Управление Ростехнадзора по Калужской области

Минтимер ШАЙМИЕВ: « Довести качество жизни населения республики до европейского уровня»


Такую задачу ставит перед экономикой республики Президент Республики Татарстан Минтимер ШАЙМИЕВ.

- Минтимер Шарипович, Госсовет республики принял в первом чтении программу развития топливно-энергетического комплекса Татарстана на 2006—2020 гг. Каковы сегодня возможности ТЭК и экономики республики?

- Программа конкретизирует основные направления долгосрочного развития ТЭК с учетом внутренних и внешних экономических факторов в республике и в стране в целом. Чтобы довести качество жизни населения до европейского уровня, необходимо иметь высокие темпы экономического и социального развития. Сегодня развитие нефтегазохимического комплекса РТ имеет приоритет. Он обеспечивает свыше 50% промышленной продукции, около 80% прибыли, полученной в промышленности, свыше 90% внешнеторгового оборота и около половины отчислений в бюджет республики.

Татарстан является одним из старейших нефтедобывающих регионов России. С 1976 г. из-за вступления крупных месторождений в позднюю стадию разработки в республике наблюдался спад добычи нефти. За 19 лет она снизилась со 103,7 млн до 23,8 млн тонн.

В середине 90-х годов прошлого столетия нефтяники при поддержке руководства республики приняли новую стратегию развития добычи. Результат: в 2006 году было добыто более 31 млн т нефти и 750 млн м3 попутного газа.

Как мы этого добились? Приняли ряд законов и, самое главное, обеспечили налоговое стимулирование добычи нефти. Дифференцировали платежи за недропользование в зависимости от горно-геологических условий. Удалось ввести в эксплуатацию 36 новых месторождений. При прежних темпах это было бы возможно за 30 лет.

Таким образом, дополнительно добыто 44,9 млн т нефти (28,7% от общей добычи). Увеличились налоговые поступления в бюджет — до 13,5 млрд руб. А самое главное — сохранили в работе 10 тыс. скважин и 18,5 тыс. рабочих мест. Экономический эффект составил 15 млрд руб.

Дополнительная добыча за счет реализации новых методов извлечения нефти выросла в 6 раз и за счет внедрения передовых технологий составила 40% от общей добычи. И впервые, после 30-летнего отставания темпов подготовки новых запасов от темпов добычи, было обеспечено расширенное воспроизводство запасов нефти.

Так, начиная с 1998 г. добыча продолжала расти и в 2001 г. достигла максимального уровня. В 2006 г. было добыто более 31 млн т нефти, из которых 25,2 млн т — «Татнефтью».

В 2006 г. был принят закон о дифференцированном налогообложении старых месторождений в зависимости от степени выработанности запасов нефти и освобождения от НДПИ месторождений высоковязкой нефти. Закон о дифференциации НДПИ в России начал работать с января 2006-го. Хочу отметить, что этот прогрессивный, по сути, закон в дальнейшем будет совершенствоваться, так как пока не стимулирует разработку новых нефтяных месторождений и залежей с трудноизвлекаемыми запасами нефти.

Развитие нефтяной промышленности в последнее десятилетие стало возможным также за счет мелкого и среднего предпринимательства и создания в республике благоприятных условий для независимых нефтедобывающих компаний (ННК). Сегодня на территории республики работают 34 ННК, годовая добыча которых от 6 тыс. до 500 тыс. т. В 2006 г. они добыли 5,9 млн т. Доля ННК в общей добыче нефти по республике постоянно растет — в 2006 г. около 19, в 2005 г. — 17,1%.

Создание новых нефтяных компаний изменило ситуацию: появились инновационные технологии, конкуренция, новые методы увеличения извлечения нефти и стимуляции добычи. К сожалению, у них пока много проблем. На первых порах республика поддержала ННК, предоставив им льготы на добычу нефти из новых месторождений, выделила средства на проведение геолого-разведочных работ (ГРР) и т.д. Однако для развития малого и среднего бизнеса в нефтяной отрасли принятый федеральный закон ничего положительного не дал.

- Насколько велики инвестиции в ТЭК республики?

- В 2006 г. инвестиции в нефтегазовом комплексе РТ составили 18,9 млрд руб., из них 15,5 млрд было направлено на добычу нефти.

