Управление Ростехнадзора по Калужской области

Доходная часть бюджета как составная Государственного бюджета Украины. Часть четвертая


Как отмечает И. Лупин процедура ежегодного прохождения законопроектов государственного бюджета через парламентские слушания - это всегда колоссальная проблема нашего законодательства, и сейчас полностью не урегулирована. Хотя Налоговый кодекс Украины до сих пор не принят, работа над подготовкой проекта Государственного бюджета на 2004 г. началась. Несмотря на все сложности формирования доходной части бюджета, по прогнозам Правительства Закон о Государственном бюджете на 2004 год будет сбалансированным и реальным. При подготовке проекта закона будет учтено, что 22 мая 2003 был принят Закон «О налоге с доходов физических лиц», который вводится в действие с 1 января 2004 .

Законом предусматривается введение единой 13-процентной ставки налога на доходы физических лиц. С этого же времени будет сокращен с 20 до 17 НДС. Таких решений ждали уже давно. Однако положительное значение мер по уменьшению налогового давления на граждан и сокращение НДС пока не сопровождается законодательными мерами по отмене отдельных льгот по налогообложению высокорентабельных предприятий. Именно в этом видится осложнения при формировании доходной части бюджета.

Сложность на сегодня заключается в том, что при разработке новых направлений в регулировании экономических отношений, политические силы «достаточно сложно» достигают консенсуса. Рекомендательные или иные организационно-правовые меры, которые бы отвечали требованиям времени, вытекало из экономического положения страны, в частности ВВП, жизненного уровня народа и его покупательной платежеспособности. При этом надо исходить из того, что формирование доходной части Государственного бюджета является первичной, самостоятельной стадией бюджетного процесса. Оно зависит только от экономико-финансового положения государства и объективно не зависит от расходных потребностей государства и общества. Доходная часть Государственного бюджета не согласуется с его расходной частью. В то же время расходная часть государственного бюджета полностью зависит от размера доходной части и согласовывается с ним. Формирования Государственного бюджета должно осуществляться по принципу: наполнение бюджета зависит от экономического состояния страны и ее возможностей выделять часть национального продукта в Государственный бюджет и следующего принципа, что на все виды государственных нужд распределяются только те средства, которые государство может направить в Государственный бюджет.

Исходя из этого, для ежегодного увеличения размера Государственного бюджета необходимо осуществлять следующие мероприятия:

- Все усилия экономики направлять на увеличение ВВП, обеспечения занятости трудоспособного населения, рост заработной платы работников и их платежеспособности, т. е. на увеличение доходности физических и юридических лиц-

- Реального уменьшения налогового давления на физических и юридических лиц путем уменьшения объектов налогообложения и размера налоговых платежей, а не путем уменьшения отдельных видов платежей и одновременного увеличения объектов налогообложения. Вследствие этого налоговое бремя на людей может быть гораздо жестоким-

- Создать единые подходы к утверждению нормативов налоговых льгот для отдельных граждан и юридических лиц Украины и отказаться от практики выборочного предоставления налоговых льгот отдельным плательщикам в угоду некоторым народным депутатам и должностным лицам органов исполнительной власти-

- Противодействие развитию теневой экономики, создать равные правовые требования относительно налогообложения отечественных и иностранных предпринимателей - плательщиков налогов-

- Внедрить гражданско-правовые методы государственного контроля за правильной и своевременной уплатой налогов физическими и юридическими лицами: принять меры к недопущению нарушения законодательства, а то и просто произвола со стороны налоговиков к налогоплательщикам-

- Создать в стране такие экономические, социальные и правовые условия, по которым бы правильно уплачивать налог был бы выгоднее, чем загонять доходы в тень.

Следовательно, на формирование Государственного бюджета, в том числе и доходной части, влияет прежде уровень экономического развития государства. И для повышения этого уровня необходимо проводить реформаторские меры, которые бы отвечали требованиям времени.

В основном эти замечания и рекомендации касаются несовершенства бюджетного и налогового законодательства, законодательства по урегулированию отношений между Кабинетом Министров и Верховной Радой Украины, формирование парламентского большинства и др. Но это уже проблемы другого темы исследования.