Управление Ростехнадзора по Калужской области

Александр ФИЛИПЕНКО : «Не нефтью единой богата Югорская земля»


Топливно-энергетический комплекс Югры — один из самых динамично развивающихся в России, поэтому автономный округ по праву называют энергетическим сердцем страны. В июне этого года здесь была добыта девятимиллиардная тонна нефти. О перспективах развития региона и его общественной жизни интервью губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры — Александра ФИЛИПЕНКО.

- Александр Васильевич, при разработке стратегии социально-экономического развития Югры до 2020 года использовался пространственный принцип, основой которого являются промышленные кластеры. Создание каких кластеров планируется, в частности, в нефтегазовом комплексе?

- Действительно, на территории округа планируется создать несколько промышленных кластеров или зон опережающего развития — нефтегазохимический, лесопромышленный, горнорудный. Важнейшими приоритетами для себя мы также определили наращивание мощностей в рыбном хозяйстве, расширение электроэнергетической инфраструктуры, строительство сети автомобильных и железных дорог.

Кроме того, мы делаем ставку на динамичный социально-экономический рост за счет повышения инновационности экономики, формирования в регионе высокотехнологичных производств, новых конкурентоспособных отраслей, освоения новых территорий. Реализация инновационного сценария развития будет прежде всего связана с разработкой передовых идей для нефтедобывающей отрасли и созданием технико-внедренческой зоны в Ханты-Мансийске.

Потенциал и инвестиции программ развития округа впечатляют: только для нефтегазохимии потребуется 45,5 млрд рублей, причем до 85% продукции будет отправляться за пределы региона. Перечисленные выше направления отражены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Размер инвестиций на их реализацию составит 867,5 млрд рублей.

Остановлюсь на каждом направлении более подробно. Создание нефтегазохимического кластера, с одной стороны, будет способствовать интенсивной и эффективной разработке недр, а с другой — переработке добытого сырья. Правда, у нас это будет не нефтепереработка, а получение продуктов газохимии из попутного нефтяного газа (ПНГ), которого в регионе достаточно много и который сегодня просто сжигается в факелах. Существует несколько проектов по использованию ПНГ, входящих в региональную инвестиционную программу.

Не менее важным является горнорудный кластер, формирование которого связано с мега-проектом «Урал Промышленный — Урал Полярный». По своему масштабу проект приобрел федеральное значение, поскольку способен оказать радикальное влияние на рост показателей в ключевых отраслях промышленности, совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры, обеспечение безопасности и ускорение социально-экономического развития не только Югры, но и всей России.

Организуемая в округе инновационная зона позволит обеспечить югорский ТЭК современными высокоэффективными технологиями для глубокой переработки углеводородного сырья, а также будет способствовать развитию здравоохранения, новых видов коммуникаций и транспорта, решению экологических задач.

В югорский технопарк уже вложено около 2 млрд рублей. Построены соответствующие объекты: несколько зданий общей площадью 24 тыс. м², два общежития на 456 мест. Официальное открытие технопарка намечено на сентябрь этого года. Его создание является продолжением проводимой в регионе работы по формированию научно-образовательного комплекса, представленного научно-исследовательскими и образовательными учреждениями. Технопарк станет связующим звеном между инновационной мыслью и реальным коммерческим спросом со стороны промышленного сектора и предприятий топливно-энергетической отрасли, перед которыми стоит задача повысить добычу углеводородов.

- Какие инвестиционные проекты реализуются сегодня в топливно-энергетическом комплексе Югры? Какие из них являются приоритетными?

- Все инвестиционные проекты в ТЭК признаны приоритетными и включены в окружную программу государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов на 2007—2011 годы. Некоторые из них уже запущены в реализацию. Это касается проектов по строительству Южно-Няганьской и Сургутской ГРЭС, минигазоперерабатывающих производств (в т.ч. завода по переработке ПНГ по технологии GTL), линий по переработке нефтяного попутного газа в смолы для нужд лесопромышленного комплекса, завода по переработке нефти в высоко-качественные битумы и другие. Совокупный объем инвестиций составляет около 200 млрд рублей.

В стадии прединвестиционных исследований находятся проекты по биоэнергетике, переработке торфа, геотермальной энергетике.

