Управление Ростехнадзора по Калужской области

Владимир ГУЩИН : Наша задача— обеспечить соблюдение требований промышленной и экологической безопасности


Краснодарский край в последние годы стал инвестиционно привлекательным регионом. Зарубежные и отечественные инвесторы намерены вкладывать средства в развитие инфрастуктуры, нефтегазовых и портовых комплексов, транспортных коммуникаций, пищевых перерабатывающих предприятий, а также горно-климатического курорта Сочи. Практически во всех проектах есть поднадзорные управлению объекты. Руководитель Северо-Кавказского межрегионального управления Ростехнадзора Владимир ГУЩИН рассказывает, как инспекторы СКМУ осуществляют свои полномочия по надзору на Кубани.

Интервью руководителя Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Владимира ГУЩИНА.

Наша справка:
Гущин Владимир Васильевич, кандидат технических наук, академик Международной академии минеральных ресурсов, государственный советник Российской Федерации III класса, в органах Ростехнадзора работает с 1988 года, член коллегии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

— Владимир Васильевич, что значит СКМУ Ростехнадзора для Краснодарского края и Адыгеи, на территории которых действуют отделы СКМУ?

— Социально и экономически важные функции надзора по обеспечению безопасности на производственных объектах осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Ростехнадзор работает в сферах охраны окружающей среды, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения на всей территории Российской Федерации.

Северо-Кавказскому управлению по технологическому и экологическому надзору в границах Краснодарского края и Республики Адыгея поднадзорно все перечисленное, за исключением надзора в сфере использования атомной энергии. Выполнение поставленных задач, безусловно, требует знаний и организованности, и наши сотрудники в полной мере отвечают этим требованиям.

В соответствии с планами нами проводились и проводятся обследования субъектов хозяйственной деятельности по соблюдению законодательства, как в области охраны окружающей среды, так и при эксплуатации технических устройств, гидротехнических сооружений, готовности профессиональных и внештатных аварийно-спасательных формирований к действиям на нефтегазодобывающих, горнодобывающих, химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятиях эксплуатации поднадзорных объектов, обеспечивающих функционирование жилищно-коммунального комплекса Краснодарского края и республики Адыгея. Также подвергаются проверкам экспертные и монтажные организации, заводы-изготовители поднадзорных технических устройств.

— Многие годы Вы возглавляете технадзор Кубани, к которому в последнее время добавились экологический и энергетический надзоры. На Ваш взгляд, можно говорить о влиянии СКМУ на экономическую и экологическую составляющие развития региона?

— Несомненно. Начну с того, что в 2006 году, как и многие годы до этого, началу хозяйственной деятельности предшествовало проведение государственной экологической экспертизы и установление нормативов воздействия на окружающую среду. Мы способствовали тому, чтобы исполнение экологического законодательства не входило в противоречие с технологическими процессами, могущими привести к значительному техногенному воздействию на уникальные возможности региона. И нам удавалось находить полное понимание с большей частью природопользователей.

Краснодарский край в последние годы стал инвестиционно привлекательным регионом. Природные богатства позволили превратить Кубань в крупнейший аграрно-индустриальный регион России. Электроэнергия, нефть, газ, минеральные и термальные воды, цемент, удобрения — все это и многое другое дает стране наш регион. Зарубежные и отечественные инвесторы намерены вкладывать средства в развитие инфрастуктуры, нефтегазовых и портовых комплексов, транспортных коммуникаций, пищевых перерабатывающих предприятий, а так же горно-климатического курорта Сочи. Практически во всех проектах есть поднадзорные управлению объекты. Наша задача в этих условиях — обеспечить соблюдение эксплуатирующими организациями, инвесторами требований промышленной и экологической безопасности. И в прошлом году мы успешно это делали.

Инспекторами СКМУ осуществлялся надзор на особо опасных строящихся и реконструируемых объектах, таких как комплекс по перевалке жидкого аммиака Корпорации "Тольяттиазот", база сжиженного углеводородного газа ЗАО "Таманьнефтегаз", база сжиженного углеводородного газа и база жидких химических продуктов с комплексом по их перевалке в порту Темрюк (ООО "Маркетинг-Нафта), нефтебаза ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт".

Появились положительные тенденции при эксплуатации грузоподъемных механизмов. Около 95% грузоподъемных кранов оборудованы приборами безопасности, начался процесс по замене лифтов, отработавших свои нормативные сроки.

Осуществляя полномочия по надзору за охраной недр, мы добились возможности увеличить поступления в местные бюджеты за пользование недрами, сохранить запасы полезных ископаемых и рационально их использовать. В 2006 году сохранено запасов полезных ископаемых в объеме 107 тыс. кубометров , на общую сумму более 105 млн. рублей. Добыто твердых полезных ископаемых из числа дополнительно вовлеченных в разработку 166 тыс. кубометров, на сумму более 18 млн. рублей. В бюджет края за право пользования недрами, за счет дополнительно вовлеченных в разработку полезных ископаемых, поступил 1 млн. рублей.