На предприятиях нефтегазового комплекса планируются к реализации крупные инвестиционные проекты. Большое внимание уделяется переработке нефти. В последние годы были реализованы два важных проекта:

- создана установка каталитического крекинга вакуумного газойля и организовано производство автомобильного бензина. Капвложения в строительство завода «ТАИФ-НК» — 3,9 млрд руб., срок окупаемости — 2,4 года. Первоначальная проектная мощность завода 550 тыс. т в год всех марок автобензина и более 210 тыс. т в год пропан-пропиленовой и бутан-бутиленовой фракции для нужд нефтехимии;

- построен завод по переработке газового конденсата с получением прямо-гонного бензина, дизельного топлива, мазута и сжиженных углеводородных газов. Капитальные вложения — 2,1 млрд руб., срок окупаемости — 3 года. Получаемый на заводе прямогонный бензин направляется на производство этилена в « Нижнекамскнефтехим». Планируется увеличить его мощности до 600 тыс. т в год.

- Стратегической задачей нефтегазового комплекса РТ является обеспечение ежегодной добычи на уровне 30 млн тонн. За счет внедрения каких новых технологий будет обеспечен этот объем?

- На территории Татарстана, в 32 раза меньшей Западной Сибири, уже добыто около 3 млрд т нефти, а обеспеченность разведанными запасами составляет более 30 лет.

Потенциальные неразведанные ресурсы республики немногим меньше остаточных запасов нефти. Однако без применения новых технологий бурения и добычи освоение этих ресурсов может оказаться нерентабельным.

Высокая эффективность ГРР в Татарстане объясняется тем, что разведка и доразведка велись на старых площадях, но с использованием новых методов. Геологи искали не только месторождения и новые залежи нефти, но находились в перманентном поиске новых методов поиска. В этом секрет успеха. Тем более это нужно сегодня, когда поиск проходит в менее разведанных, геологически более сложных центральных и западных районах республики.

Внедрение новых методов исследований в сложных условиях разведки позволит сохранить технологическую эффективность ГРР на достигнутом уровне, а удвоенные объемы буровых работ увеличат долю традиционных ГРР в общем приросте от 10—15 до 30%.

При этом стоимость подготовки одной тонны запасов будет на уровне 10, а не 25—50 долл. 10% общего прироста запасов планируется обеспечить за счет поиска и разведки залежей природных битумов, а 60% — повышением нефтеотдачи и переоценки запасов на эксплуатируемых месторождениях.

Обеспечение стабильной добычи нефти в Татарстане может быть достигнуто также путем повышения коэффициента извлечения нефти. За годы рыночных реформ объем добычи нефти за счет методов увеличения нефтеотдачи (МУН) вначале снизился вдвое, а затем вырос более чем в 7 раз. В 1995—2000 гг. были созданы и нашли широкое применение МУН, предназначенные для поздней, более сложной стадии разработки с закачкой воды в пласты, а также начали создаваться МУН для залежей с трудноизвлекаемыми запасами. Повышение разведанных ресурсов республики даже на 1% дает увеличение извлекаемых запасов на 85 млн т. За счет освоения новых технологий «Татнефти» удалось почти в 1,5 раза увеличить дебиты новых скважин. Работая в сложнейших условиях истощения запасов крупнейших месторождений, компания увеличила средний дебит скважин с 3,7 до 4,2 т/сут. при обводненности 85% в течение 16 лет. Это способствовало получению высоких прибылей.

- По разведанным запасам тяжелой битумной нефти, которые составляют миллиарды тонн, Татарстан занимает первое место в РФ. Насколько она перспективна в масштабах страны и республики?

- Программой предусмотрено освоение природных битумов (ПБ) пермских отложений, залегающих на глубине до 400 м.

Проведенные исследования по извлечению битумов показали перспективность и рентабельность разработки битуминозных пород с применением внутрипластового горения, вытеснения паром и парогазом в сочетании с волновыми методами. На опытном участке Мордово-Кармальского месторождения при разработке скважины с внутрипластовым горением нефтеотдача составила 35%.

При дальнейшем росте цен на природный газ будет рентабельным использование для тепловых электростанций Татарстана водобитумных эмульсий.

Программой развития ТЭК республики предусматривается ввод 45 месторождений ПБ с запасами 43,5 млн т и рост добычи битума к 2020 г. до 1,5 млн т.

