Управление Ростехнадзора по Калужской области

Организационные аспекты предупреждения несанкционированных врезок для обеспечения безопасности магистральных и межпромысловых нефтегазопродуктопроводов.


Доступность линейной части трубопроводного транспорта для разрушительной деятельности «третьих лиц» стала в последние годы одной из основных причин аварий и масштабных загрязнений окружающей среды утечками нефти и нефтепродуктов. Из-за этого страдает безопасность граждан, нарушается экология, снижается надежность поставок углеводородного сырья по трубопроводам. О том, как повысить эффективность защиты наших трубопроводов от «рукотворных» аварий и повреждений, мы беседуем с начальником отдела по надзору за объектами нефтегазодобычи и магистрального трубопроводного транспорта Ростехнадзора Сергеем Николаевичем МОКРОУСОВЫМ.

- Сергей Николаевич! Потребности экономического развития страны диктуют сегодня все большее увеличение и расширение сети магистральных и межпромысловых нефтегазопродуктопроводов. Но у проектов по их возведению немало противников. Мы то и дело слышим об аварийных разливах нефтепродуктов, о том, что где-то опять нефть попала в водоемы, вспыхнул пожар в резервуарном парке…

Какова сегодня реальная картина защищенности производственных объектов трубопроводного транспорта?

- Начнем с того, что обрисовать объективную картину состояния дел с обеспечением безопасности трубопроводного транспорта весьма проблематично.

Как это понимать? В большинстве случаев мы узнаем о проблемах с той или иной трубопроводной системой «задним числом» - после нескольких аварий на них. Кризисные ситуации возникают в разных регионах страны почти всегда внезапно. Вчера все было хорошо, а сегодня после серии аварий и утечек мы не знаем, что будет завтра! Иногда по такой схеме выясняется, что целые участки магистральных трубопроводов подлежат полной замене. Сложность заключается в том, что нам ещё предстоит обеспечить необходимый уровень достоверности и точности оценки состояния безопасности производственных объектов трубопроводного транспорта для того, чтобы прогнозировать среднесрочное развитие ситуации по той или иной системе трубопроводов. Поясню, в чем заключаются недостатки существующей системы оценки.

Производственные объекты магистрального и промыслового трубопроводного транспорта проектируются как полностью герметичные. Утечки транспортируемой продукции в окружающую природную среду допускаются в ограниченных случаях для технологических целей или проведения планово-предупредительных ремонтных работ. При этом процесс разгерметизации трубопровода контролируется эксплуатационными службами, а выходящая продукция сжигается (если это опасные газы) или собирается в специально подготовленные амбары или емкости с последующей утилизацией.

Утечка из трубопровода или оборудования в неконтролируемом режиме независимо от её объема, создает аварийную ситуацию. Аварийную ситуацию или удается оперативно локализовать (для этого трубопроводные системы оснащаются средствами автоматики и телемеханики), или не удается. В последнем случае ситуация развивается в полномасштабную аварию, последствия которая привлекает внимание общественности на всех уровнях.

Для оценки безопасности работы трубопроводного транспорта используются показатели или индикаторы.

До последнего времени в качестве показателей безопасности работы объектов трубопроводного транспорта применяются показатели аварийности и случаев тяжелого (или смертельного) производственного травматизма. Расследование этих ЧП дает возможность выявить все причины способствующие развитию аварии, и установить факторы, осложнившие ее последствия.

Очевидно, что факты аварий на объектах трубопроводного транспорта являются источником ценнейшей информации для практиков и теоретиков. Детальная информация о причинах разрушений и факторов возникновения серьезных последствий позволяет вырабатывать эффективные решения или мероприятия по предупреждению аварий с более тяжелыми последствиями на аналогичных объектах, а также оперативно вносить изменения и дополнения в правила и производственные инструкции.

В мировой практике различают понятие «аварии» и «аварии, подотчетной надзорным органам». В первом случае это любая утечка из трубопровода, во втором - утечка, повлекшая существенные последствия.

