Управление Ростехнадзора по Калужской области

Основания уголовно-правового запрета незаконной эмиссии негосударственных ценных бумаг. Часть третья

Незаконная эмиссия ценных бумаг

Определение роли нормативного фактора в системе факторов социальной обусловленности рассматриваемой нормы вызывает настоятельную потребность в анализе также криминологического фактора такой обусловленности. При рассмотрении необходимо исходить из фундаментального положения, выработанного теорией и практикой уголовного права, определяющим фактором установления уголовно-правового запрета является повышенная общественная опасность деяний определенного вида и их распространенность. Общественная опасность - важный признак преступления, раскрывающий его социально-политическую сущность, показывает, какие деяния признаются государством преступными и наказуемыми. Она означает, что деяние причиняет вред обществу, а содержание его заключается в том, что последнее влечет или создает угрозу причинения существенного вреда общественным отношениям, охраняемые уголовным законом.

На сегодняшний день преступление, предусмотренное ст. 223 УК, не столь распространенное, как другие преступления в сфере хозяйственной деятельности (например, мошенничество с финансовыми ресурсами, уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, контрабанда и т. д.). По моему мнению, это прежде всего, объясняется слабостью и неудовлетворительным состоянием развития фондового рынка в Украине. Однако в последние годы наблюдается тенденция к его росту, качественных и количественных показателей последнего. Если в дальнейшем указанная тенденция сохранится, то, на мой взгляд, количество злоупотреблений на рынке ценных бумаг увеличиваться.

Ранее при рассмотрении данного вопроса отмечалось: по смыслу закона деяние, предусмотренное ст. 223 УК, посягает на установленный порядок регистрации субъектами хозяйствования эмиссии ценных бумаг, причиняющее вред инвестору и государству, лишается возможности осуществлять эффективное регулирование на фондовом рынке. Его общественная опасность усиливается и тем, что указанное деяние нередко прямо или косвенно связано с другими противоправными действиями, является благоприятной средой для совершения других преступлений: взяточничества, мошенничества, различных злоупотреблений и т. д.

Развитие общества приводит к изменению степени общественной опасности тех или иных деяний человека. Они происходят тем быстрее, чем динамичнее развивается общество. Постоянная сменяемость общественной опасности наглядно проявляется в изменении круга уголовно наказуемых деяний. В этом аспекте важно рассмотреть исторический фактор, который, обусловливая уголовно-правовой запрет незаконной эмиссии, охватывает все предыдущие и рассматривает их на уровне исторического среза. Анализ уголовного законодательства Украины (УК Украинской ССР 1922 p., 1927 p. и 1960 гг. И УК Украины 2001 г.) свидетельствует, что в течение указанного этапа развития законодательства не всегда устанавливалась уголовная ответственность за преступления на фондовом рынке. Это обусловлено, прежде всего, тенденциями экономического развития государства. После окончательного утверждения советской власти правительство осуществило попытку ввести «социалистический идеал» путем реализации политики «военного коммунизма». С конца 1921 г. государство начало переходить от названной политики к так называемой «новой экономической политики». Главными ее элементами было реформирование налоговой системы, обновления товарно-денежных отношений, возможность частного предпринимательства, привлечение иностранного капитала 5, 139. Вследствие этого ликвидировался дефицит, «подпольная торговля», «теневая экономика», возобновил работу также фондовый рынок. Обращение ценных бумаг осуществлялся на фондовых биржах, которые возобновили работу и существовали как отдельные отделы при товарных биржах. Кроме того, некоторое время работали вечерние фондовые биржи для операций с ценными бумагами, которые не были допущены к обращению на фондовых отделах 7, 138.

Так, УК Украинской ССР 1922 p., отражая условия «новой экономической политики», устанавливал ответственность за совершение незаконных сделок с недвижимостью, зданиями, а также ценными бумагами 8, 479. С 1927 г. начался отход от «нэпа» и переход к плановой экономике, а потому УК 1927 г. не предусматривал уголовной ответственности за преступления, связанные с ценными бумагами, поскольку последние перестали использоваться в хозяйственном обороте. Уголовный кодекс УССР 1960 г. не устанавливал ответственности за незаконную эмиссию ценных бумаг. Она была предусмотрена позднее в силу Закона от 28 января 1994 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Украины и Кодекс Украины об административных правонарушениях», который дополнял УК Украины ст. 1488 «Нарушение порядка выпуска (эмиссии и обращения ценных бумаг», состоящая из двух частей). Сейчас ответственность за незаконную эмиссию ценных бумаг предусмотрена ст. 223 УК.

Рассмотрены факторы в совокупности и лежат в основе криминализации незаконной эмиссии ценных бумаг и существования уголовной ответственности за нее как сегодня, так и в будущем.

Изложенное свидетельствует о необходимости обобщения и глубокого анализа накопленного теоретического и эмпирического материала, оценки отдельных тенденций и обоснования на этой основе проблем, связанных с вопросами уголовной ответственности за незаконную эмиссию ценных бумаг.

Разработка обобщенной системы взглядов на данные проблемы вызывается, прежде всего, потребностями практики применения ст. 223 УК по обеспечению безопасности инвестирования. Важное значение в этом аспекте приобретает изучение объективных и субъективных признаков незаконной эмиссии ценных бумаг, их глубокое исследование позволяет не только выяснить юридическую природу данного преступления, но и присущие ему признаки, которыми он отличается от смежных преступлений и других деликтов. Приведенное позволит правоприменительных органов эффективно противодействовать преступному деянию, предусмотренному ст. 223 УК Украины.