Управление Ростехнадзора по Калужской области

Структурная реформа электроэнергетики. РАО «ЕЭС России» накануне ликвидации.


КОРОЛЬ УМИРАЕТ, ДА ЗДРАВСТВУЮТ КОРОЛЕВИЧИ!

Электроэнергетика преобразуется сейчас из одной структурной модели и схемы управления в другую. В том числе полным ходом идет подготовка к ликвидации РАО «ЕЭС России». В то же время любой крупный сбой реформы может не только дискредитировать ее, но и неблагоприятно сказаться на надежном снабжении потребителей и по приемлемым ценам.

РЕФОРМА КОЕ В ЧЕМ СПОТЫКАЕТСЯ

Как известно, РАО «ЕЭС России» прекратит свое существование к 1 июля 2008 года. К этому времени необходимо подготовить выделение из материнской компании многочисленных дочерних структур (кроме уже прошедших такую процедуру в 2007 г. ОГК-5 и ТГК-5). Тогда акционеры смогут владеть ими напрямую, а не через РАО ЕЭС, как сейчас. В сентябре прошло заседание совета директоров энергохолдинга, которое утвердило коэффициенты обмена акций. А в конце октября — заочное собрание акционеров, которые проголосовали за конечную реорганизацию (ликвидацию) РАО ЕЭС. В результате конечной реорганизации миноритарным акционерам все равно достанутся акции не только интересовавших их активов (в основном ряда компаний тепловой генерации, где они надеются получить контроль), но и ценные бумаги ФСК, ГидроОГК, Интер РАО ЕЭС и других структур, хотя и в меньших объемах. Так вот Газпром уже заключил с ФСК опцион на продажу ей же ее акций, если он сочтет целесообразным это сделать после ликвидации РАО ЕЭС. А государство, в свою очередь, получит после 30 июня 2008 г. предусмотренные законом не менее 75% + 1 акция в ФСК и СО-ЦДУ и в ГидроОГК — не менее 50% + 1 акция. При этом и РФ предпринимает встречные шаги по увеличению своего присутствия в отмеченных компаниях, приобретая их акции при дополнительной эмиссии.

А Минпромэнерго в октябре заключило первые трехсторонние договоры с ФСТ и субъектами РФ — Чувашией и Архангельской областью в рамках ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования. Эти соглашения предусматривают доведение розничных тарифов на электроэнергию до экономически обоснованного уровня к 2010—2011 гг., что и является условием предоставления субсидий из федерального бюджета под отмеченную программу. В 2007-м Чувашия получит 918 млн, Архангельская обл. — 1978 млн руб.; они, в свою очередь, будут перечислены энергосбытовым организациям, которые приобретают электроэнергию на оптовом рынке. Минпромэнерго планирует подписать аналогичные соглашения еще с рядом субъектов РФ: на очереди Республика Коми и Калининградская область. Всего в 2007 г. предусмотрено выделить на эти цели 13 313 млн рублей. Что касается малообеспеченного населения, то оно при доведении тарифов до экономически обоснованных продолжит получать субсидии от государства, о чем в сентябре заявил Владимир Путин.

В октябре Госдума начала рассматривать поправки к Закону РФ «Об электроэнергетике» в части изменения критериев и порогов доминирования участников рынка электроэнергии и мощности. Сейчас доминирующим на этом рынке признается тот игрок, который завладевает более чем 35% мощности электростанций в двух зонах — Европейской и Сибирской. Поправки предусматривают поделить рынок на более мелкие «зоны свободного перетока электроэнергии» — числом до двух десятков. А критический уровень доминирования предлагается снизить в этих зонах до 20%. При этом для доминирующих игроков может быть введено госрегулирование тарифов. Под указанный критерий подпадают в целом ряде будущих, более мелких зон Газпром, Росэнергоатом, ГидроОГК, E.On, Татэнерго, Промрегионхолдинг, СУЭК ( если состоится его альянс с Газпромом) и даже сами генерирующие компании. А в случае выявления признаков злоупотребления доминирующим положением ФАС будет вправе разделить активы недобросовестного игрока.

На рисунке представлен взгляд Минпромэнерго на целевую структуру отрасли и ее регулирование (что предполагается реализовать после 1 июля 2008 года).

С начала 2007 г. заработало Некоммерческое партнерство Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК). НП ГП и ЭСК представляет интересы участников розничного рынка электроэнергии, включая независимых поставщиков. Эта организация должна стать экспертом и инстанцией, рассматривающей споры с потребителями и другими участниками розничного и оптового рынков. В задачи партнерства входит также создание эффективного конкурентного розничного рынка электроэнергии, формирование предложений для включения в проекты нормативных правовых актов, регулирующих сбытовую деятельность на рынке электроэнергии, повышение эффективности и надежности снабжения потребителей.

