Управление Ростехнадзора по Калужской области

Аттракционы как объекты повышенной опасности.

А.А. Худошин, В.А. Зимина, А.А. Плужников

(ЗАО НПО «Техкранэнерго», г. Владимир)

А.А. Худошин, канд. техн. наук
В.А. Зимина
А.А. Плужников

В продолжение ранее опубликованной статьи («Безопасность труда в промышленности», 2007, № 4, стр. 31–32. См. также Интернет-портал Safeproom . ru , размещено 23.05.2007 в разделе «Опыт и практика») рассмотрим пример положительного опыта допуска аттракционов к летнему сезону эксплуатации ( 2008 г .) администрацией Москвы.

Надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники постановлением Правительства Москвы от 22 января 2008 г . № 51-ПП возложен на сотрудников Специализированной государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Объединения административно-технических инспекций Москвы (далее — Спецгостехнадзор ОАТИ).

Ежегодно перед началом весенне-летнего сезона ОАТИ проводит совещание, на котором до сведения руководителей организаций, осуществляющих техническое освидетельствование аттракционной техники, доводятся требования инспекции.

Например, в 2008 г . при решении вопроса о допуске аттракциона к эксплуатации будет учитываться следующее:

1. Аттестация в установленном порядке ответственного за техническое состояние и безопасную эксплуатацию аттракционов.

2. Наличие технической документации завода-изготовителя в соответствии с ГОСТ 2.601—2006 на каждый аттракцион.

3. Предварительная подготовка каждого аттракциона к техническому освидетельствованию, должны быть: проведены регламентные работы в соответствии с руководством по эксплуатации завода-изготовителя, при этом допуск к эксплуатации аттракционов с истекшими сроками службы будет осуществляться в соответствии с разделом 10 Правил технического содержания и безопасной эксплуатации аттракционов (Введены в действие приказом Министра культуры Российской

Федерации от 01.11.94 № 737.); получено положительное заключение об исправном техническом состоянии, выданное специализированной организацией, имеющей лицензию на право проведения экспертизы технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, подконтрольном Ростехнадзору.

4. Наличие соответствующей документации о проведении капитального ремонта аттракционов, эксплуатируемых более 15 лет.

При выполнении вышеизложенных условий владелец аттракциона должен обратиться в Спецгостехнадзор ОАТИ за получением регистрационного знака (рис. 1) и талона (допуска), без которых эксплуатация аттракционов в Москве не допускается. К нарушителям будут применяться санкции в соответствии с Законом Москвы от 21 ноября 2007 г .

№ 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».

Из опыта проведения технического диагностирования аттракционов специалистами экспертной организации ЗАО НПО «Техкранэнерго» отметим следующие характерные недостатки:

слабо затянутый крепеж (во избежание несчастных случаев кроме гайки необходима и контргайка (рис. 2);

отсутствие заземления, беспорядочное состояние электропроводов (рис. 3).

При нормальном функционировании описанной системы надзора и регистрации аттракционов маленькие жители Москвы застрахованы от несчастных случаев, связанных с этой техникой. А чем хуже дети, живущие в других местах? По мнению авторов, необходимо как можно шире распространить опыт Московской администрации в других регионах России.

Учитывая, что такие специализированные инспекции, как Спецгостехнадзор ОАТИ в Москве, есть далеко не во всех областях, можно было бы поручить контроль за этими опасными объектами территориальным инспекциям Ростехнадзора. В этом случае работа будет проведена высококвалифицированными специалистами без затрат по созданию дополнительного аппарата чиновников.

Рис. 1. Регистрационный знак аттракциона
Рис. 2. Отсутствует контргайка (а)
Рис. 3. Беспорядочное состояние электропроводов