Управление Ростехнадзора по Калужской области

Коррозия в нефтяной отрасли

Алексей КОНДРАТЬЕВ, генеральный директор НПФ «Добыча — КБ», член-корреспондент МАНЭБ


Статистика аварий на трубопроводах нефтяных промыслов в наших условиях может быть только приблизительной. Большинство случаев прорывов попросту замалчивается, либо все решается полюбовно на местном уровне. С полным основанием можно утверждать лишь то, что 70—75% зафиксированных аварий происходит из-за коррозионного износа труб. стране около 50 тыс. км действующих магистральных нефтепроводов, принадлежащих АК «Транснефть», и 250 тыс. км внутрипромысловых трубопроводов, находящихся на балансе нефтяных компаний. И если у транспортировщиков дело с мониторингом нефтепроводов и их коррозионным износом обстоит относительно благополучно, то у добытчиков положение просто вопиющее.

Чтобы обеспечивать надежную защиту нефтепроводов от коррозии, необходимо вкладывать до 25% бюджета организации в их реконструкцию, обеспечение трубами хорошего качества с антикоррозионным покрытием, создание надежной системы мониторинга. Выделяется на эти цели в лучшем случае 15%. Считается, что дешевле заплатить штраф за разлив нефти, залатать очередную дыру на трубе и продолжить качать дальше.

Когда летишь над нефтяными районами Западной Сибири, видишь в иллюминатор бесконечные огромные черные площади. Давно привычная картина. Неоднократно выливавшаяся нефть пропитала грунт на глубину до полуметра. Зимой, правда, пейзаж поблагостнее, толстый снежный покров прикрывает следы бурной деятельности человека.

К ускоренному коррозионному и эрозионному износу промыслового оборудования приводят высокие темпы отбора нефти с одновременным извлечением огромного количества высокоминерализованных пластовых вод, всевозрастающие объемы закачки в нефтяные пласты агрессивных сточных вод, широкое применение для увеличения нефтеотдачи пластов химических реагентов. Взаимодополняющие друг друга обстоятельства — снижение качества труб (как металла, из которого они изготовлены, так и конечного продукта) и увеличение агрессивности транспортируемых по ним сред — способствуют тому, что аварий становится все больше. Как следствие значительно возрастают и убытки компаний от потери оборудования, простоев, недобора углеводородов.

Существует ряд способов повышения коррозионной стойкости труб нефтегазового сортамента. Выбор определяется условиями их эксплуатации, техническими возможностями заводов — изготовителей труб и экономическими расчетами. Между тем Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. не носит обязательного характера с соответствующими видами наказания за отклонения от него. Так, в части стандартизации ст. 12 звучит следующим образом: «Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами добровольного применения стандартов». Еще в этой статье указывается на « недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам», а также отмечен принцип максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц. По сути, этот закон — рекомендательная брошюра.

На проходящих в стране ежегодных научно-практических конференциях по вопросам борьбы с коррозией преимущественно рассматриваются методы повышения коррозионных свойств металла добавлением определенных дорогостоящих компонентов. Однако гораздо дешевле применять современные лакокрасочные покрытия, значительно снижающие скорость коррозии. Лучшие их образцы гарантируют 15—20 лет надежной защиты металлоконструкций и оборудования. В отдельных случаях достигаемый эффект сопоставим с использованием упоминавшихся уже добавок.

Значительные результаты приносит также внедрение непрерывного диагностического мониторинга, при этом особенное внимание следует обращать на промысловые перекачивающие сети и резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов.

Действует множество фирм, проводящих диагностику трубопроводов, но регламентирующая их деятельность законодательная база явно недостаточна. Мне встречались подготовленные подобными организациями отчеты, которые содержали большое число расчетов, выполненных по известным программам, однако внятного аналитического заключения не было. Все сводилось к получению бумаги по возможности продления срока службы нефтепровода. При этом оставалось неясным, какими критериями руководствовались, делая вывод, так называемые специалисты. Производственники ничего не могли понять. И немудрено, поскольку предлагаемый им бумажный ворох, насыщенный таблицами, графиками и расчетами, не давал никаких внятных рекомендаций и гарантий. Фактически исполнители обосновывали лишь получение ими с заказчика вознаграждения за якобы проведенный детальный научный анализ.

Назрела необходимость создать регламент, который станет составной частью федерального закона относительно обязательных разделов выдачи заключения о продлении срока службы оборудования. Исполнитель должен нести юридическую ответственность за свое заключение на весь период его действия.

Таким образом, намечаются следующие аспекты решения проблемы по увеличению коррозионной стойкости оборудования в нефтяной отрасли:

  • применение современных антикоррозионных покрытий;
  • организация диагностики с обязательной последующей подготовкой перечня мер, обеспечивающих сроки продления использования отработавшего амортизационный срок оборудования;
  • разработка регламента по диагностике с комплектом обязательных документов для выдачи заключения;
  • отработка Федерального закона «О техническом регулировании» с включением в него положений по обеспечению высоких параметров поставляемого оборудования.