Принятая поправка в Налоговый кодекс РФ о нулевой ставке налога на добычу тяжелой и битумной нефти открывает широкие возможности по организации промышленной добычи ПБ в Татарстане.

Первым шагом в создании условий, обеспечивающих необходимый прирост запасов и добычу нефти, была дифференциация НДПИ для истощенных на 80% и более нефтяных месторождений. Это большой прогресс. Однако мелкие нефтяные компании пока не получили никаких снижений НДПИ.

Мы считаем, что на втором этапе совершенствования налогообложения нефтяной отрасли необходимо дифференцировать НДПИ для высокосернистой нефти; установить «налоговые каникулы» для новых месторождений до срока окупаемости вложений, а также решить проблемы месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. Это поможет уравнять условия работы недропользователей, разрабатывающих месторождения с различными горно-геологическими условиями и к тому же позволит стабилизировать добычу нефти по стране в целом за счет старых нефтедобывающих районов. И самое главное — позволит нефтяным компаниям, работающим на истощенных месторождениях, выделять средства на воспроизводство запасов.

- В конце 2006 года в Нижнекамске рассматривалась российская стратегия развития нефтепереработки. И, конечно же, не случайно был выбран именно Татарстан, где этот сектор ТЭК развивается особенно эффективно. Каковы перспективы дальнейшего развития нефтепереработки в республике?

- В советское время в республике своих перерабатывающих мощностей не было. Нефть Ромашкинского и других месторождений перерабатывали куйбышевские НПЗ и заводы, примыкающие к нефтепроводу «Дружба», а переработкой тяжелой высокосернистой нефти Татарстана и всей Волго-Уральской нефтегазоносной провинции занимался Кременчугский НПЗ на Украине. Однако специальной переработки тяжелой нефти, с выходом более ценной продукции, в бывшем СССР не было.

С переходом на рыночные условия и созданием вертикально интегрированных компаний появилась идея «банка качества», которую они же активно лоббируют. Согласно этой идее добытчикам тяжелой нефти придется доплачивать компаниям, добывающим легкую.

Было решено строить в республике комплекс установок по переработке тяжелой нефти мощностью 7 млн т в год. В состав комплекса войдут три взаимосвязанные группы производств топливного и нефтехимического профиля, завершить которые планируется к 2010 г. На первом этапе предполагается построить НПЗ стоимостью 1,3 млрд долл. и мощностью 7 млн т высокосернистой нефти, включающий установки первичной переработки нефти, гидроочистки продуктов, гидрокрекинга вакуумного газойля, которые позволят получать в год до 2,5 млн т дизельного топлива и 800 тыс. т керосина, а также блок ароматических углеводородов.

Параллельно планируется запустить завод глубокой переработки нефти (ЗГПН) стоимостью 1,3 млрд долл. с установкой по выпуску до 850 тыс. т автомобильного бензина. Третий этап — нефтехимический комплекс стоимостью 600 млн долл., рассчитанный на выпуск 250 тыс.т полиэтилентерефталата, 80 тыс. т алкилбензолов, а также 200 тыс. т в год полипропилена. В целом же комплекс будет способен производить два десятка продуктов глубокой переработки нефти и свыше 250 наименований нефтехимической продукции. Основным инвестором строительства комплекса заводов является «Татнефть».

Правительство РФ включило этот проект в состав инвестиционных, частично финансируемых государством. Это поможет реализовать его в короткие сроки и будет содействовать ускорению технического прогресса в России.

Однако даже после ввода ЗГПН проблема реализации более 10 млн т в год высокосернистой и высоковязкой нефти в республике не будет решена. А с вводом «банка качества» реализация «тяжелой» нефти, особенно для малых нефтяных компаний, станет еще более трудной, и многие прекратят добычу из-за низкой рентабельности.

По инициативе малых нефтяных компаний во главе с «Нефтеконсорциумом» при поддержке руководства РТ сейчас рассматривается возможность создания еще одного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса мощностью 7 млн т в год карбоновой нефти, а в перспективе и природных битумов. Фирма «Текнип» в мае 2007 г. завершила разработку ТЭО эффективности инвестиций. Особенностью данного комплекса будет создание нового крупнотоннажного этиленового производства. Для переработки тяжелых остатков нефти и затем природных битумов будет использован опыт Канады. Строительство этих мощностей к 2010 г. позволит довести в республике глубину переработки нефти к 2020 г. до 76—90%.