- В планах правительства Югры — увеличить в ближайшие четыре—шесть лет генерирующие мощности региона в 1,7 раза и довести их до 10 тысяч мега-ватт. На какие средства — бюджетные или региональные — планируется ввод генерации?

- Сегодня Югра является лидером по производству электроэнергии — более 70 млрд кВт•ч в год. Это лучший показатель в России, но в то же время регион работает в режиме дефицита электроэнергии.

Электроэнергетика округа представлена Сургутской ГРЭС-1 филиалом ОГК-2, Сургутской ГРЭС-2 филиалом ОГК-4 и Нижневартовской ГРЭС филиалом ОГК-1, общая установленная мощность которых 9680 мегаватт. Объем энергетических мощностей нефтяных компаний составляет 432 мегаватта.

В июле 2006 года я и мои коллеги — губернаторы Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа — подписали соглашение с РАО «ЕЭС России» о реализации мероприятий по обеспечению надежного электроснабжения в Западной Сибири, реконструкции энергетических предприятий, созданию условий для присоединения новых потребителей.

Согласно документу в ближайшие годы в Югре будет построено свыше 6550 МВт генерирующих мощностей. Мы запустим в эксплуатацию четыре энергоблока по 400 МВт на Сургутской ГРЭС-2, два энергоблока по 800 МВт на Нижневартовской ГРЭС и три первых энергоблока по 400 МВт на Няганьской ГРЭС. Предприятия нефтегазодобывающей отрасли построят локальные энергоисточники мощностью 669 МВт. Новое развитие получат малая генерация, ее мощность достигнет около 739 МВт, а также генерация Приполярного Урала — около 742 мегаватт.

Общая стоимость работ в рамках реализации соглашения составит более 315 млрд рублей. Источником финансирования станут собственные и привлеченные средства генерирующих и нефтяных компаний, работающих в округе, в том числе средства от размещения эмиссии дополнительных акций компаний.

В процесс наращивания энергетики округа активно вовлекаются крупные частные инвесторы. Некоторые из них готовы принять участие в финансировании строительства Северососьвенской электростанции, первая очередь которой, мощностью 1400 МВт, будет работать на местных высококалорийных и малозольных углях. Сегодня очень интенсивно реализуют свои энергетические программы Сургутнефтегаз, ЛУКОЙЛ, Роснефть. Создает электростанцию на своих месторождениях и Petroleum Development. В результате реализации этих проектов регион получит 2—2,5 тыс. МВт генерирующих мощностей.

- В июне с.г. в Югре добыта 9-миллиардная тонна нефти. Каковы перспективы разработки новых месторождений для поддержания нынешнего уровня нефтедобычи? Какие инвестиции необходимы для этого?

- Несмотря на рост добычи нефти и благоприятную конъюнктуру на внутреннем и мировом рынках, в последние годы значительно снизились темпы ввода в эксплуатацию новых месторождений. Так, с 1997 по 2005 годы на территории округа в среднем за год открывалось по пятнадцать месторождений углеводородов, в 2007 г . эта цифра сократилась до одного.

С 2004 года до настоящего времени в округе введено в разработку 21 новое место рождение с годовым потенциалом добычи в 4—6 млн т нефти. В ближайшей перспективе в промышленное использование должны быть вовлечены 10 новых месторождений с запасами около 40 млн т и ежегодной добычей примерно 1 млн тонн. В резерве находится еще 31 месторождение с извлекаемыми запасами 300 млн т и годовым потенциалом 1,5—2 млн тонн. Их ввод намечен на 2009—2012 годы. На 38 месторождениях, где по прогнозам находится 450 млн т углеводородов, в настоящий момент ведутся геологоразведочные работы. Их годовые производственные возможности оцениваются в 2—2,5 млн т, а запуск в разработку предполагается после 2012 года. Таким образом, за счет ввода новых месторождений в 2008—2012 гг. прирост добычи может составить 4—5 млн т «черного золота».

В нераспределенном фонде недр округа находится 137 месторождений с суммарными извлекаемыми запасами 1,5 млрд т и годовым потенциалом 8— 10 млн тонн. Однако в связи с несовершенством процесса лицензирования они могут быть введены в разработку не ранее 2012—2015 годов.