Удалость активизировать проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений, отработавших нормативный срок, выявлено и устранено значительное количество дефектов газового оборудования, которые могли привести к инцидентам и авариям. Предприятия, по настойчивой рекомендации специалистов СКМУ, ведут замену малонадежных газопроводов. Под нашим надзором проведены уникальные взрывные операции при строительстве взлетно-посадочной полосы аэропорта в г. Геленджике, разрушение дымовых труб на предприятии ОАО "Новоросцемент", разрушение лечебного корпуса санатория "Приморский" в г. Сочи, железнодорожного моста в г. Армавир.

Иногда инспекторам приходилось идти на непопулярные меры по отношению к владельцам и эксплуатирующим организациям, состояние промышленной безопасности которых вызывало наибольшее опасение. Особенно это относится к газораспределительным станциям (ГРС). Были переданы материалы в районные суды для административной приостановки эксплуатации ГРС Медведовская, Сергиевская, Некрасовская, Марьино, Нижнебаканская, Переясловская, Переправная. Вынесенные ими решения подтвердили обоснованность и законность наших требований.

Кроме всего, обращаю внимание на то, что на территории Краснодарского края и Республики Адыгея по поручению Федеральной службы СКМУ является администратором платежей за негативное воздействие на окружающую среду. За 2006 год, благодаря успешной работе наших специалистов, перечислено во все уровни бюджетов 560 миллионов рублей, это почти 65 процентов всех собранных средств в Южном Федеральном округе.

— Что Вы считаете основным фактором, влияющим на эффективность работы надзорных структур Ростехнадзора на территории, подведомственной СКМУ?

— Управление сумело удержать достаточный уровень профессионализма и компетентности, что способствовало дальнейшему укреплению государственного надзора. Проведено 10170 обследований подконтрольных предприятий. При проведении обследований государственными инспекторами управления было выявлено и предписано к устранению 102307 нарушений требований промышленной и экологической безопасности, безопасности в электроэнергетике и охране недр. В 186 случаях были составлены и направлены в суды протоколы о временном запрете деятельности. Привлечено к ответственности 8519 нарушителей требований правил и норм, в том числе по представлению работников управления 3603 человека были привлечены к дисциплинарной ответственности, из них освобождено или понижено в должности 81, на 23 человека материалы переданы в органы прокуратуры. Оштрафовано 4891 должностных, юридических и физических лиц на общую сумму 24 млн. 726 тыс. рублей.

Как видно из сравнительного анализа, показатели работы управления в 2006 году лучше по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем считаю, что проблемой остается состояние травматизма и аварийности. За 2006 год на объектах, поднадзорных управлению, получили травмы различной степени тяжести 18 человек, в том числе 11 человек, к сожалению, погибли. Как и в предыдущие годы, наибольшее число погибших было связано с эксплуатацией грузоподъемных кранов (4 человека). Кроме того, на объекте нефтедобычи предприятия ОАО "НК "Роснефть-Краснодарнефтегаз" произошел групповой несчастный случай, при котором погибло сразу 3 человека. На поднадзорных объектах произошло 13 аварий, 768 инцидентов и 19 экстремальных ситуаций с негативными экологическими последствиями. Все аварии произошли на опасных производственных объектах. Приведенные цифры травматизма и аварийности, станут предметом детального анализа, который ляжет в основу дальнейшего совершенствования деятельности.

Вместе с тем, рассматривая причины травматизма и аварийности, убеждаешься, что работой по обеспечению безопасности людей при эксплуатации на многих предприятиях, к сожалению, занимаются плохо. Применяемые формы зачастую не учитывают опасность конкретного оборудования. Не ведется на предприятии оценка производственных рисков и, как следствие, не разрабатываются меры по их минимизации. В большинстве случаев борьба с нарушениями требований безопасной эксплуатации сводится к изданию "грозных" приказов, эпизодическим наказанием нарушителей.

Основной проблемой продолжают оставаться низкие темпы обновления подконтрольными предприятиями основных производственных фондов. Стареет парк грузоподъемных кранов на промышленных предприятиях, а также лифтового хозяйства в жилищном фонде. Отсутствует достаточно эффективная система охраны магистральных нефтепроводов от несанкционированных врезок с целью хищения нефти, которые зачастую приводят к аварийным ситуациям. Амортизационный износ котельного оборудования на многих предприятиях тепловых сетей достигает 70 процентов! Применяемые технологии не соответствуют современным требованиям, что постоянно ставит под угрозу бесперебойную и безаварийную работу оборудования, снабжающего теплом коммунально-бытовых потребителей и жилищный комплекс.

Электроэнергетическая отрасль среди сфер деятельности управления остается одной из наиболее проблемных. Первоначальную роль в системе управления промышленной безопасности играет производственный контроль. К слову сказать, что эта система может одинаково эффективно применяться и в части обеспечения экологической безопасности, и безопасности электрических установок и охраны недр. Как показывает практика, производственным контролем на предприятиях занимаются эпизодически и неэффективно.

