Управление Ростехнадзора по Калужской области

Салман БАБАЕВ:«Мы работаем над формированием единой транспортной логистической системы»


В минувшем году РЖД активизировала работу по усилению своих позиций на рынке перевозок нефтеналивных грузов. Давно «обещанная» специализированная «Грузовая компания» пока так и не создана, однако на рынок уже вышла другая, не менее перспективная, «дочка» — компания «Трансконтейнер», ориентированная на перевозки сжиженного природного газа. Кроме того, РЖД продолжила работу по формированию единой логистической схемы, следствием создания которой может стать появление в ее активах акций крупнейших морских нефте-портов. Подробностями дальнейших проектов РЖД поделился вице-президент РЖД Салман БАБАЕВ.

- Каковы итоги грузовой деятельности РЖД в секторе перевозок нефти и нефтепродуктов в 2006 году? Каковы прогнозы на 2007 год?

- По сравнению с уровнем 2005 года, объем перевозок нефтяных грузов железнодорожным транспортом увеличился на 5,1%. Перевозки сырой нефти по отношению к 2005 году снизились на 7,8%, а вот перевозки нефтепродуктов, напротив, увеличились на 8,8%.

В 2007 году запланированный рост объема перевозок нефтяных грузов по отношению к уровню 2006 года, согласно нашим прогнозам, может составить 3,2%. Отмечу, что в структуре общего объема перевозок нефтяных грузов железнодорожным транспортом объем сырой нефти сейчас составляет 19,4%, нефтепродуктов — 69,8%, сжиженных углеводородных энергетических газов — 10,8%.

- Как развивались перевозки РЖД на китайском направлении?

- В прошлом году мы, как и планировали, перевезли в Китай 10,3 млн. тонн нефти. Летом прошлого года РЖД поддержала идею «Роснефти» и Федеральной службы по тарифам об установлении прогрессивной шкалы: как только объем нефти переваливает за 5 млн. тонн, начинает работать шкала тарифа. «Роснефть» свои обязательства выполнила.

Сегодня «Роснефть» выходит к нам с предложением о дальнейшем увеличении объемов перевозки нефти по железной дороге. Компания просит рассмотреть вопрос, касающийся перевозки через переход Наушки, а также соответствующих специальных тарифов. Могу сказать, что пока данный вопрос находится в стадии обсуждения. Если говорить о прогнозе на 2007 год, мы ориентируемся на поставки в Китай объемом до 15 млн. тонн нефти.

- Какими темпами идет обновление парка цистерн для нефтеналивных грузов?

- Общеизвестно, что доля перевозок нефтяных грузов в собственном подвижном составе по сети железных дорог России в настоящее время составляет более 60%. Так, в прошлом году доля перевозок нефтяных грузов в цистернах собственников составила более 65% от общего объёма перевезенных грузов, а в инвентарном парке не превысила и 35%. Поскольку заявки грузоотправителей на перевозки данных грузов обеспечиваются в полном объёме, РЖД не планирует дополнительного приобретения цистерн в 2007 году.

- Следует ли ожидать дополнительных изменений тарифов?

- Индексация тарифов на 2007 год уже произошла, и в этом году тарифы больше повышаться не будут. При среднем индексе изменения на 8%, тарифы внутригосударственных и международных перевозок через отечественные порты (раздел 2 Прейскуранта № 10-01) проиндексированы на 10,9%. При этом, тарифы на перевозки в международных направлениях через пограничные станции сохранены на прежнем уровне. Данная поэтапная работа проводится с 2005 года в целях унификации тарифов и обеспечения более плавной адаптации промышленности России к экономическим требованиям, необходимым для вступления в ВТО.

Вместе с тем, из-за острого дефицита полувагонов, для стимулирования инвестиций в расширение соответствующего парка, принято решение о дифференцированной индексации тарифов раздела 2, направленной на увеличение вагонной составляющей у сторонних собственников полувагонов.