Как вы знаете в настоящее время классификация события как «аварии на магистральном или промысловом трубопроводе» зависит от масштабов последствий неконтролируемой потери герметичности (утечки или выброса опасных веществ из трубопровода в окружающую среду). Если потеря герметичности трубопровода привела к взрыву, пожару, загрязнению водных объектов или выходу в окружающую среду более 10 кубометров опасной жидкости, то такое событие считают «аварией». То есть в результате разрушения одного и того же устройства событие квалифицируется или как авария или как инцидент. Для оценки состояния безопасности объектов и выработки дополнительных противоаварийных мер практическую ценность имеет любой случай утечки как первичный источник опасности. Характер последствий утечки полностью зависит от случайного сочетания разноплановых факторов.

В сложившейся системе оценки безопасности трубопроводов показатели аварийности можно улучшать по двум направлениям: через предупреждение возникновения утечек (первичное событие) и путем «совершенствования» порядка учета вторичных факторов (например, использование «уточненной» методики подсчета объема). По второму направлению можно искусственно повышать безопасность, загоняя нарастающие проблемы «в тень».

Анализ канадской статистики аварийности на трубопроводах нефтегазового комплекса (канадцы считают аварией любую утечку из трубопровода) показывает, что доля утечек с серьезными последствиями (это аварии - по нашему подходу) в общем годовом балансе за период наблюдения 1985-95 гг. составляет от 10 до 20%. Как видим, двукратный рост или такое же снижение аварийности с серьезными последствиями на трубопроводах может происходить при неизменном количестве утечек. Из неблагоприятного сочетания вторичных факторов и получается рост аварийности, хотя количество общее количество утечек может снизиться за счет системных мер. Что косвенно подтверждается цикличным ростом и снижением аварийности на одних и тех же участках трубопроводов, иногда никак образом не связанную с проведением или не проведением диагностических и ремонтных работ.

Понятно, что правильный путь - это предупреждение утечек. Для получения более объективной картины безопасности на магистральных трубопроводах следовало бы с одинаковым вниманием отнестись и к анализу причин аварий, и к изучению причин инцидентов. Только в этом случае профилактические мероприятия могут быть эффективными и результативными. Систематизация результатов расследования причин всех утечек может существенно повысить достоверность и точность анализа риска и соответствующих прогнозов.

По закону о промышленной безопасности и требованиям Ростехнадзора в случае инцидента на трубопроводе расследование его причин проводится силами предприятия. В общей практике такие расследования носят общий характер и анализ их причин не представляет практической ценности для качественного повышения эффективности противоаварийных мероприятий. Поэтому сегодняшнюю систему оценки уровня безопасности трудно назвать объективной и отражающей многоплановую картину состояния трубопроводных магистралей.

- Но, независимо от статистики, первопричина возможных инцидентов или аварий с катастрофическими последствиями вами уже названа. Это – разгерметизация трубопроводов. Почему она происходит?

- Причины возникновения аварий на трубопроводах в соответствии со сложившимся подходами условно группируются следующим порядком:

  • Коррозионные повреждения:
  • Брак строительно-монтажных работ:
  • Брак, допущенный при изготовлении труб, запорной арматуры и другого оборудования:
  • Ошибочные действия персонала, нарушения основных требований эксплуатации и др.:
  • Внешние воздействия, создающие дополнительные нагрузки на стенки труб.

Каждую из представленных групп причин аварийности можно детализировать. Так, группа причин, связанных с коррозионными повреждениями, включает наружную и внутреннюю коррозию, стресс-коррозионное растрескивание стенок труб, эрозию стенок труб и другие виды деградационных повреждений металла.

Для каждой из трубопроводных систем в зависимости от вида транспортируемой продукции и сроков эксплуатации характерно свое распределение причин аварий, которое связано со многими факторами, включая социальные изменения в стране. Последнее привело к катастрофическому росту количества противоправных действий третьих лиц, от массового воровства наземного вспомогательного электрооборудования до прямых врезок в трубопроводы для хищения продукции.

Мероприятия по предупреждению аварийности включают технические и организационные меры, которые должны, исходя из конкретного положения дел, учитывать все угрозы целостности трубопроводных систем.