- Большое внимание в программе развития ТЭК уделено росту генерирующих мощностей, реконструкции и модернизации существующих объектов и оборудования электроэнергетики и т.д. Какие объекты энергетики имеют приоритетное значение?

- Холдинг «Татэнерго» входит в число крупнейших энергетических предприятий РФ. Установленная мощность станций объединения составляет 6986 МВт, тепловая — 15 203 Гк а л /ч. Ежегодно энергосистема вырабатывает более 23 млрд кВт•ч и отпускает более 30 млн Гк а л . Система полностью обеспечивает электричеством и теплом республику и дополнительно может ежегодно выдавать 1000—1500 МВт.

Конкурентоспособность «Татэнерго» на оптовом рынке обеспечивается путем формирования программы развития генерирующих мощностей на базе новых технологий. В 2005 г. введена в опытную эксплуатацию ГТУ мощностью 50 МВт на Казанской ТЭЦ-1. Вводимые электрические мощности в Татарстане в 2005—2012 гг. составят 770—790 МВт. Из них 400 МВт предусматривается построить на собственные средства предприятий компании, а остальные 370—390 МВт — за счет средств основных потребителей энергоресурсов и инвесторов.

Одновременно с вводом генерирующих мощностей необходимо проводить комплекс работ по техническому перевооружению, модернизации, а также оптимизации режимов работы существующего оборудования. Они дадут эффект, эквивалентный вводу 315 МВт. В дальнейшем необходимо интенсивное обновление генерирующих мощностей энергосистемы с вводом 1300— 1400 МВт газотурбинных и парогазовых установок.

Если в 2012—2015 гг. в республике будет расти электропотребление, то придется возобновлять строительство ТЭЦ в Елабуге, примыкающей к особой экономической зоне «Алабуга».

Развитие энергосистемы предусматривает повышение уровня водохранилища Нижнекамской ГЭС до проектной отметки (68 м) не позднее 2010 г., что эквивалентно вводу 740 МВт (максимальная отдача увеличится на 1160 МВт). При этом дополнительная выработка составит 1,4 млрд кВт•ч в год. Экономия топлива за счет замещения выработки на тепловых станциях составит 480 тыс. т у.т. в год, или 421 млн м3 природного газа.

Необходимость подъема уровня водохранилища Нижнекамской ГЭС обусловлена планируемым ростом к 2020 г. потребления электроэнергии на 55—65%, тепловой энергии — на 10% от уровня 2003 г. Развитие энергосистемы республики предполагает до 2020 г. ввод не менее 4000 МВт новых мощностей, что позволит не только обеспечить потребителей Татарстана, но и продавать электроэнергию за ее пределы.

- Насколько широко используются в Татарстане нетрадиционные источники энергии?

- Правительство республики уже начало разрабатывать проект программы «Развитие малой энергетики в Республике Татарстан на возобновляемых источниках энергии».

Сегодня в регионе имеется потенциал для развития альтернативных источников энергии с использованием местных, а также вторичных ресурсов. Это отходы деревообработки и животноводческих хозяйств, детандерные установки*, строительство малых гидростанций, ветроустановок, станций на местных углях. На территории нашей республики можно построить 67 малых ГЭС мощностью 27 МВт и ежегодной выработкой 68 млн кВт•ч. В нефтедобывающих районах республики могут быть сооружены 32 малых ГЭС мощностью более 20 МВт, которые обеспечат выработку 40 млн кВт•ч.

Одними из наиболее перспективных и близких к реализации мы считаем проекты строительства комплексов по переработке отходов животноводства и получению биогаза. В настоящее время рассматриваются перспективы строительства подобных комплексов на крупнейших птицефабриках республики и, возможно, уже в ближайшие 2—3 года мы приступим к реализации этих проектов.

- Какое значение для развития ТЭК республики имеют энергосбережение и энергоэффективность?

- Для оценки эффективного использования энергоресурсов в республике используется индикатор энергоемкости валового регионального продукта (ВРП). За последние годы наблюдается постепенное снижение индикатора, причем среднегодовые темпы снижения энергоемкости ВРП РТ составили 5,6%, что вдвое превосходит темпы снижения энергоемкости ВВП России, запланированного Энергетической стратегией РФ.

