Управление Ростехнадзора по Калужской области

Основные международные требования к процедуре аккредитации органов оценки соответствия

О.В. Покровская, канд. техн. наук

В.Е. Желтов, канд. техн. наук

Орган аккредитации — НТЦ «Промышленная безопасность» — в 2003 г . подал заявку в Европейскую комиссию по аккредитации (ЕА) в целях подписания многостороннего соглашения с участниками ЕА. В 2004 г . был подписан контракт о сотрудничестве с ЕА, объединяющей органы аккредитации европейских стран. В соответствии с контрактом и заявкой НТЦ «Промышленная безопасность» осуществляет деятельность в качестве органа аккредитации следующих органов оценки соответствия (ООС):

органов по сертификации (аттестации) физических лиц;

инспекционных органов;

испытательных лабораторий 1 .

Перечисленные ООС оказывают услуги в различных областях деятельности, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (экология, металлургическая, горная, угольная, химическая, нефтехимическая, нефтегазо-перерабатывающая, строительная промышленность, нефтегазодобыча, хранение и переработка растительного сырья, газопотребление и газораспределение, транспортирование опасных веществ и др.).

В соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 17000 НТЦ «Промышленная безопасность» обязуется проводить аккредитацию следующих ООС:

органов по сертификации персонала согласно ИСО 17024:2003 «Органы оценки соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала»;

инспекционных органов — ИСО 17020:1998 «Общие критерии для деятельности различных типов инспекционных органов»;

испытательных лабораторий — ИСО 17025:2005 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

НТЦ «Промышленная безопасность», как орган аккредитации, должен соответствовать требованиям ИСО 17011:2004 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия».

Анализ применения перечисленных стандартов показывает целый ряд общих особенностей.

1. Пристальное и скрупулезное внимание уделяется в стандартах беспристрастности и независимости деятельности ООС на всех уровнях их организации:

на уровне организационной структуры ООС (в комиссиях и комитетах);

в политике и процедурах ООС;

при проведении оценки соответствия ООС;

при принятии решений по оценке соответствия и по апелляциям.

Гарантировать объективность и беспристрастность деятельности ООС должна действующая документированная структура, обеспечивающая компетентную оценку, проводимую ООС. Политика и процедуры ООС не должны носить дискриминационный характер; ООС должны обеспечить доступ к своим услугам всех заинтересованных сторон. Весь персонал ООС, комитеты и комиссии, которые могут повлиять на оценку соответствия, должны действовать объективно и быть свободными от любого коммерческого, финансового, административного или другого воздействия. ООС должны отвечать за свои решения, связанные с оценкой соответствия, и максимально обеспечивать беспристрастность деятельности лиц или комитетов (комиссий), принимающих решения по оценке соответствия и по апелляциям.

2. Орган аккредитации должен постоянно наблюдать за деятельностью ООС при проведении процедур оценки соответствия: сертификацией физических лиц, экспертизой промышленной безопасности, испытаниями. За время действия свидетельства об аккредитации ООС наблюдения ведутся за процессом оценки соответствия и деятельностью всех сертифицированных (аттестованных) специалистов ООС. Для органов сертификации физических лиц проводится наблюдение за работой экзаменаторов и лиц, принимающих решение о сертификации, для инспекционных органов — за деятельностью экспертов, для испытательных лабораторий — за работой персонала, принимающего участие в испытаниях. Эти наблюдения способствуют наиболее качественной оценке деятельности ООС и помогают выявлять наиболее слабые места в работе ООС и его основного персонала.

3. Орган аккредитации должен проводить инспекционный контроль за деятельностью ООС каждый год, а сразу после аккредитации ООС — в течение первого года работы. Во время инспекционного контроля необходимо каждый раз проверять всю систему качества ООС. Деятельность ООС по процедурам оценки соответствия и результаты деятельности по оценке соответствия подлежат проверке полностью за весь период действия свидетельства об аккредитации ООС. Необходимо составить план проведения инспекционного контроля за период действия свидетельства об аккредитации ООС и при каждом инспекционном контроле проверять только часть области аккредитации ООС, но за весь период действия свидетельства об аккредитации проверяется вся область аккредитации ООС. Инспекционный контроль можно совмещать с повторной проверкой ООС и наблюдениями за деятельностью ООС на месте. После инспекционного контроля ООС следует провести корректирующие мероприятия по устранению несоответствий. Далее ведущий эксперт по оценке должен подтвердить достаточность проведенных корректирующих мероприятий, оформить отчет об устранении несоответствий и полном соответствии ООС требованиям аккредитации. Данный отчет утверждает руководитель органа аккредитации или его заместитель.

Следующие действия, которые необходимо выполнять ООС в течение каждого года работы в качестве аккредитованного ООС, относятся к системе качества ООС: анализ руководства ООС, внутренний аудит ООС, корректирующие и предупреждающие мероприятия.

Анализ руководства предусматривает проведение руководством ООС периодического анализа системы менеджмента качества в соответствии с ранее установленным графиком и процедурой. Обычно он проводится раз в год. Анализ руководства учитывает: анализ и эффективность методов и процедур оценки соответствия; мероприятия, проводимые руководством ООС в течение года по повышению эффективности системы менеджмента качества и качества услуг по оценке соответствия; результаты внутренних проверок, проведенных в течение года; корректирующие и предупреждающие мероприятия, выполненные по внутренним проверкам, по анализу жалоб, предложений и претензий, по результатам проверок органом аккредитации и других мероприятий, которые направлены на совершенствование системы менеджмента качества.

Внутренний аудит проводится ООС по определенной программе, охватывающей все элементы системы менеджмента качества. Программа внутреннего аудита рассчитана на год. При проведении внутреннего аудита нужно обязательно проверить деятельность ООС по оценке соответствия. В разработке данной программы принимают участие ответственный за систему менеджмента качества и другие подготовленные квалифицированные специалисты ООС. Внутренний аудит проводит персонал, имеющий удостоверение о прохождении обучения по системе менеджмента качества и внутреннему аудиту. Специалисты, осуществляющие внутренний аудит, не должны работать в проверяемом подразделении.

По результатам внутренней проверки проводятся корректирующие мероприятия. Вначале определяется основная причина возникшей проблемы несоответствия, далее — возможные корректирующие мероприятия. При проведении корректирующих мероприятий документируются и осуществляются все требуемые изменения, вытекающие из анализа проблем, несоответствий. ООС должен постоянно контролировать результаты, чтобы убедиться в эффективности корректирующих действий.

Органы оценки соответствия должны определять потенциальные источники проблем и несоответствий. Руководству ООС необходимо обеспечивать разработку, реализацию и контроль плана действий, направленных на предупреждение возникновения проблем и несоответствий, а также разработку и внедрение процедур, повышающих эффективность предупреждающих мероприятий.

В завершение необходимо указать на обязательное соблюдение ООС установленных правил по использованию свидетельства и знака аккредитации в Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору, так как неправильное их использование подрывает репутацию органа аккредитации.

Рассмотренные в статье элементы процедуры аккредитации не отражают всего перечня требований к ООС, представленных в стандартах ИСО серии 17000, но они требуют наибольших затрат времени и знаний как от экспертов по оценке, так и от ООС. Эксперты по оценке должны дополнительно пройти подготовку, а также более тщательно рассматривать все аспекты деятельности ООС.

1 Печеркин А.С., Сидоров В.И. На пути интеграции с Европой// Безопасность труда в промышленности. — 2004. — № 8. — С. 63–68.