Технические мероприятия по предупреждению аварий осуществляются на этапах проектирования, строительства, испытаний, эксплуатации трубопроводов и, как правило, требуют порой серьезных капиталовложений. Причем по мере прохождения этапности стоимость мероприятий возрастает кратно. Если что-то упущено на этапе проектирования, то на этапе эксплуатации стоимость возрастает в сто, тысячу и более раз. Организационные мероприятия реализуются в основном на этапе эксплуатации и обходятся компаниям значительно дешевле. От них зависит очень многое. Но, к сожалению, именно этот эффективный и недорогой в смысле затрат аспект совершенствования управления безопасностью игнорируется руководством большинства наших компаний.

Недостаток внимания к организационной составляющей предупредительных мероприятий хорошо виден при анализе групп причин аварийности, вызванных внешними силовыми воздействиями на стенки труб.

К таковым относятся:

  • Механические удары или повреждения трубопроводов машинами и механизмами при производстве различного рода землеройных работ, переезде через трубопровод гусеничной техники в необорудованных местах;
  • Нагрузки при перемещении оползней, просадок от карстовых процессов, результате оттаивания вечномерзлых грунтов, размыва грунта под трубопроводами и другие виды эрозии грунтов;
  • Целенаправленные повреждения трубопроводов при установке техничесикх устройств для хищения транспортируемого продукта;
  • Вторичные воздействия разлетающимися элементами труб или утяжелителями при авариях на параллельно проложенных газопроводах, а также в результате перемещений в местах пересечений трубопроводов (например, всплытие трубопровода, проложенного ниже по сечению).

Количество подобного рода повреждающих воздействий на трубопроводы из года в год растет. И соответственно снижает уровень безопасности трубопроводов, которые по техническому состоянию могут работать безаварийно десятки лет.

- Давайте рассмотрим предпоследнюю группу причин внимательнее. Насколько актуальна, на ваш взгляд, проблема несанкционированных врезок в трубопроводы с целью хищения транспортируемой продукции?

- Проблема предупреждения несанкционированных врезок в трубопроводы появилась в начале 90-х годов и продолжает оставаться актуальной и сейчас. Некоторые руководители считают данную проблему трудноразрешимой и заявляют, что без принятия мер по ужесточению уголовной ответственности за указанные действия сдвинуть эту проблему с места вообще не удастся.

Но так ли это? Попробуем разобраться. Для начала вспомним, что же именно представляет собой несанкционированная врезка. Это - холодная врезка запорного устройства с отводящей трубой в трубопровод, осуществляемая, как правило, группой лиц. К врезке подключают трубопровод протяженностью до нескольких километров, который используют для отбора транспортируемой продукции с целью реализации.

Чтобы реализовать замысел несанкционированной врезки в трубопровод с последующим хищением продукции, необходимо проделать следующие работы: - выбрать удобное место на трассе трубопровода для врезки; - построить трубопровод от этого места до точки налива в транспортные средства (Как правило, это достаточно укромное место); - определить точное местоположение трубопровода; - вырыть котлован достаточный для работы в нем одного – двух человек (глубина до верха трубопровода не менее одного метра); - выполнить врезку и подключение отводящего трубопровода; - засыпать котлован; - провести рекультивацию грунта на участке противоправного подключения.

Словом, сама по себе установка несанкционированной врезки уже требует несколько дней. Добавьте к этому время, необходимое на восстановление поврежденного травяного покрова на месте землеройных работ, которое не должно отличаться от окружающей поверхности.

Можно ли своевременно обнаружить свежий факт противоправных действий? Конечно! Поэтому я убежден: случаи неоднократных врезок в трубопроводы на ограниченных участках прежде всего свидетельствуют о недостаточной эффективности патрулирования трасс. Отсутствие должного контроля за трассами трубопроводов также облегчает выполнение и других более опасных деяний – таких, к примеру, как диверсии.