Приоритетными направлениями повышения конкурентоспособности продукции ТЭК республики можно назвать снижение энергозатрат. Так, реализация первоочередных мероприятий по энергосбережению в «Татнефти» позволила в 2006 г. снизить потребление ТЭР на 10% по сравнению с 1999 г. К 2010 г. планируется снижение потребления ТЭР на 15% по сравнению с 2005 г.

Сегодня энергетики из имеющегося далеко не нового оборудования максимально выжали все возможные резервы энергосбережения. Поэтому дальнейшее продвижение по этому пути требует все больших затрат.

В энергетике необходимо внедрять современные технологии генерации и когенерации**, снижать удельные затраты за счет рационального потребления топливно-энергетических и материальных ресурсов, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при переработке, транспортировке и реализации продукции. Выполнение этих задач позволит снизить расход условного топлива на производство электроэнергии с 335 до 308 г/кВт•ч к 2010 г.

- Сегодня Татарстан располагает мощной и эффективной системой использования природных ресурсов. Может ли республика стать «экспериментальной площадкой» для инноваций в ТЭК?

- Для освоения источников углеводородов как в ТЭК республики, так и России необходимо создать приоритетные условия для привлечения новых отечественных и зарубежных технологий.

Для развития новых технологий в республике имеются мощная научная база и высокотехнологичные нефтехимические предприятия. Созданы технопарк «Идея» и технополис « Химград» в Казани на базе «Нижнекамскнефтехима» и «Казаньоргсинтеза», а также особая экономическая зона «Алабуга», где разрабатываются и успешно внедряются новейшие технологии.

Сейчас во всем мире акцент делается на сооружение парогазовых и газотурбинных установок взамен отработавших свой срок паротурбинных.

Большая часть генерирующих мощностей связана с одним крупным потребителем — например, Нижнекамская ТЭЦ-1 обеспечивает потребности «Нижнекамск-нефтехима». Эта станция, введенная еще в 60-е годы прошлого столетия, нуждается в техническом перевооружении. «Татэнерго» создало механизм стимулирования привлечения инвестиций для внедрения на этой станции нового оборудования. В результате образовано совместное предприятие «Нефтехимэнерго», учредителями которого являются «Нижнекамск-нефтехим» и «ТАИФ», заинтересованные в снижении энергозатрат и повышении конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке.

Прорабатывается возможность модернизации Заинской ГРЭС, техперевооружения трех казанских ТЭЦ с установкой на КТЭЦ-1 экономичных газовых турбин.

В последние годы рост энергопотребления в столице республики превышает 5% в год. Для обеспечения надежного электроснабжения города в «Татэнерго» модернизируются старые и строятся новые трансформаторные подстанции. Реконструированы с полной заменой оборудования подстанции «Казанка», «Советская», «Компрессорная». Энергетическое « самочувствие» Казани во многом зависит от надежной работы подстанции «Киндери», через которую столица получает от Заинской ГРЭС до 50% необходимой электроэнергии. Сегодня полным ходом идет ее реконструкция по последнему слову мировой электротехники. Преобразования в электросетевом хозяйстве столицы обойдутся «Татэнерго» в 1,5 млрд руб.

К 1000-летнему юбилею Казани введена в строй новая ПС 110 кВ «Новокремлевская». Подстанция позволит не только увеличить надежность электроснабжения центральной части столицы, но и полностью обеспечит растущие потребности в электрической мощности. Это даст возможность продолжить жилищное строительство и развивать инфраструктуру исторической части города.

В настоящее время энергосистема республики является самодостаточной и полностью обеспечивает потребности предприятий и населения региона в электрической и тепловой энергии. В дальнейшем ставится задача выхода на общероссийский рынок с предложениями по продаже к 2020 г. не менее 6 млрд кВт•ч.

- Насколько успешно реализуются приоритетные национальные проекты и каково их значение для социально-экономического развития республики?

- В Татарстане на реализацию приоритетных национальных проектов в 2006 г. было выделено из федерального бюджета 5.7 млрд, из бюджета республики — 4.8 млрд руб.

В рамках национальных проектов уже многое сделано. Выплачивается дополнительное вознаграждение медицинским работникам первичного звена и педагогам, достаточно успешно реализуется программа «Родовой сертификат», отбираются лучшие инновационные школы. Динамично развивается жилищная ипотека. В рамках проекта « Развитие АПК» постепенно увеличиваются темпы кредитования фермерских, подсобных хозяйств и кооперативов.

