Управление Ростехнадзора по Калужской области

Доходная часть бюджета как составная Государственного бюджета Украины. Часть третья

Налогообложения субъектов

Опыт Украины убедительно свидетельствует, что чрезмерно обременительное налогообложения субъектов предпринимательской деятельности и граждан приводит к тенизации экономики, сокрытия доходов налогоплательщиками, к уклонению от уплаты налоговых платежей. Таким образом, уменьшение налогового давления целесообразнее было бы обеспечить путем снижения ставок налогов в противовес установлению налоговых льгот.

Это убедительно обосновывают экономисты, предприниматели, политики. В этом убедились и Государственная налоговая администрация и Кабинет Министров Украины. По этому поводу неоднократно выступал Президент Украины Л. Д. Кучма, в частности в Послании Президента Украины Верховной Раде Украины "Украина: продвижение в XXI век. Стратегия экономической и социальной политики на 2000-2004 годы »и в Обращении Президента Украины к Верховной Раде Украины по самым насущным вопросам бюджетной политики на следующий финансовый год.

Выход из кризисного положения в системе налогообложения видится в принятии Закона об уменьшении размера налогов с юридических и физических лиц. Решение проблемы связывают также с принятием Налогового кодекса Украины, в связи с чем будет решены многие вопросы в регулировании налоговых отношений.

Материальное наполнение доходной части Государственного бюджета Украины обеспечивается путем осуществления бюджетного процесса. Формирование доходной части Государственного бюджета осуществляется в процессуальных стадиях составления проектов бюджета, рассмотрения и принятия закона «О Государственном бюджете Украины».

На первой стадии главные распорядители бюджетных средств организуют разработку бюджетных запросов, которые подают Министерству финансов Украины. На основе анализа бюджетных запросов Министерство финансов Украины готовит проект Государственного бюджета, который представляет на рассмотрение Кабинета Министров Украины. При этом Кабинет Министров учитывает предложения Верховной Рады к Основным направлениям бюджетной политики на следующий бюджетный год. Такие «Предложения» были одобрены постановлением Верховной Рады Украины «Об основных направлениях бюджетной политики на 2004 год». Подготовлен проект закона о Государственном бюджете Украины Кабинет Министров рассматривает на своем заседании и после его одобрения вместе с соответствующими материалами представляет Верховной Раде не позднее 15 сентября года, предшествующего плановому.

Не позднее чем через пять дней после представления Кабинетом Министров Украины проекта закона в Верховную Раду министр финансов представляет его на пленарном заседании Верховной Рады. Председатель Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета докладывает о соответствии проекта закона требованиям Бюджетного кодекса, Основным направлениям бюджетной политики на следующий бюджетный период и предложениям Верховной Рады до сих документа.

По результатам обсуждения проекта закона Верховная Рада может принять мотивированное решение о его отклонении в случае несоответствия БК и Основным направлениям бюджетной политики.

В случае принятия к рассмотрению представленного проекта закона он рассматривается в Верховной Раде в первом, втором и третьем чтениях. Рассмотрение проекта закона в третьем чтении проводится не позднее 25 ноября года, предшествующего плановому. При рассмотрении проекта закона в Верховной Раде рассматриваются предложения по изменению цифровых показателей, в том числе и с доходной части проекта бюджета. Второе чтение проекта закона завершается не позднее 20 ноября года, предшествующего плановому. При этом, общий объем дефицита (процента) доходов и расходов Государственного бюджета, объем межбюджетных трансфертов и другие показатели, необходимые для формирования местных бюджетов, должны быть приняты во втором чтении в обязательном порядке и не подлежат рассмотрению в третьем чтении. Закон о Государственном бюджете Украины принимается Верховной Радой до 1 декабря года, предшествующего плановому. Как показывает практика, установленные сроки не соблюдаются. Закон о Государственном бюджете Украины на 2003 год был принят 26 декабря 2003 p., т. е. с нарушением установленного БК срока. Надо обратить внимание на то, что Государственный бюджет Украины на 2002 год был принят также с нарушением сроков бюджетного процесса. По заключению специалистов он был также нереальным, разбалансированным. Несмотря на тяжелое прохождение в Верховной Раде Закона «О Государственном бюджете на 2003 год», на вынужденное его корректировки в процессе выполнения в текущем году, итоги социально-экономического развития свидетельствуют, что в первом полугодии 2003 г. впервые в истории независимой Украины государственный бюджет выполнялся стопроцентное. Это позволило государству полностью рассчитаться по обязательствам как перед гражданами, так и перед внешними и внутренними кредиторами.