Управление Ростехнадзора по Калужской области

Александр МОСКАЛЕНКО : «Ликвидация трансграничных катастроф – задача мирового масштаба»

Ее решает группа компаний « Городской центр экспертиз»


Уже шестой раз группа компаний « Город ской центр экспертиз » собирает 10-11 июня в Санкт-Петербурге под своей эгидой представителей ведущих индустриальных предприятий России и других держав для обсуждения вопросов обеспечения безопасности от техногенных катастроф. Конференция проходит при информационной поддержке Интернет-портала « Safeprom . ru » Кроме привычных тем об организации безопасного производства на предприятиях, на июньской конференции в Санкт- Петербурге, будет затронута острая проблема аварий трансграничного характера. Не дожидаясь самого события, мы взяли интервью у президента группы компаний « Город ской центр экспертиз » Александр а МОСКАЛЕНКО.

- Александр Владимирович, конференция «Актуальные проблемы промышленной безопасности: от проектирования до страхования» проходит не в первый раз, чем принципиально новым вы удивите в этом году?

- Все доклады конференции будут посвящены одной общей тематике: разбору аварийных ситуаций, предупреждение которых лежит на плечах службы промышленной безопасности. Это одна из немногих площадок, объединяющая всех субъектов рынка: предприятия, надзорные органы, экспертные организации. Здесь происходит обмен мнений, и вырабатываются правила игры. В этом году на повестке дня – обсуждение двух самых крупных в Европе трансграничных аварий 2007 года. Это российско-украинский конфликт из-за загрязнения Керченского пролива Черного моря мазутом во время кораблекрушения и казахско-украинский спор из-за разлива желтого фосфора в Львовской области Украины в результате железнодорожной аварии. Мы предоставили возможность выступить всем сторонам конфликта: собственникам опасных грузов, перевозчикам, ликвидаторам, независимым экспертами, представителям научных и общественных организаций. С подробной программой конференции можно ознакомиться на сайте www.conference.gce.ru в разделе «Программа».

- Изменился ли в этом году состав участников конференции?

- Мы существенно расширили географию участников и выступающих. В этом году в конференции активно участвуют страны СНГ: мы ждем представителей из Украины, Казахстана, Грузии, Армении, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Азербайджана, Белоруссии, Молдовы. Также к нам приедут поделиться опытом специалисты по промышленной безопасности из Бразилии, Индии, Румынии, Австрии, Германии, Швейцарии. Среди выступающих: заместитель министра энергетики и промышленности Республики Таджикистан Махмашариф Хакдодов, заместитель председателя комитета по государственному контролю за ЧС и ПБ Республики Казахстан Виктор Веснин, начальник управления по защите населения и территорий Республики Армения Сергей Азарян, главный государственный инспектор Румынии Сильвестер Александр , начальник управления по надзору за перевозкой опасных грузов Проматомнадзора Республики Беларусь Иван Лазарь.

Опытом обеспечения промышленной безопасности поделятся представители газового концерна GAIL (Индия), производителя фосфора «Казфосфат» (Казахстан), судоходной компании «Новошип» и металлургического комбината «Азовсталь» (Россия).

- В какой степени конференция способствует интеграции ее участников в решении общих проблем безопасности?

- Нет сомнения в том, что безопасность отдельно взятого государства невозможно обеспечить без взаимодействия с мировым сообществом. До сих пор мир с содроганием вспоминает аварию в Чернобыле. Вспомним о последствиях для экологии России череды аварий на нефтехимических предприятиях Китая в 2005-2006 гг. Думаю, у каждой страны найдутся претензии к приграничным государствам. Надо переходить от претензий и соглашений на бумаге к делу. Сегодня предпринимаются лишь робкие попытки что-то делать, но системы отработанных совместных действий нет. А вот интерес к подобному взаимодействию – большой. Борьба с трансграничными экологическими катастрофами должна вестись также, как борьба с терроризмом, где стратегия и тактика отработаны, идет непрерывный обмен информацией и опытом. На примере экологической катастрофы в Керченском проливе мы в очередной раз стали свидетелями серьезной проблемы: отсутствует налаженная система взаимодействия . В этом году как раз это станет одной из главных тем, вынесенных на обсуждение. Возможным локомотивом в решении столь глобальной задачи могли бы выступить государства СНГ и стран Балтии. У нас пока еще много общего: стандартов, транспортных магистралей, и мы пока еще можем понимать друг друга.

- Несмотря на возрастающее внимание к проблемам безопасности, аварии на предприятиях происходят с незавидной частотой, с чем Вы это связываете?

- Не соглашусь с вами. На предприятиях тех отраслей, где повышенное внимание уделяется вопросам промышленной безопасности, количество аварий снижается. Ярчайший пример – предприятия Газпрома, ТНК-ВР. К сожалению, на многих предприятиях больше внимания уделяется организационным вопросам, нежели профилактическим мероприятиям. Западным партнёрам российских предприятий повезло несколько больше – у них для организации безопасного ведения производств выделяются значительные средства. У нас только начинают работать в этом направлении.

- Какие, на Ваш взгляд, вопросы нужно обсуждать в первую очередь?

- Требуется вынести на всеобщее обозрение положительный опыт. Что мы и постараемся сделать. Мы пригласили компании, наиболее продвинутые в этой области. Например, российские Киришинефтеоргсинтез и Магнитогорский Металлургический комбинат.