющими взаимозависимые работы, должно рассматриваться в третейском суде, который будет создан в соответствии с подписанным Меморандумом Союзом саморегулируемых организаций.

– Сергей Тимофеевич, вместе с другими петербуржцами вы представляли строительное сообщество Петербурга и Ленобласти на III Международном московском форуме строительной индустрии «Inter Build 2008», который состоялся в начале октября. Как там прозвучали вопросы качества строительства?

– В рамках форума прошел «круглый стол» по вопросам саморегулирования. Проблемы повышение безопасности качества в том или ином аспекте затрагивались в каждом выступлении.

В итоговом документе, подписанном 311 участниками «круглого стола», к числу важнейших вопросов, требующих немедленного решения, был отнесен и перечень работ по изысканиям, проектированию и строительству, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. А если сказать точнее – отсутствие такого перечня. Между тем, это очень важный для работы СРО документ, в соответствии с которым саморегулируемая организация должна выдавать компаниям допуск на производство тех или иных работ.

В своем обращении к Председателю Правительства России В. В. Путину представители регионов указывали еще на целый ряд документов, без которых переход на саморегулирование в строительстве практически невозможен. Это касается высоких численных и финансовых порогов вступления в СРО, налогообложения средств компенсационного фонда, положений закона, устанавливающих статус аффилированных лиц.

– Судя по списку участников, мероприятие вызвало огромный интерес среди представителей всех регионов России. Как идет подготовка к саморегулированию в других городах?

– Надо сказать, что Петербург попал в число лидеров. Строительному комплексу нашего города есть чем гордиться. Такой сложный этап развития, как переход на саморегулирование, мы преодолеваем сравнительно удачно. Так, по результатам обсуждения докладов было выражено общее мнение, что в целом по России подготовка к саморегулированию осуществляется крайне медленно. По всей стране на настоящее время создано не более 50 некоммерческих партнерств – организаций, которые в дальнейшем станут саморегулируемыми. Законотворческая база не обеспечивает запросы строителей: федеральные законы о саморегулировании приняты, но отсутствуют подзаконные акты; пока не принят федеральный закон «О техническом регламенте «О безопасности зданий и сооружений» (есть только проект). Условия создания СРО, изложенные в базовом законе, невыполнимы для ряда регионов. В частности, это касается разделов, как мы говорили, о численности компаний, размерах компенсационного фонда и др. Конечно, все это существенно сдерживает практическую реализацию закона о СРО во многих уголках страны.

– Вернемся в Петербург. На чем сосредоточена деятельность Управления по саморегулированию при ССОО в настоящее время?

– Разрабатываются условия членства строительных организаций в СРО. По нашей версии, это три группы критериев: так называемые организационно-управленческие, технологические и критерии деловой репутации.

По первой группе мы предлагаем рассматривать легитимность организации и оценку ее финансового состояния. Более конкретные требования будет устанавливать сама СРО.

По второй группе необходимыми требованиями станут материально-техническое оснащение компании и наличие у организации системы управления качеством выпускаемой продукции. В лучшем случае – это система менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Материальное оснащение компании предполагает наличие у предприятия в любой форме собственности или аренды зданий, сооружений, оборудования, а также интеллектуальной собственности. В эту группу критериев, в соответствии с законом, войдут и требования по профильной подготовленности инженерно-технического персонала, возможность обязательного повышения квалификации персонала.

При оценке критериев деловой репутации будут учитываться стаж работы организации на строительном рынке, портфель значимых законченных объектов, а также отзывы заказчиков о работе данной организации.

Также разрабатываются стандарты СРО, устанавливающие процедурные вопросы по проверке названных выше критериев и контролю за соблюдением правил предпринимательской деятельности, положения об органах управления СРО, порядок ведения страховой деятельности, порядок создания, управления и расходования средств компенсационного фонда, единых для всех членов профильной саморегулируемой организации.

Таким образом, задачи, поставленные перед строительным сообществом по переходу на саморегулирование, сложны, многогранны и требуют больших интеллектуальных и организационных затрат.