- Стоит ли перед югорскими нефтяниками проблема повышения нефтеотдачи пластов? Что предпринимается для увеличения добычи нефти в регионе?

- Ресурсов в округе меньше не становится, мы поддерживаем эффективную добычу нефти. Подчеркну, что из югоских недр извлечены только первые девять миллиардов тонн «чёрного золота», в потенциале такой объём углеводородов мы сможем увеличить ещё в 2—3 раза. Между тем, уровень нефтеотдачи пластов пока далек от идеального.

За рубежом скважина эксплуатируется до тех пор, пока в ней содержится нефть. Эту практику требуется распространить и у нас. Необходимо вести самый строгий учет и контроль над эксплуатацией простимулированных скважин. Мне думается, такие скважины смело можно передавать малым компаниям или частным предпринимателям, предварительно освободив их от всех налогов за исключением налогов на доход, зарплату и т.д. Интерес к этой идее есть: недавно я получил письмо из Нижневартовска, где одна семья потомственных нефтяников спрашивает, когда можно будет взять скважину на доразработку. Будем надеяться, что нам удастся реализовать такие проекты. Сегодня малый бизнес способен стать той благодатной почвой, на которой вырастет средний

класс нефтяной отрасли. Пока львиную долю югорской нефти — 98% — добывают 7 нефтяных компаний, при том, что всего на нашем рынке их работает порядка 60. Другой не менее важной темой для региона является повышение уровня извлечения нефти из эксплуатируемых месторождений. В последнее время ряд компаний начал этим активно заниматься. Среднее значение уровня извлечения в России составляет 40—45%, в Югре оно — 28—30%, а в мире — 50—60%. В округе есть серьезные перспективы и резервы для того, чтобы увеличить долговечность месторождений. Существует множество средств, например, механические воздействия на пласт — горизонтальное бурение, добуривание боковых стволов, а также методы химической стимуляции скважин. Их внедрение значительно повысит эффективность работы югорского ТЭКа.

- Как складываются отношения у региона с Федеральным агентством по недропользованию в проведении конкурсов на предоставление поисковых участков? Сдерживает ли оно полноценный прирост углеводородов, необходимый для обеспечения запланированных уровней добычи?

- С чисто формальной точки зрения, в соответствии с нормами действующего законодательства, органы государственной власти округа участвуют в данном процессе только путем предоставления соответствующих предложений в программы лицензирования, условия аукционов и лицензий. Эти предложения мы направляем в агентство раз в год, а иногда и чаще. Тем не менее, сегодня лицензирование проходит крайне вяло, что ни в коей мере не отвечает интересам Югры. Ведь темпы и качество этого процесса напрямую связаны с будущим уровнем добычи нефти. Так, за период 2005—2007 гг. в перечни объектов лицензирования были включены 132 участка, объявлены аукционы на 81 участок, из них состоялось только 30.

На мое имя поступило обращение от руководителя Федерального агентства по недропользованию с просьбой оказать содействие в получении согласований от собственников земельных участков при подготовке программ лицензирования. Земельный вопрос, по мнению агентства, является основным препятствием для нормализации процесса лицензирования в округе. Специалисты окружного Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам сей час разбираются, насколько объективны указанные в письме факты и как можно повлиять на собственников земельных участков.

- Какие компании сейчас наиболее активны в разведке запасов и их отработке?

- Объем геологоразведочных работ на территории округа выполняется в пределах совмещенных лицензий — поиск, разведка и добыча. В плане на 2008 год стоит: 342,2 тыс. м поисково-разведочного бурения, сейсморазведка 2Д — 8,9 тыс. км, ЗД — 8,5 тыс. км2, приращение запасов категории С1 — 115,2 млн тонн.

По предварительным данным, в первом полугодии наиболее значительный прирост запасов нефти получен компаниями ЛУКОЙЛ—Западная Сибирь, Сургутнефтегаз, ТНК—ВР Холдинг и Роснефть и составил по категориям: В1 — 63,4 млн т, С2 — 44,1 млн тонн.