- И эту опасность, Сергей Николаевич, нельзя недооценивать. Вспомните, в последние год-полтора в Африке на месте несанкционированных врезок уже несколько раз происходили целые трагедии. В каждом случае счет жертвам «рукотворных» пожаров превышал несколько сотен человек…

- В то же время можно назвать десятки развитых стран на других континентах, где проблемы несанкционированных врезок вовсе не существует! Хотя механические повреждения землеройной техникой актуальны и для высокоразвитых стран. У многих еще свежа в памяти гибель людей в результате аварии на газопроводе в Бельгии. Во всех развитых странах проблема предупреждения механических повреждений решается системными мерами, которые не всегда связаны с серьезными затратами. В основном это организационные меры. Значит, и у нас в России проблема эта может быть успешно решена или существенно сглажена. Положительный опыт у нас в России имеется на системе магистральных нефтепродуктопроводов, но почему-то он не всегда востребован. Для кардинального сдвига в вопросе охраны трубопроводов необходимо разработать и реализовать комплекс организационных и технических мер применительно к каждой конкретной системе трубопроводов.

Первое – совершенствование организации эксплуатации трубопроводов в части повышения эффективности планирования и реализации программ планового патрулирования трасс трубопроводов.

Второе направление деятельности по предупреждению и выявлению опасной активности в зонах прохождения трубопроводов является взаимодействие с населением и общественностью. Население, проживающее или работающее вблизи трассы трубопровода, видит и знает о проводимой подготовительной работе по врезке, не говоря о перевозках похищенной продукции. К этому направлению можно добавить вопросы совершенствования взаимодействия компаний с правоохранительными органами на местах.

Третье – это дополнительное оснащение трасс трубопроводов средствами мониторинга и контроля. Данные мероприятия требуют серьезных затрат, но очень эффективны в плане своевременного обнаружения начала землеройной работ вблизи от трубопровода.

Плановое патрулирование трассы трубопровода и прилегающей территории является основным и надежным методом выявления подозрительной активности посторонних лиц в охранной зоне.

В повседневной практике компаниями применяются три способа выполнения работ: воздушное патрулирование, объезды трасс и пешие обходы линейными обходчиками. Периодичность планового патрулирования трасс, как правило, устанавливается исходя из возможностей предприятия и протяженности обслуживаемых трубопроводов. Для успешного решения задач своевременного выявления несанкционированных врезок необходимо повысить эффективность профилактических мероприятий. Например, провести анализ местности, наличия вдоль трассовых дорог и проездов определить потенциально удобные для несанкционированной врезки участки трассы трубопроводов. Во многих случаях неоднократные врезки концентрируются на ограниченных участках 2-3 км трассы трубопровода.

Оценка состояния организации эксплуатации магистральных трубопроводов говорит о том, что система планирования, учета и отчетности по выполненным работам по патрулированию трасс трубопроводов в компаниях остается на уровне 70-х годов прошлого века. Многие участки трубопроводов оказываются неохваченными контролем со стороны эксплуатирующих организаций в течение длительного времени.

А вот исполнители несанкционированных врезок, в свою очередь, нередко демонстрируют интеллектуальное превосходство, активность и изощренность. Имелся случай, когда хищение нефти пытались осуществить по неработающему промысловому трубопроводу, который пересекал действующий нефтепровод.

Мало того, что эксплуатационные предприятия потенциальным угрозам своей собственности уделяют явно недостаточно внимания. Очень часто оценка обеспечения защиты трубопроводов от несанкционированных действий проводится по формальным признакам, - например, по увеличению численности служб безопасности. Однако внешний эффект от увеличения штата служб безопасности компаний не всегда сопровождается необходимым результатом…

- Наверное, виной тому в первую очередь – огромные расстояния, на которых расположены эти самые трубопроводы. Эксплуатирующее предприятие вряд ли может себе позволить содержать охрану, превышающую штат собственных специалистов.