— Владимир Васильевич, в последнее время появляется много негативной информации о разливах нефти, Может ли Ростехнадзор повлиять на компании, чья деятельность наносит вред окружающей среде? И почему, на Ваш взгляд, возможно воровство нефти из нефтепроводов?

— Эта тема наиболее остра для отраслевых отделов СКМУ, а в подобных случаях задействованы и технологические отделы, и экологи. В последнее время мы наблюдаем рост числа врезок в нефтепроводы, проходящие по территории Краснодарского края и Республики Адыгея.

На заседаниях коллегии СКМУ по этим фактам неоднократно заслушивали руководство ОАО "Черномортранснефть". Обращают внимание, что специалисты "Транснефти" делают немало в плане сохранения в неприкосновенности вверенного им участка. У них значительное количество людей занято охраной трубопровода. Но мы знаем и другое: экономическая выгода от несанкционированного отбора нефти из трубопровода позволяет ворам идти на определенные риски.

Кроме того, многие жители и края и Адыгеи знают о том, что рядом с их населенными пунктами проходят воровские трубопроводы и стараются не замечать этого. Если в прошлые годы мы обнаруживали врезки недалеко от нефтепроводов, то сейчас полиэтиленовые шланги прокладываются на 3-4 километра до места воровской откачки. Это заброшенные предприятия, дома, сараи.

Вы спросили о причинах разлива нефти. Врезки — основной фактор подобных явлений. Иногда это удается предотвратить, когда специалисты вовремя обнаруживают врезку и в короткие сроки устраняют нарушения, а иногда шланги, проходящие по полям или вдоль дорог, по руслам небольших речушек, повреждаются либо при вспашке, либо от иного механического воздействия. И если незаконный трубопровод разрывается на расстоянии нескольких сот метров от магистрального нефтепровода — обнаружить утечку удается лишь тогда, когда нефтяное пятно охватывает определенную территорию. В таком случае комиссия СКМУ определяет не только причины, но и ущерб, наносимый природной среде. Как правило, при таких авариях или инцидентах, эксплуатирующая организация несет расходы на устранение последствий и рекультивацию поврежденных участков земли. Специалисты нашего управления проверяют качество ликвидации аварий, в том числе и с помощью лабораторных исследований.

Причин подобных явлений несколько. Главная, на мой взгляд, это доходность от воровства нефти, и вторая — несоизмеримая с ущербом, слабая ответственность в случае задержания преступников. В настоящее время в Госдуме России рассматривается законопроект, который предусматривает ужесточение ответственности за подобные виды нарушений.

Как заявили на последнем заседании коллегии СКМУ руководители "Черномортранснефти", они принимают дополнительные меры для пресечения подобных явлений.

— В Сочи полным ходом идет подготовка к строительству объектов для предполагаемой Олимпиады. Отвечает ли все это требованиям законодательства по экологии и безопасности для тех, кто будет пользоваться сооружениями? Может ли Ростехнадзор реально повлиять на качество строительства и сохранение окружающей среды?

— Во-первых, представители СКМУ участвуют в заседаниях комиссии по подготовке Сочи к посещению комиссии МОК. Мы обладаем всем перечнем информации о том, что, где и когда будет происходить в части строительства объектов, в том числе и на Красной поляне.

Во- вторых, мы знаем, что независимо от решения, которое примет Международный олимпийский комитет о месте проведения игр, Правительством России уже предусмотрено сделать Сочи курортом международного уровня. Само собой, в соответствии со стратегией развития курорта, большинство инфраструктурных объектов — в поле нашего зрения, и в первую очередь, объекты способные значительно снизить техногенное воздействие как на заповедные места в горах, так и на акваторию Черного моря.

Знаю одно: Сочи получит отвечающие всем экологическим требованиям очистные сооружения и полигоны для утилизации мусора. Что касается безопасности будущих сооружений, то оно гарантировано законодательством России и профессионализмом наших специалистов, действующих в рамках полномочий Ростехнадзора. Надеемся на понимание наших задач со стороны инвесторов. Мы сделаем все, чтобы курорт, отвечая требованиям международных стандартов по набору и качеству предоставляемых услуг, был, в рамках нашей компетенции, технически и технологически безопасным.

— И последнее. Мы знаем, что СКМУ уже подвело итоги своей работы за прошлый год, но на календаре уже 2007… Какие задачи поставили Вы перед специалистами управления на этот год?

— Да, мы подвели итоги и считаем, что задачи перед Службой вытекают из Положения о нашем управлении — качественно и эффективно проводить надзор за объектами в соответствии с полномочиями. Это и недопущение эксплуатации поднадзорных объектов, создающих реальную опасность жизни, здоровью людей, окружающей среды, обеспечению, в пределах компетенции управления, удовлетворения насущных потребностей жителей Краснодарского края и республики Адыгея.

В связи с принятием закона о внесении изменений в Градостроительный Кодекс, экологическая экспертиза становится неотъемлемой частью государственной экспертизы. Таким образом, серьезно возрастает роль строительного надзора за возведением объектов, за соблюдением требований безопасности, в том числе и экологической при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, строений и сооружений. И я уверен, специалисты управления с этой задачей успешно справятся.