Управление Ростехнадзора по Калужской области

Вопрос-ответ


«Уважаемые сотрудники портала! Наша автозаправочная станция имеет лицензию МЧС. Но недавно нам сообщили, что мы должны еще иметь и лицензию Ростехнадзора, поскольку, мол, мы являемся взрывоопасным производственным объектом. Интересно, кто и почему так решил и где нам взять новый документ? Н.Круглов, ООО «Перспектива», Москва».

Прояснить ситуацию мы попросили председателя совета директоров экспертно-консультационного центра «Диагностика и Контроль», эксперта по промышленной безопасности, канд. экон. наук Равиля Мирсаяфовича ГАЛЕЕВА

- Согласно вновь принятому Положению о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 № 18, а также во исполнение требований Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» взрывоопасными производственными объектами являются объекты, на которых хранятся, транспортируются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. К подобным объектам относятся и АЗС, которые являются и пожароопасными (то есть подпадающими под ответственность МЧС России), и взрывоопасными (эти вопросы находятся в компетенции Ростехнадзора). Поэтому теперь АЗС помимо лицензии МЧС должна иметь и лицензию Ростехнадзора.

Перечень документов, представляемых для лицензирования, предусмотрен пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». К ним следует добавить также копии:
а) документов, подтверждающих наличие у него на праве собственности или на ином законном основании взрывоопасного производственного объекта;
б) акта приемки в эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта;
в) заключения экспертизы промышленной безопасности;
г) декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации);
д) сертификатов соответствия оборудования и технических средств, используемых на взрывоопасных производственных объектах;
е) договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации взрывоопасных производственных объектов;
ж) документов (дипломов, аттестатов, свидетельств), подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию работников, деятельность которых связана с эксплуатацией взрывоопасных производственных объектов.

Хочу обратить особое внимание на то, что основополагающим документом для начала процесса оформления лицензии Ростехнадзора является ПЛАС (план ликвидации аварийной ситуации). По нему проводится экспертиза промышленной безопасности, которая утверждается в органах Ростехнадзора.

На территории Москвы функционирует 801 АЗС. В ближайшее время каждая из них будет проверена Московским управлением Ростехнадзора на предмет соответствия действующему законодательству. Недавно руководитель Московского МТУ Ростехнадзора Юрий Владимирович Артюх провел совещание с представителями топливно-заправочного бизнеса Москвы по вопросу взаимодействия в рамках начала осуществления надзорных функций Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) за эксплуатацией АЗС. С целью упорядочения организации надзора Московским МТУ Ростехнадзора за соблюдением требований безопасности при эксплуатации автозаправочных станций организациям, эксплуатирующим АЗС и арендуемым нефтеперерабатывающими компаниями, было предложено в срок до 27 апреля зарегистрировать АЗС как опасный производственный объект, оформить лицензию на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта в части приема и хранения нефтепродуктов.

Кроме того, всем АЗС, работающим на территории г. Москвы, необходимо оформить страховой полис ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте. Новые правила потребуют от руководителей АЗС также заключения договора на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами и разработки Положений о производственном контроле.

Конечно, хлопот у руководителей топливно-заправочного бизнеса существенно прибавилось. Но их станет гораздо меньше, если обратиться за помощью к специалистам.