Управление Ростехнадзора по Калужской области

Совершенствование оценки рисков нефтеперерабатывающих предприятий

 

Р.А. ШАЙБАКОВ (Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан), Н.Х. АБДРАХМАНОВ, канд. техн. наук (ассоциация «Башкирская Ассоциация Экспертов»)

Р.А. Шайбаков Н.Х. Абдрахманов

 

В настоящее время российская нефтепереработка — это 27 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) суммарной мощностью 252 млн. т в год [1].

Исторически сложилось, что на территории Республики Башкортостан сконцентрированы четыре крупных НПЗ суммарной мощностью 41 млн. т в год, расположенные рядом с крупными городами (гг.Уфа, Салават). Опасность расположения НПЗ в черте города связана, в случае аварии, с возможными:

большими человеческими жертвами;

крупными материальными потерями;

чрезвычайно негативным психологическим воздействием на общество;

загрязнением воздуха, что приводит к росту числа заболеваний дыхательных путей и аллергических заболеваний;

постоянным кумультативным загрязнением воды, грунтовых вод и почвы, вызывающим рост желудочно-кишечных, онкологических заболеваний и болезней иммунной системы;

последствиями катастрофического состояния городской системы, которыми являются крайне высокие значения детской заболеваемости (до 30 %), особенно болезнями нервной системы и врожденными пороками.

Основную опасность для промышленных территорий объектов НПЗ представляют аварийная загазованность, пожары и взрывы. Из них пожары составляют 58,5 % общего числа опасных ситуаций; загазованность — 17,9 %; взрывы — 15,1 %; прочие опасные ситуации — 8,5 % [2]. Несмотря на снижение в последние годы количества аварий на нефтеперерабатывающих предприятиях (см. таблицу) [3], в ближайшие годы следует ожидать небольшой рост аварий, учитывая техническое состояние эксплуатируемого оборудования, так как «средний уровень самортизированного оборудования достигает 80 %, а срок службы превысил все возможные пределы» [1]. Следовательно, реальную опасность для окружающих представляет не все предприятие, а отдельные его структурные подразделения (установки, цехи, производства, склады и т.д.). В связи с указанным является очевидной необходимость повышения эффективности мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности и на защиту населения и территорий России от аварий и катастроф, снижение рисков и смягчение их последствий.

Данные по аварийности и травматизму в нефтеперерабатывающей промышленности за 1997–2005 гг., в сопоставлении с объемом производства, приведены в таблице.

Год

Общий объ­ем производ­ства, млн. т

Число аварий

Количество смертель­но травмиро­ванных, чел.

Удельный по­казатель ава­рийности, ава­рий/млн. т

Удельный по­казатель смер­тельного трав­матизма, чел/млн. т

1997 1998

197,6 163,7

15 18

8 3

0,076 0,110

0,040 0,018

1999 2000

154,9 158,0

14 8

1 12

0,090 0,051

0,006 0,076

2001 2002

178,9 185,1

6 10

2 1

0,034 0,054

0,011 0,005

2003 2004

190,1 195,3

4 3

2 2

0,021 0,015

0,011 0,010

2005

207,4

4

6

0,019

0,029

К сожалению, в настоящее время практически отсутствует у владельцев потенциально опасных объектов персональная заинтересованность (мотивация) в повышении уровня безопасности как производственного персонала объектов, так и населения, проживающего (временно пребывающего) вблизи указанных объектов.

Решению данной проблемы посвящен подготовленный и рассматриваемый Государственной Думой законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», устанавливающий единые условия, порядок, правовые и экономические основы страхования гражданской ответственности в обязательной форме с целью защиты имущественных интересов физических, юридических лиц, а также природной среды. Принятие данного закона, наряду с развитием декларирования промышленной безопасности, позволит оценить возможный ущерб, наносимый третьим лицам при авариях на опасных объектах. Полная реализация ожидаемого закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», учитывая специфику нефтеперерабатывающих предприятий, будет возможна только при наличии эффективной системы оценки рисков и потенциального вреда (см. рисунок), основанных на РД 03-418—01 [4], с учетом многофакторности и обратной связи.

Эффективность разрабатываемой оценки риска зависит от уровня:

развитости и точности закладываемых методик;

вспомогательных средств для применения методик на практике;

квалификации и компетентности специалистов, осуществляющих анализ риска;

организации анализа риска, включающей вопросы выбора объектов для анализа, финансирования и способы привлечения квалифицированного персонала.

Для реализации данной схемы рекомендуется использование графических моделей и желательно с возможностью отображения как упрощенных планов нефтеперерабатывающих предприятий, так и с более четкой детализацией технологических установок на плоских

схемах и в объемном графическом представлении. Подобная технология может быть реализована с помощью современных геоинформационных систем, способных не только визуализировать трехмерные модели, но и закладывать методики расчета развития аварийных ситуаций, ввод статистической информации. А самое главное обслуживание и работа в геоинформационных системах возможны дистанционно с использованием интернет-технологий.

Внедрение эффективной системы оценки рисков необходимо эксплуатирующим предприятиям, муниципальным и надзорным органам, заинтересованным в безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, для принятия адекватных решений по предотвращению, ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций на нефтеперерабатывающих предприятиях и оценки возможного ущерба при возникновении аварий.

Схема количественного анализа риска

 

Список литературы

1.     Христенко В.Б. О состоянии и перспективах развития внутреннего рынка углеводородного сырья и продуктов его переработки, включая нефтехимическую промышленность: докл. министра промышленности и энергетики. — Электрон. дан. — 31 марта 2006 г. — Http://www.minprom.gov. ru/ appearance/report/15. — 15 с.

2.     Экология переработки углеводородных систем: Учебник/ Под ред. д-ра хим. наук, проф. М.Ю. Доломатова, д-ра техн. наук, проф. Э.Г. Теляшева. — М.: Химия, 2002. — 608 с.

3.     Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2005 году. — М.: ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность», 2006. — 510 с.

4.     Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов (РД 03-418—01). — Cер. 03. — Вып. 10. — М.: ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»,