До 1 января 2008 г. намечалось организовать первые конкурсы среди ЭСК на право получения статуса ГП. Однако правила проведения таких конкурсов, подготовленные Минпромэнерго РФ, до сих пор не приняты — они все еще проходят согласование в министерствах и ведомствах. В результате в ряде регионов уже возникла волна жалоб после проведения региональными службами по тарифам (РСТ) конкурсов на право получения статуса ГП. Проигравшие указывают на непрозрачность отбора кандидатов и проведения самих конкурсов.

Например, в Нижегородской обл. ЗАО «Волгаэнергосбыт» (победитель псевдоконкурса) жалуется на ТГК-6, отказавшуюся подписать соглашение об информационном обмене, РСТ судится с областным арбитражным судом из-за запрета последнего определить победителя конкурса, а проигравшие претенденты (Нижегородская ЭСК, ООО «Транснефтьсервис С», ООО « Русэнергосбыт») указывают на то, что псевдопобедитель в своей заявке на 18% превысил предельный размер дохода, необходимого для осуществления своей деятельности в качестве ГП (в то время как победитель должен был определяться по минимуму этого показателя). В то же время роль НП ГП и ЭСК в отстаивании интересов своих членов в таких конфликтах осталась неизвестной.

Кроме того, на ряд ЭСК, предложенных РАО ЕЭС к продаже, не нашлось покупате-лей — из-за снижения их интереса к пока неперспективным активам. Например, в октябре не удалось продать Астраханскую ЭСК. Следом РАО ЕЭС заявило, что продажа ЭСК возобновится только после принятия поправок в прежнее постановление правительства о правилах работы розничных рынков электроэнергии. Они должны перенести на более позднее время проведение первой серии конкурсов на статус ГП (по сравнению с нынешней директивой — организовать их до 1 января 2008 г.), например, на 2010—2012 гг., для ЭСК, закупающих электроэнергию на оптовом рынке. В то же время самодостаточные ГП должны получить этот статус до 1 января 2010 года. Похоже, реформа спотыкается на таком банальном сюжете, как «дьявол кроется в деталях».

БУМ ИНВЕСТИЦИЙ НЕ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ?

В октябре стало известно, что РАО ЕЭС отложило размещение допэмиссии ОГК-6, намечавшееся на ноябрь, из-за «неблагоприятной конъюнктуры на мировых финансовых рынках». Компания рассчитывала привлечь (в том числе продав до 70% новых акций за рубежом) около 42 млрд рублей. Поучаствовать в эмиссии акций ОГК-6 рассчитывал Газпром, которому в 2008-м, после ликвидации РАО ЕЭС, должны достаться 52% от акционерного капитала этой генкомпании (без учета дополнительного размещения акций).

Зато РАО ЕЭС, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, решило не откладывать размещение допэмиссии ОГК-2 среди портфельных инвесторов. Здесь имелся и стратег Газпром, который в 2008-м должен получить 55% в акционерном капитале генкомпании (без учета допэмиссии). Ему для сохранения контроля необходимо было приобрести не более 12—13% дополнительных акций. Но все портфельные инвесторы подали заявки лишь по нижней границе ценового коридора, после чего РАО ЕЭС по согласованию с Газпромом открыло новую книгу заявок, по цене, близкой к рыночной. В результате инвесторы (включая и Газпром) приобрели акций на 26 млрд руб. вместо предполагавшегося привлечения инвестиций в объеме 42 млрд. Кроме того, ОГК-2 не стала сейчас размещать и еврооблигации, сославшись на «неопределенность, связанную с удовлетворением требований по количеству GDR».

В сентябре, как известно, стратегический инвестор E.On купил госпакет ОГК-4 за 100 млрд руб. (эти деньги пойдут на «покрытие инвестиционного дефицита ФСК и ГидроОГК») и всю допэмиссию за 46 млрд. Этой операцией РАО ЕЭС могло бы заслуженно гордиться, если бы не одно «но». По некоторым данным, с E.On затем был подписан инвестиционный договор на ввод оговоренных генерирующих мощностей, который не предусматривает штрафные санкции (до четверти от объема запланированных инвестиций) при неисполнении этого условия из-за одновременного невыполнения прогноза по росту спроса потребителей на электроэнергию. В противном случае осторожные немцы вложиться в непредсказуемую российскую экономику не рискнули бы. В октябре Владимир Путин, выступая на российско-германском форуме в Висбадене, сообщил, что E.On может инвестировать в ОГК-4 немалую сумму — 4 млрд евро.

