Управление Ростехнадзора по Калужской области

Нормативно-правовое обеспечение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов


И.А. КРУЧИНИНА, канд. техн. наук (НТЦ «Промышленная безопасность»)

По материалам доклада, сделанного на 7-м тематическом семинаре «Об опыте декларирования промышленной безопасности и страхования ответственности. Развитие методов оценки риска аварий на опасных производственных объектах», прошедшем с 17 по 18 октября 2006 г. в Москве.

Концепцией развития страхового дела в Российской Федерации в числе первоочередных мер в области развития страхования предусмотрено введение видов обязательного страхования ответственности и, в частности, страхование от аварий техногенного характера на опасных производственных объектах. При этом обязательное страхование должно предоставлять страховую защиту значительному числу объектов и лиц на всей территории страны, когда ущерб влечет непредвиденные бюджетные затраты.

Страхование ответственности, осуществляемое сейчас в рамках Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ, имеет неопределенный юридический статус, страховые суммы по договорам такого страхования очень незначительны, страховые тарифы зачастую основаны не на объективных расчетах, а определяются договорным путем.

В настоящее время Государственная Дума Российской Федерации рассматривает законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее — законопроект), прошедший в декабре 2005 г. первое чтение.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов позволит не только реально защитить имущественные интересы граждан и юридических лиц за счет гарантий компенсационных выплат за причиненный ущерб, но и экономически стимулировать меры по повышению уровня безопасности опасных объектов, в том числе за счет стремления владельцев объекта улучшить условия страхования (уменьшение страховых взносов и тарифа). К факторам такого стимулирования следует отнести оценку безопасности эксплуатации опасных объектов, реализацию условий страхования (определение тарифов, страховых сумм) в зависимости от риска аварии на опасном объекте. Законопроект распространяется не только на опасные производственные объекты, но и на гидротехнические сооружения, а также объекты, которые фактически не контролируются Ростехнадзором (автозаправочные и некоторые газонаполнительные станции, базы и склады, на которых осуществляются хранение и оптовая торговля горючими веществами). По предварительным оценкам, новым видом страхования будет охвачено более 360 тыс. объектов. Изменятся и функции надзорных органов. Согласно законопроекту в функции уполномоченных органов исполнительной власти входит:

  • контроль за исполнением владельцем обязанности страховать ответственность;
  • установление факта нарушения условий жизнедеятельности;
  • согласование оценки уровня технической безопасности объекта;
  • сбор (анализ) данных о заключении (изменении) договора страхования;
  • расследование причин аварии на опасном объекте.

Еще одним отличием данного законопроекта в отношении страхования ответственности, реализуемого в рамках Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», является установление в новом законе не только страховых сумм, но и порядка определения страховых тарифов, которые должны быть напрямую связаны соответственно с количеством потерпевших и вероятностью аварии.

При реализации данного вида страхования существенную роль призвано играть профессиональное объединение страховщиков, представляющее собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования.

С введением закона этот вид страхования станет обязательным, что позволит предприятиям-владельцам опасных объектов включать расходы на данный вид страхования в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Расчеты показали, что при реализации положений законопроекта страховой тариф по сравнению с используемым при страховании опасного производственного объекта по нормам статьи 15 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» снизится в 4–8 раз.

Исследование системо- и бюджетообразующих отраслей экономики показало, что расчетно-ожидаемые платежи по новому виду страхования составят от 0,019 % в добывающей промышленности, до 0,3 % в электроэнергетике к стоимости выпускаемой продукции.

Анализ законопроекта выявил, что для реализации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов должен быть разработан и утвержден на уровне постановлений Правительства Российской Федерации ряд нормативно-правовых документов.

  1. Поскольку в реализации нового вида страхования должно быть задействовано несколько федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию, контролю, надзору в области безопасности опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, должен быть соответствующий документ, однозначно определяющий функции и обязанности каждого из уполномоченных органов в данной сфере согласно их компетенции.
  2. Так как в покрытие по данному виду страхования включено возмещение ущерба, причиненного пострадавшим из-за нарушения условий жизнедеятельности, необходим документ, который бы определял правила и порядок установления факта нарушений условий жизнедеятельности.
  3. Анализ групп опасных объектов, попадающих под данный вид страхования, показал, что необходим документ, устанавливающий порядок определения владельца бесхозного опасного объекта.
  4. В связи с участием в определении страховой суммы аккредитованной организации необходим соответствующий документ, определяющий порядок получения аккредитации, отказа в выдаче и отзыва аккредитации, права и обязанности аккредитованной организации.
  5. Так как тарифы по данному виду страхования должны учитывать не только отраслевую специфику опасных объектов, но и состояние и характеристики объектов внутри каждой группы, необходим нормативно-правовой акт, устанавливающий правила определения уровня безопасности опасных объектов.
  6. Естественно, невозможно обойтись без документа, более подробно, чем закон, разъясняющего условия и порядок осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов, т.е. необходимы Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Данные правила, помимо вышеуказанного, должны также содержать стандартные формы типового договора обязательного страхования (страховой полис), заявления страхователя об обязательном страховании и документа, содержащего сведения о страховой истории владельца опасного объекта.
  7. Тарифы по данному виду страхования, учитывая разнообразие объектов, подлежащих страхованию, недостаточность статистической базы и практику реализации обязательного страхования в Российской Федерации, также целесообразно определять не законом, а соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
  8. Поскольку, согласно законопроекту, предполагается создание единого информационного ресурса по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта, необходим документ, устанавливающий порядок и правила формирования, ведения и использования данного информационного ресурса.
  9. Учитывая подходы к определению страховой суммы, заложенные в законопроекте, должны быть разработаны правила определения максимально возможного количества потерпевших в результате аварии на опасном объекте. В свою очередь, последний из вышеприведенных документ подразумевает создание целого комплекса методик по определению максимально возможного количества потерпевших в результате аварии с учетом специфики опасных объектов.

В настоящее время разработаны проекты:

  • Порядка аккредитации и деятельности организаций, осуществляющих оценку максимально возможного количества потерпевших в результате аварии на опасном объекте;
  • Правил определения уровня безопасности опасного объекта;
  • Постановления об утверждении страховых тарифов;
  • Правил определения максимально возможного количества потерпевших в результате аварии на опасном объекте, включая проекты всех методик и приложений к правилам.

В настоящее время ведется апробация методик при непосредственном участии Комитета по анализу аварийности, тарифам и статистике Национального союза страховщиков ответственности.

Важным моментом в реализации нового закона является компетентность аккредитованных организаций. Представляется очевидным использование в этой системе опыта и результатов аккредитации экспертных организаций и аттестации экспертов в области экспертизы деклараций промышленной безопасности и анализа риска в рамках Единой системы оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору. Фактически в настоящее время экспертные организации, аккредитованные в области экспертизы деклараций промышленной безопасности, являются наиболее компетентными для проведения работ по анализу риска, необходимых для обоснования условий страхования на опасных объектах.

Приказом Ростехнадзора от 20.07.06 № 714 создан Экспертный совет по страхованию, в состав которого вошли представители Ростехнадзора, Росприроднадзора, Росатома, ФАС России, Росстрахнадзора, Минфина России, НТЦ ЯРБ, НТЦ «Промышленная безопасность», ведущих страховых компаний.

В качестве одного из приоритетных направлений деятельности Совет рассматривает подготовку к реализации формируемого законодательства по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев опасных объектов и участие в разработке соответствующих нормативных актов Правительства Российской Федерации.