Обязательные минимальные объемы сейсморазведочных работ выполняют почти все компании-недропользователи, а обязательные объемы поискового бурения — только Сургутнефтегаз. Причины этого в основном заключаются в сложности оформления разрешительной документации под строительство скважин. А еще — в слабом контроле и неэффективной управляемости процессом недропользования со стороны главного распорядителя недр — государства в лице федеральных и территориальных структур.

- Насколько активно добиваются нефтяные компании полной утилизации попутного нефтяного газа?

- На территории Югры в 2007 году было извлечено 36,2 млрд м3 попутного нефтяного газа, использовано — 28,4 млрд м3, а сожжено в факелах — 7,8 миллиардов кубометров. Таким образом, уровень его утилизации составил 78,5%.

Для улучшения этого показателя по инициативе правительства автономного округа нефтяными компаниями «Роснефть», «ТНК—ВР Менеджмент», «Газпром нефть» и другими были разработаны долгосрочные программы, в результате реализации которых уровень утилизации ПНГ должен достичь к 2011 году 95%. Общий объем инвестиций на выполнение этих программ составит почти 56 млрд рублей. За четыре года в округе планируется построить 2264 км газопроводов, 56 компрессорных станций, 36 промысловых газоэлектростанций, 102 котельные для жилых и вахтовых поселков и 90 — для установок подготовки нефти, на которых попутный газ будет использоваться в качестве сырья.

Главной проблемой эффективного использования ПНГ является дефицит газоперерабатывающих мощностей. Сегодня нам необходимо создать все условия для развертывания строительства новых ГПЗ, увеличить приток инвестиций в эту сферу. Ряд проектов в округе уже реализуется. Например, компании ТНК-ВР и СИБУР Холдинг организовали совместное предприятие — Юграгазпереработка. Ожидается, что оно будет перерабатывать около 8 млрд м3 ПНГ в год, а после реконструкции — до 11 млрд и, кроме того, сможет привлекать попутный нефтяной газ других компаний. Подобное предприятие — Южно-Приобский ГПЗ — создано компаниями Газпром нефть и СИБУР Холдинг. Строительством газоперерабатывающего завода занимаются также Salym Petroleum Development, РуссНефть и Монолит.

Мне думается, создание предприятий газохимии в Югре стало возможным благодаря найденной эффективной форме взаимоотношений между владельцами газа — нефтяными компаниями, переработчиками, таки ми, как СИБУР, и потребителями — газовиками, химиками. Это позволило в очень короткое время почти в два раза увеличить мощности по переработке ПНГ путем реконструкции старых и формирования новых производств.

- Сегодня одной из важнейших задач экономики является эффективное использование энергоресурсов. Насколько широко в округе используются новейшие энергоресурсосберегающие технологии и оборудование?

- Югра, являясь основным поставщиком углеводородов на российские и зарубежные рынки, в то же время стоит в ряду крупнейших потребителей топливно-энергетических ресурсов в России — около 46 млн т условного топлива — и располагает значительным потенциалом энергосбережения — 15—20% суммарного годового энергопотребления.

Вопросам экономии энергии в округе придается огромное значение. Это относится и к строительству объектов жилищно-коммунального хозяйства. В 2007 году введено в эксплуатацию 860 тыс. м2 жилья, в 2008-м планируется сдать 900 тыс. м2. В каждом доме предусмотрены приборы учета, новейшие энергосберегающие технологии применены в ограждающих конструкциях. Разработан проект закона об энергосбережении, призванный стать законодательной основой для реализации финансовых, технических и организационных мер, направленных на достижение высокого уровня энергоэффективности.

Несколько компаний имеют собственные программы по улучшению теплоснабжения округа путем рационального потребления энергетических ресурсов, повышения качества услуг. Так, компанией « ЮТЭК» рассматривается возможность получения кредита в Европейском банке реконструкции и развития на модернизацию объектов выработки тепла в населенных пунктах за счет максимального использования биотоплива — в основном лесных отходов. В Советском районе реализуется инвестиционный проект по реконструкции систем теплоснабжения с привлечением кредитных ресурсов Ханты-Мансийского банка. Проект предусматривает строительство восьми полностью автоматизированных блочных котельных с применением методик сокращения теплопотерь и энергозатрат.