- Экономическая составляющая тут, конечно, присутствует, хотя это больше похоже на непонимание проблемы. Не все зависит от денег и численности охраны . Немаловажен и организационный момент в части знания трассы и возможных угроз. Дело в том, что не нужно с одинаковой жесткостью контролировать всю протяженность трубопроводов. В большинстве случаев проблемные места весьма ограничены в силу многих факторов, которые можно и нужно просчитать. Какие-то участки нужно патрулировать каждый день, а большинство участков не реже одного раза в квартал или в полугодие. Дело в том, что отчетность по патрулированию трасс трубопроводов просто-напросто или не организована вообще или остается непрозрачной. Результаты контроля трассы невозможно проверить, если, к примеру, в журнале лишь делается общая отметка о том, что осмотр трассы проведен, замечаний нет. Бывали случаи, когда без ведома эксплуатационных предприятий на некоторых участках трубопроводов оказывались построены дома и даже железнодорожные разъезды со стрелочным хозяйством.

Если опять обратиться к зарубежному опыту, то отчетность по патрулированию в ведущих зарубежных компаниях существует в единой форме, где указано состояние дел в полосе трассы шириной около двухсот метров. Работник, производящий патрулирование, заполняет форму, указывая наличие по обе стороны от оси трубопровода зданий, сооружений и опасной активности (землеройные работы). Обработка заполненной формы позволяет руководителю компании получать актуальную картину, какие участки трассы были осмотрены и что на них происходит. Любой отчет легко проверить путем контрольного выезда на трассу.

Современные подходы к принятию управленческих решений на опасных производственных объектах с высокой степенью достоверности основываются на информационном обеспечении, максимально приближенном к режиму текущего времени. При эффективной организации потоков информации тревожные сообщения о том или ином нарушении в обеспечении безопасности трубопроводов будут поступать на стол руководителя предприятия незамедлительно.

Устоявшиеся и нестандартные для нас формы эффективного сотрудничества предприятий трубопроводного транспорта с населением, правоохранительными органами и пожарной охраной выработал зарубежный опыт. В государственных нормах регулирования безопасности трубопроводного транспорта ряда промышленно развитых стран, к примеру, четко прописан порядок взаимодействия компаний с общественностью.

Кроме того, считается, что наибольшая эффективность мер по обеспечению безопасности достигается за счет вовлечения всех работающих на предприятии и не только подразделения по охране объектов. К примеру, в США после террористических атак 11 сентября 2001 года компаниям, осуществляющим транспортировку опасных веществ и материалов, было законодательно предписано принять дополнительные меры по обучению персонала новому пониманию безопасности.

Ответственность за безопасность транспортировки веществ была распространена на абсолютно всех работников. Программа обучения персонала охватывала не только аспекты осознания опасностей на производстве, но и порядка действий при обнаружении подозрительных лиц, исключающих возникновение паники.

Персонал компаний, занимающихся транспортировкой опасных материалов, по действующим нормам безопасности должен быть соответствующим образом натренирован, находится в постоянной готовности к защитным действиям и знать, что делать в каждой конкретной нестандартной ситуации.

Немного о том, как в американских компаниях удалось добиться максимальной эффективности программ обучения новому пониманию безопасности и тренировок персонала?

Первое – за счет четкой регламентации программ обучения персонала по вопросам безопасности, что прописано в федеральном регулировании США.

Второе - программы обучения и тренировок персонала были откорректированы для каждого конкретного работника в зависимости от выполняемых им функциям и от того, как эти функции влияют на безопасность, а также с учетом внутренних требований компании по транспортировке опасных грузов.

Нужно отметить, что международное сотрудничество с зарубежными профильными надзорными органами дает возможность быстро найти эффективные решения по многим проблемам, которые иногда кажутся трудно разрешимыми.

В частности можно порекомендовать изучить организацию взаимодействия трубопроводных компаний с населением и общественностью для предупреждения и выявлению опасной активности третьих лиц в зонах прохождения трубопроводов. Как показывает зарубежная практика, это позволяет значительно повысить эффективность профилактической работы. Многие случаи незначительных утечек, выявляются третьими лицами - охотниками, грибниками и др. Своевременное сообщение диспетчеру по телефону об этом и других опасных событиях на трассе помогает предприятию начинать оперативные действия и тем самым снизить ущерб от последствий утечки.

