Управление Ростехнадзора по Калужской области

Доходная часть бюджета как составная Государственного бюджета Украины. Часть вторая

Источники доходов государственного бюджета

Обобщающим источником доходов государственного бюджета, равно как и местных бюджетов, является валовой внутренний продукт (далее - ВВП) страны. Рост ВВП приводит к укреплению и стабилизации экономики, расширение производства, увеличение занятости, повышение жизненного уровня народа, заработной платы работников, прибыли предприятий и организаций, покупательной способности населения, а, следовательно, к увеличению налоговых поступлений в государственный и местные бюджеты, к пополнению их доходной части. Вместе с тем снижение номинального объема ВВП и рост инфляции приводит к номинальному снижению поступлений в бюджет.

Состав доходов Государственного бюджета включает доходы (за исключением тех, что согласно статьям 64, 66 и 69 БК закреплены за местными бюджетами), получаемые в соответствии с законодательством о налогах, сборах и обязательных платежах и Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов », а также за услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, которые содержатся за счет Государственного бюджета Украины, и других определенных законодательством источников, включая средства от продажи активов, принадлежащих государству или предприятиям, учреждениям и организациям, а также проценты и дивиденды, начисленные на долю имущества, принадлежащего государству в имуществе хозяйственных обществ. В состав доходов Государственного бюджета Украины также входят: гранты и дары в стоимостном выражении и межбюджетные трансферты из местных бюджетов.

Имея материальный характер, доходы классифицируются и систематизируются преимущественно по экономическим и правовым источникам. По социально-экономическим признакам доходы бюджетов делятся на доходы: от хозяйственной деятельности, от использования природных ресурсов; от внешнеэкономической деятельности; от банковской деятельности, от реализации драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней; государственная пошлина, таможенные платежи; сборы и другие неналоговые платежи; доходы от приватизации; доходы от прибыли граждан и т. д.

За порядком и условиями зачисления доходов в Государственный бюджет и в местные бюджеты они делятся на закрепленные и регулирующие. К закрепленным относятся доходы, действующими законодательными актами отнесены в доходную часть определенного уровня бюджетной системы полностью в размере территориального поступления или в твердо фиксированном размере (норматив), устанавливаемого на длительный срок. Регулирующие доходы - это доходы, поступление которых в нижестоящие бюджеты определяются ежегодно Верховной Радой Украины или представительным органом местного самоуправления высшего уровня при внедрении своих актов о бюджете 2, 134-135. В современных условиях Государственный бюджет может иметь как закрепленные за ним средства, так и заемные. За юридическими формами доходы Государственного бюджета подразделяются на налоговые и неналоговые.

При формировании доходной части государственного бюджета необходимо придерживаться принципов бюджетной системы, определены ст. 7 БК. Как отмечает Н. Воротина, некоторые из этих принципов пока реализуется недостаточно эффективно.

Тяжелее всего, как показывает практика, обеспечить принцип сбалансированности бюджета, согласно которому полномочия на осуществление расходов бюджета должны отвечать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период. Этот принцип не был соблюден при принятии Закона Украины о Государственном бюджете Украины на 2002 год. Не удалось его соблюсти и при принятии Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2003 год» . Принимая Закон, Верховная Рада Украины по представлению Бюджетного комитета, доходная часть Государственного бюджета «приспосабливала» под расходную часть бюджета. Непомерно увеличивая расходы Государственного бюджета, Верховная Рада Украины в Законе о Государственном бюджете на 2003 год намного увеличила доходную часть Государственного бюджета по сравнению с объемами, представленными в Верховную Раду Кабинетом Министров Украины в своем проекте. Вследствие согласования позиций парламента и правительства, с учетом замечаний Президента Украины Верховная Рада Украины приняла Закон 26 декабря 2002 p., отметив, что он вводится в действие с 1 января 2003 В этом варианте Закона предельный размер дефицита Государственного бюджета был установлен в сумме 2.034.925,2 тыс. гривен. Этот Закон был подписан Президентом Украины как компромиссный и вступил в силу, но было обращено внимание на его нереальность. Подписав Закон, Президент Украины направил в Верховную Раду Украины ряд предложений о внесении изменений в Закон с целью сделать его более реальным и обоснованным, поскольку в нем был ряд нарушений при прохождении стадий бюджетной процедуры, которые были устранены путем принятия дополнительных нормативных актов, в частности. Закона «О внесении изменений в Закон Украины« О Государственном бюджете на 2003 год ». Это обстоятельство свидетельствует больше о пробелах и недоработки в законотворческой процедуре, чем о «улучшение» предписаний определенного законодательного акта. В результате внесенных изменений показатели доходной и расходной частей в Законе «О Государственном бюджете на 2003 год» были приведены в соответствие с тем, что «могут быть» реально обеспечены по мнению Верховной Рады, учитывая экономическое положение в государстве. Хотя эти цифры по прогнозам Кабинета Министров остались слишком высокими.

С целью обеспечения роста доходной части Государственного бюджета и его реального наполнения Кабинет Министров Украины также внес в Верховную Раду ряд предложений. Было предложено отменить налоговые льготы, установленные отдельным крупным предприятиям, которые являются основными налогоплательщиками. Верховная Рада Украины такого предложения не поддержала ни в прошлом году, ни в первом полугодии 2003 p., отчего Государственный бюджет будет страдать и дальше. Предложения Кабинету Министров Украины об отмене льгот отдельным предприятиям заслуживают поддержки, исходя из принципа единых подходов ко всем субъектам предпринимательской деятельности. Льготное налогообложение должно быть обосновано относительно отдельных государственных экономических программ, таких как, например, издательство литературы, в частности учебной и научно-технической, инвестиции в прогрессивные проекты и технологии, в производство лекарств, в развитие фермерского хозяйства и т. д. Поскольку налоги являются основным источником наполнения доходной части Государственного бюджета Украины, то очевидно, что в стране необходимо менять налоговую политику в целом. Для этого нужно снизить налоговое давление на предпринимателей и производителей сельскохозяйственной продукции, значительно уменьшить налог на добавленную стоимость, отказаться от двойного налогообложения. Опыт зарубежных стран подтверждает, что снижение налогового бремени содействует развитию производства, повышению экономических показателей и увеличению поступлений налогов в бюджет страны.