Немаловажным фактором инвестиционной привлекательности генкомпаний и проектов сооружения новых электростанций является выбор топлива и его цена. В сентябре Анатолий Чубайс заявил, что энергетиков устраивают условия заключения долгосрочных договоров на поставку газа, ставшие результатом длительных переговоров между РАО ЕЭС и Газпромом. По его словам, «проблемные точки» остались, но они связаны в основном не с недостатком газа, а с ограничениями по возможностям его транспортировки. В том же месяце стало известно, что два партнера подготовили пятилетний типовой договор, который Газпром стал рассылать не только энергокомпаниям, но и другим промышленным потребителям. Он базируется на условиях контрактов take or pay («бери или плати»), которые газовики давно заключают со своими европейскими клиентами.

Однако одновременно появился ряд тревожных сигналов. Во-первых, энергетики получат в 2008—2009 гг. некие дополнительные объемы так называемого лимитного газа, цены на который регулирует государство. Поскольку дополнительных объемов добывать не планируется, то выходит, энергетикам дополнительный газ достанется за счет остальных промышленных потребителей. Почему это является тревожным сигналом и для энергетиков, увидим ниже.

Еще один сигнал. Типовой договор предусматривает, что если потребитель выберет меньше 100% законтрактованного газа, но больше 70%, то оставшийся объем он вправе перепродать на электронной площадке, отдать на хранение в подземное хранилище или перераспределить между своими предприятиями. Но эти возможности сопровождаются фразой: «поставщик вправе без объяснений отказать в указанном способе перераспределения невыбранного газа». После чего потребителю придется платить штраф в трехкратном размере от стоимости неиспользованного топлива (такой же штраф предусматривается и за его перебор). Правда, Газпром обязался нести такую же ответственность в случае непоставки топлива потребителям. Европейские покупатели, кстати, оплачивают в любом случае лишь рыночную стоимость законтрактованного российского газа.

В октябре со слов источника РИА «Новости» в Минпромэнерго стало известно, что переговоры между энергетиками и газовиками идут трудно. Одним из камней преткновения являются упомянутые штрафы (за невыбранный электростанциями газ), который Газпром хочет оставить в договорах. Поэтому в массовом порядке пятилетние договоры между ОГК и ТГК и Газпромом до конца 2007-го подписаны не будут, прогнозирует чиновник Минпромэнерго.

Еще один предмет спора между газовиками и энергетиками — слишком большая доля газа, сжигаемая электростанциями, по сравнению с другими видами органического топлива. В сентябре представитель Минпромэнерго Максим Балашов сообщил, что его ведомство и Газпром договорились перевести два десятка станций с газа на уголь в рамках согласования генеральной схемы развития электроэнергетики в России до 2020 года. Правда, потом выяснилось, что пока согласован перевод только трех станций, точнее, сооружение на угле будущих блоков Пермской, Яйвинской и Шатурской ГРЭС (эти станции входят в состав ОГК-1 и -4). Но уже начатые строительством блоки ПГУ-400 на Шатурской ГРЭС (ОГК- 4) и ПГУ-800 на Пермской ГРЭС (ОГК-1) РАО ЕЭС категорически отказывается перепроектировать и перестраивать на использование твердого топлива. Уперся и Газпром, который не собирается выделять дополнительные лимиты газа на эти блоки. Значит, для них топливо придется приобретать или у независимых производителей, или на бирже, т.е. по ценам раза в полтора выше. А платить за это будет, конечно же, потребитель. Не были согласны газовики и с газовыми блоками на Киришской ГРЭС (ОГК-6) и Чайковской ТЭЦ (ОГК-9).

Несмотря на отмеченные тревожные сигналы, Анатолий Чубайс продолжает излучать оптимизм. На заседании правления РСПП 2 октября он заявил, что РАО ЕЭС не испытывает проблем с привлечением финансов. По его словам, 60% от привлеченных в рамках реформы средств — прямые частные инвестиции. И если в 2006 г. инвестиции в генерацию составили 186 млрд, то в 2010 г. они достигнут 871 млрд рублей. «В любом случае уже сейчас можно сказать, что точно будут получены запланированные 3,1—3,5 трлн руб. на инвестпрограмму для строительства новых генераций и реформирования отрасли. Если в 2006 г. мы построили 1,2 млн кВт новых мощностей, что очень мало, то в 2010 г. выйдем на показатель 16,1 миллиона», — сообщил Чубайс.

Но проблемы возникнут у смежников.

«Сегодня именно они определяют, удастся или нет сделать все, что задумали. Вот цифры роста наших заказов в 2010-м по сравнению с 2006 г.: энергомашиностроение — в 8 раз, электротехническая промышленность — в 4 раза, угольная промышленность — 40%, газ — 30%, промстройматериалы — в 4,5 раза, проектно-исследовательский корпус — в 4 раза, строймонтаж — в 8 раз. А перевозки угля Кузбасса в Центральный район России за этот период возрастают с 2 миллионов до 24 миллионов тонн», — посетовал председатель правления РАО ЕЭС. Сколько дополнительно природного газа потребуется смежникам, он не сказал.

Регулирование отрасли после реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России»