Тарифы на перевозки грузов в полувагонах общего парка проиндексированы на 10,9%, а тарифы на перевозки в собственных и арендованных полувагонах — в соответствии с классами грузов: для грузов 1 класса — на 3,7%, для грузов 2 класса — на 6,4%, для грузов 3 класса — на 8,4%. При этом, вагонная составляющая для собственников увеличится на 30-40%, что создаст условия для сокращения срока окупаемости полувагонов и повысит привлекательность инвестирования средств в парк полувагонов.

- Руководство «Трансконтейнера» заявляло о возможности организации перевозок сжиженного природного газа (СПГ) в специализированных контейнерах. Каковы перспективы подобного проекта? Планируется ли организовывать перевозки СПГ силами «Трансконтейнера»?

- Для перевозок СПГ и других грузов топливной группы требуются контейнеры-цистерны или танк-контейнеры. При этом, их перевозка по весовым параметрам, габаритным размерам, способу размещения и крепления на подвижном составе не отличается от перевозок универсальных контейнеров. Однако контейнеры для перевозки СПГ менее востребованы, поэтому в парке «ТрансКонтейнера» их пока нет. Однако, по просьбе грузоотправителей и после заключения соответствующих договоров, «Трансконтейнер» может предоставить свои вагоны для перевозки в собственных контейнерах грузовладельца.

Планами развития «Трансконтейнера» предусматривается также освоение рынка перевозок СПГ и других грузов топливной группы в танк-контейнерах. Все возможности для этого есть. Надеюсь, в ближайшее время к нам поступят реальные предложения.

- Как Вы оцениваете перспективы дальнейшего сотрудничества РЖД и НОВАТЭК в свете подписанного в январе 2007 года соглашения?

- В рамках подписанного между компаниями соглашения на 2007-2008 годы, предусмотрено сохранение объема перевозок грузов в течение 2007 года на уровне 2006 года, а на 2008 год запланировано его увеличение на 35%. При этом, перевозки сжиженных углеводородных газов будут осуществляться полностью в собственных цистернах, а перевозки стабильного газового конденсата производства Пуровского ЗПК — в приписанных цистернах РЖД.

- Как Вы оцениваете перспективы РЖД относительно покупки акций Новороссийского морского торгового порта? Руководство РЖД неоднократно заявляло о необходимости повышения эффективности логистических схем. Станет ли покупка акций НМПТ первым шагом в направлении обеспечения присутствия компании среди акционеров других портов?

- Мы прекрасно осознаем необходимость оптимизации транспортного процесса на всем пути следования груза. Работаем над формированием единой транспортной логистической системы, и уже разработана концепция ее реализации. В рамках этой концепции предусматриваются ускоренное создание, расширение и реконструкция терминалов на сети российских железных дорог, а также строительство перевалочных и складских комплексов, элементов контейнерной системы и других сооружений, в том числе, в направлении южных портов. По нашему мнению, финансирование данной инфраструктуры необходимо осуществлять с привлечением бюджетных и внебюджетных источников на основе принципов государственно-частного партнерства.

Присутствие РЖД в числе акционеров морских портов не противоречит концепции формирования единой транспортно-логистической системы. В рамках решения намеченных задач вполне оправдан наш интерес к приобретению их акций, в том числе и акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП).

В случае участия РЖД в управлении портами, порты получат мощного партнера, который будет обеспечивать поддержку развития железнодорожной инфраструктуры и обеспечивать ее квалифицированное обслуживание. При этом, в целях повышения стабильности и качества обслуживания грузоотправителей, станет возможным принятие совместных решений о предоставлении им сквозных тарифных ставок.

- После нефтегазового конфликта с Белоруссией эксперты обсуждали возможности замещения экспортных объемов нефтепровода «Дружба» с помощью железной дороги. Как Вы оцениваете возможности РЖД в случае необходимости перевода части экспортных объемов из трубопровода на рельсы?

- Мы провели оценочные расчеты, которые показали, что РЖД не сможет полностью заменить экспортные объемы нефтепровода. При соответствующей модернизации инфраструктуры, железнодорожный транспорт сможет обеспечить объем перевозок нефти на этом направлении в объеме около 30 млн. тонн в год.