Управление Ростехнадзора по Калужской области

В Санкт-Петербурге прошли учения по ликвидации аварийного разлива нефти.


ЧС вблизи Лисьего Носа

…18 сентября в дежурную службу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности правительства Санкт-Петербурга поступила информация о ЧС (чрезвычайной ситуации) – в Финском заливе вблизи Лисьего Носа получил пробоину нефтеналивной танкер, за борт вылилось 10 тонн мазута! Мелководная часть и заболоченная местность побережья Приморского района находятся под угрозой сильного загрязнения. Более того, в считанные часы пятно разлива попадет на особо охраняемую природную территорию с уникальной флорой и фауной!

В соответствии с планом ЛАРН (ликвидация аварийных разливов нефти) незамедлительно принимается решение силами аварийных служб, подведомственных Комитету ГУПов («Экострой», «ПиЛАРН», «Ленводхоз» и « ССЗ Спецтранс» предотварить загрязнение побережья. Диспетчерские службы производят оповещение о чрезвычайной ситуации, затем дается указание на развертывание сил и средств и немедленное проведение аварийных работ по ликвидации последствий нефтеразлива.

К счастью, случилось все это во Всемирный день мониторинга водных ресурсов. Это международное образовательное и обучающее мероприятие, призванное привлечь внимание к проблеме загрязнения наших водных ресурсов. В этот день и по этому случаю в плавнях Лисьего Носа состоялись организованные Комитетом учения аварийных служб подведомственных унитарных предприятий по ликвидации разлива нефтепродуктов на мелководном побережье Финского залива.

Насколько актуальна подобная учебная ситуация для Санкт-Петербурга? Петербург – ворота России в Балтийском море. Город является концентрационной точкой обширной геосистемы, включающей практически весь Северо-Западный регион России. Большую опасность для водной экосистемы Невского бассейна создают нефть и нефтепродукты, попадающие прежде всего вследствие аварийных ситуаций с нефтеналивными танкерами и судами всех типов. Растет суммарный грузооборот компаний, экспортирующих нефтепродукты по водной системе Ладога - Нева - Балтийское море. Все это требует как собственно наличия сил и средств для предотвращения «нефтеразливной» угрозы, так и их постоянной готовности.

По опыту аварийных служб загрязнения с открытой воды убирать значительно легче и – что важно – дешевле, чем с мелководий с обилием камней и растительности. Поэтому отработка действий на сложной акватории весьма актуальна для побережья Финского залива. Масштаб учебного «бедствия», безусловно, меньший по сравнению с прошлогодней аварией в Керчи. Вместе с тем, отрабатывались варианты самого неблагоприятного развития событий.

Аварийные службы Комитета при поступлении информации о чрезвычайной ситуации оперативно организовали три рубежа защиты береговой полосы:

- перехватывающее боновое заграждение непосредственно в зоне посадки танкера на мель (два судна – бонопостановщика типа «КС»);

- боновое заграждение непосредственно перед береговой чертой на мелководье (установили вездеходы-амфибии ГУП «Ленводхоз» и оперативная бригада ГУП «Экострой»);

- заграждение из сорбционных бонов и отсекающая траншея для сбора нефтепродуктов на берегу (платформа-амфибия «Труксор»).

Впервые в учениях продемонстрировала свои рабочие качества и высокую маневренность многофункциональная платформа-амфибия шведской фирмы «Труксор», которая расставила боны, быстро собрала «учебные» нефтепродукты в местах, недоступных для подхода судов, и загрязненную нефтепродуктами растительность (камыш, кустарник) на прибрежном условном рубеже.

Еще раз подтвердили свою функциональность и работоспособность при установке боновых заграждений уникальные вездеходы-амфибии отечественного производства.

На берегу установили две емкости для временного хранения собранных нефтепродуктов и замазученного мусора, силовые агрегаты для обеспечения работы нефтесборщиков «Minimax –10» и «Rock cleaner» - для очистки камней и твердых поверхностей побережья от нефтепродуктов.

Завершил полный технологический цикл сбора нефтепродуктов с территории побережья автомобиль-илосос. С его помощью собранные жидкие нефтепродукты «отбыли» на полигон «Красный Бор» для дальнейшей утилизации.

Для поддержки аварийных служб при сборе загрязненного мусора и мазута с побережья (а в перспективе - помощи пострадавшим при аварии птицам и морским животным) Комитет пригласил волонтеров из числа студентов профильных специальностей Политехнического университета и общественных экологических организаций города. По имеющемуся в Комитете опыту сотрудничества с зарубежными партнерами службу экологических волонтеров имеют в своем распоряжении аварийные службы Гамбурга (Германия), Швеции, Финляндии, Испании. Например, в ганзейском Гамбурге экологический волонтер при получении сигнала о ЧС обязан при уведомлении работодателя покинуть работу в любое время и прибыть на место ликвидации аварии.

В Санкт-Петербурге подобная служба только зарождается. Требуется проработать много вопросов, связанных с этим движением. Волонтеры привлекаются обычно к городским массовым и культурным мероприятиям. А вот для грамотных действий в условиях нефтяного загрязнения нужны умелые и профессиональные действия, поэтому Комитет обратился к экологам-общественникам и студентам экологических специальностей с просьбой поучаствовать в учениях. Волонтеры получили комплект обмундирования и специальные мешки для сбора замазученного мусора и довольно быстро справились со своей задачей.

Учение по защите береговой черты Финского залива с участием практически всей аварийной техники и в сложнейших условиях труднопроходимых мелководных участков прибрежных зарослей проводилось впервые и показало хорошую готовность городских аварийных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Целью учения стала отработка координации деятельности и практических навыков руководства городских аварийных экологических служб. Это прежде всего оценка возможностей специалистов аварийных служб в согласованности действий при локализации и проведении аварийных работ в случаях масштабного разлива нефтепродуктов, проверка технической оснащенности и готовность к оперативным действиям.

В ходе учений отработаны математические методы моделирования развития аварийной ситуации для организации устойчивого и эффективного управления действиями специалистов во время проведения аварийных работ. Был продемонстрирован весь ход процесса локализации и ликвидации аварийной ситуации чрезвычайного характера на акватории внутреннего моря и в прибрежной зоне уникальной природной территории.

Комитет также планирует оптимизировать работу с волонтерами, от которых в ходе учений поступило несколько конструктивных предложений по организации дальнейшей работы.

Кстати

Заместитель Министра природных ресурсов РФ Станислав Ананьев и секретарь Министерства окружающей среды Литвы Александр ас Спруогис подписали протокол шестого заседания Смешанной Литовско-Российской комиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды

Согласно документу правительства России и Литвы до 1 декабря 2008 г . подпишут Соглашение о применении мер по предупреждению и ликвидации загрязнения моря нефтью и другими вредными веществами. Российская сторона выразила готовность подписать соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики о сотрудничестве в области использования и охраны водных объектов бассейна реки Неман. В свою очередь, Литовская сторона попросила проинформировать о своем решении относительно изменения формата соглашения на четырехсторонний после получения официальной информации от Европейской Комиссии.

Кроме того, стороны договорились разработать и подписать новую редакцию соглашения о сотрудничестве в области мониторинга и обмена данными о состоянии трансграничных водных объектов до 1 декабря 2008 г .