Созданы сложные инструментальные системы контроля, которые позволяют обнаруживать начало землеройных работ вблизи от трубопровода. Конечно, такие системы пока остаются дорогим удовольствием.

Короче говоря, при желании можно применять и сочетать самые разнообразные формы контроля за состоянием трубопроводов. одно из главных направлений - совершенствование взаимоотношений эксплуатирующих трубопроводных организаций с населением. Общая заинтересованность в обеспечении безопасности трубопроводов и информированность людей о том, как действовать при обнаружении утечки на трассе должна помогать решать существующие проблемы.

- Имеются ли у нас в стране примеры, когда компании проводят достаточно эффективные мероприятия по предупреждению несанкционированных врезок?

- Такие примеры, разумеется, есть. Пусть они и немногочисленны, но свидетельствует о том, что при желании можно переломить ситуацию в корне. Тем более что современные информационные технологии позволяют значительно повысить эффективность контроля за трассами трубопроводов.

Резервы по развитию плодотворного взаимодействия с правоохранительными органами с целью предупреждения несанкционированных врезок находят во многих предприятиях ОАО «АК Транснефтепродукт». Плодотворное взаимодействие с органами внутренних дел и населением смогло организовать ОАО «Мостранснефтепродукт» - оно выполнило дополнительное оснащение магистральных нефтепродуктопроводов системами мониторинга и применила нестандартные методы контроля. В результате интенсивность несанкционированных врезок в их трубопроводы была снижена на порядок.

На предприятии ООО «Севергазпром» (ОАО «Газпром») почти 20 лет действует система регулярного воздушного патрулирования трасс магистральных газопроводов, которая позволяет обеспечивать руководство предприятия оперативной и достоверной информацией о состоянии дел в охранных зонах.

И все-таки я убежден, что российские предприятия трубопроводного транспорта в основной массе не уделяют достаточного внимания организационным аспектам предупреждения аварий и инцидентов. Не в полной мере используется успешный отечественный и зарубежный опыт по повышению эффективности профилактической работы по предупреждению механических повреждений трубопроводов.

Как известно, Ростехнадзор не имеет возможности разрабатывать нормативные документы и тем более принуждать поднадзорные предприятия к совершенствованию сложившихся методов работы по предупреждению повреждений трубопроводов. Остается надеяться на то, что компании и предприятия проявят сознательность (социальную ответственность) и примут меры по разработке законопроекта по предупреждению механических повреждений магистральных трубопроводов.

Территориальным органам Ростехнадзора при проведении плановых проверок поднадзорных предприятий следует обращать внимание на комплексность среднесрочных программ обеспечения безопасности, в которых должны предусматриваться меры по предупреждению механических повреждений эксплуатируемых трубопроводов, в том числе и организация эффективного патрулирования трасс магистральных и межпромысловых трубопроводов.

Для обеспечения эффективности патрулирования трасс необходимо выполнение следующих условий:

  • Планирование работ по патрулированию трасс должно осуществляться индивидуально с учетом уязвимости участков для опасной активности сторонних лиц и на основе опыта работников, выполняющих работы;
  • Отчетность по выполненному патрулированию участка трассы трубопровода должна быть прозрачной, то есть по отчету можно определить, когда проводились работы, какой участок проконтролирован, что обнаружено и какие изменения произошли после прежней проверки.

Кроме того, предприятие должно организовать разъяснительную работу в населенных пунктах о том, как обеспечивается безопасность трубопроводов и стимулировать людей к сотрудничеству в части оперативного оповещения о подозрительной активности или утечках транспортируемой продукции.

Вовлечение большей численности персонала, общественности и простых людей в профилактические меры по предупреждению несанкционированных врезок позволит не только снизить остроту проблемы возникновения аварий и инцидентов, но и в целом повысить антитеррористическую устойчивость объектов магистральных и межпромысловых трубопроводов.

И последнее, когда слышишь жалобы операторов трубопроводов на то, что им не хватает средств на обеспечение безопасности, вспоминаются слова одного известного человека который сказал, что неразрешимая проблема не в отсутствии денег, а отсутствии здравых идей.