Новое технологическое оборудование внедряется на Сургутской ГРЭС-2 и Няганьской ГРЭС. Мы надеемся, что оно позволит на 40% повысить эффективность и снизить себестоимость производимой электроэнергии. При этом будет достигнут ощутимый экологический эффект.

- Планировалось разработать схемы предоставления льгот для регионов с различными экономическими условиями. Осуществились ли эти планы?

- Несколько лет назад эта тема активно дебатировалась, были разработаны и согласованы схемы, но они остались невостребованными. В очередной раз все заменили плоской шкалой, которая уравнивала регионы. Причиной послужило опасение, что такого рода дифференциация достаточно субъективна. Я убежден, что решение этой проблемы необходимо, и мировая практика — тому подтверждение.

- Одним из основных российских национальных проектов является строительство жилья. Как эта проблема решается в округе?

- Проблема жилья весьма актуальна в России, а в Югре она актуальна в еще большей степени. Считается, что в округе так много денег, что их просто куры не клюют. На самом деле наши затраты на жилье должны быть существенно больше, чем мы можем себе позволить исходя из возможностей бюджета, поэтому мы привлекаем в жилищное строительство частных инвесторов.

Сегодня в Югре проживает 1,5 млн человек, это в 12 раз больше, чем 45 лет назад. Всех надо обеспечить жильем, создать необходимую социальную инфраструктуру. Надо сказать, что на протяжении последних 23 лет жилищное строительство в округе ведется исключительно за счет регионального бюджета, а также на деньги работающих в округе компаний или заинтересованных инвесторов. Средства из федерального бюджета на эти цели не поступают. Финансированием строительства других объектов и коммуникаций — аэропортов, автомобильных дорог — занимается только округ. Сегодня на ипотеку из югорского бюджета тратится 14 млрд руб., и этого мало.

— В сентябре в Ханты-Мансийске планируется провести конференцию «Роль нефтегазодобывающих регионов в достижении Целей Тысячелетия». Что дают подобные форумы региону?

— Для Югры это очень полезно, так как о нас узнает большое количество людей, появится много новых партнеров. На эту конференцию съедутся представители 200 ведущих нефтегазодобывающих регионов сорока стран мира, представляющих Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америку, Австралию, а также четырнадцать российских нефтегазовых провинций. Вместе мы будем обсуждать целый ряд вопросов, связанных с развитием энергетики, защитой окружающей среды, изменением климата. Ожидается, что конференция положит начало формированию Сети нефтегазодобывающих регионов мира. Очень надеюсь, что сентябрьский форум расширит наше сотрудничество с компаниями и политическими деятелями, даст толчок реализации новых проектов, которые будут способствовать дальнейшему развитию экономики Югры.

Наша справка

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ФИЛИПЕНКО

Родился 31 мая 1950 г . в Караганде Казахской ССР. В 1967 г . с золотой медалью окончил среднюю школу и поступил на завод им. Кирова в Петропавловске. В 1968—1973 гг. — студент Сибирского автодорожного института им. Куйбышева (Омск). После окончания института работал в Сургуте на строительстве моста через Обь инженером производственно-технического отдела, строительным мастером, старшим инженером мостового поезда № 442. С 1977 г . работал в Ханты-Мансийском окружном комитете КПСС сначала инструктором, а затем заведующим отделом строительства. В 1982 г . — первый заместитель председателя Ханты-Мансийского окрисполкома. В 1983—1988 гг. работает в Березовском районе первым секретарем райкома партии. В это же время заканчивает ВПШ в Свердловске и в течение года работает вторым секретарем Ханты-Мансийского окружкома КПСС. В 1989 г . — председатель Ханты-Мансийского окрисполкома, в 1990-м — депутат Тюменского областного Совета народных депутатов. В 1991 г . назначен главой администрации Ханты-Мансийского автономного округа. В 1993 г . избирается от автономного округа в Совет Федерации. В 1995 г . назначается губернатором Югры. В 2000 г . повторно избран на пост губернатора Ханты-Мансийского АО.

В феврале 2005 г . Дума Югры утвердила его в должности губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. С 1996 г . является членом Комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов. Награжден «Орденом Почета», орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». Кандидат социологических наук.