Реализуется проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Механизмами реализации этого проекта являются федеральная целевая программа «Жилище» на 2002—2010 гг. и входящие в ее состав подпрограммы.

Например, подпрограмма «Повышение доступности жилья» предусматривает предоставление субсидий молодым семьям на приобретение жилья или оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита. На эти цели из федерального и республиканского бюджетов выделено 100 и 300 млн руб. соответственно.

«Ипотечным агентством Республики Татарстан» и банками-партнерами выдано ипотечных кредитов на 1 млрд руб.

На улучшение жилищных условий ветеранов и инвалидов из федерального бюджета в 2006 г. через Федеральный фонд компенсаций выделено 40,6 млн руб.

По нацпроекту « Здоровье» в 2006 г. из федерального бюджета на дополнительные выплаты врачам общей практики, участковым терапевтам и педиатрам, а также медсестрам за оказание дополнительной медицинской помощи направлено 483,1 млн руб., на выплаты медперсоналу фельдшерско-акушерских пунктов и учреждений скорой медицинской помощи — 99,5 млн руб.

Из республиканского бюджета выделено более 1,2 млрд руб.

На нацпроект «Образование», который стимулирует общеобразовательные учреждения, активно внедряющие инновационные образовательные программы (87 школ), из федерального бюджета выделено 87 млн руб. Средства направлены на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической учебной базы, повышение квалификации и переподготовки педагогических работников.

Из республиканского бюджета на подготовку и переподготовку кадров в российских и зарубежных образовательных научных центрах выделено 66 млн руб.

В 2006 г. выполнены прогнозные показатели по национальному проекту «Развитие агропромышленного комплекса». Сохранены темпы роста животноводческой продукции и в текущем году. Из бюджета республики на реализацию данного направления выделено около 1,1 млрд руб. На стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК выделено 32 млн руб . из федерального бюджета и 30,6 млн — из республиканского.

Правительство республики решило компенсировать строительство инженерной инфраструктуры животноводческих комплексов. В 2006 г. выделено 100 млн руб. на субсидирование строительства подъездных путей, на субсидирование бурения скважин — 44,3 млн. Подготовлены материалы для финансирования через «Таттрансгаз» газопроводов на 30 млн руб., подъездных путей к животноводческим комплексам на 592 млн руб.

В рамках реализации проекта «Развитие АПК» планируется ввести на селе более 100 тыс. м2 жилья для молодых специалистов. Им выделены субсидии на строительство жилья: из федерального бюджета — 340 млн, из республиканского— 453 млн руб. Всего в 2006 г. по этому нацпроекту было освоено более 1 млрд руб.

*Используют перепад давления в распределительных газопроводах. — Прим. ред.

** Одновременное производство электроэнергии и тепла. — Прим. ред.

Беседовала Елена СТАВЦЕВА

Наша справка.

МИНТИМЕР ШАРИПОВИЧ ШАЙМИЕВ

Родился 20 января 1937 года в деревне Аняково Актанышского района Республики Татарстан. После окончания в 1959 году факультета механизации Казанского сельскохозяйственного института работал в сельском хозяйстве.

С 1969 по 1983 г. — министр мелиорации и водного хозяйства ТАССР.

В 1983 г. был назначен первым заместителем председателя Совета министров ТАССР.

С 1983 по 1985 г. — секретарь Татарского обкома КПСС.

В 1985—1989 гг. — председатель Совета министров ТАССР.

С 1989 по 1990 г. — первый секретарь Татарского обкома КПСС.

В 1990 году был избран председателем Верховного Совета ТАССР.

С 12 июня 1991 года по настоящее время — президент Республики Татарстан.

В 1994—2001 гг. — член СФ Федерального Собрания РФ.

Член президиума Госсовета РФ с 2000 по 2001 г.

Открытие лицея-интерната 7

Минтимер Шаймиев — почетный член Президиума Международного парламента Всемирной конфедерации рыцарей, работающих под эгидой ООН; академик Академии технологических наук РФ; почетный академик Международной академии информатизации; почетный профессор Московского государственного института международных отношений МИД РФ.

Имеет государственные награды: ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, Почетную грамоту Правительства Российской Федерации и медали. Женат. Имеет двух сыновей.