Управление Ростехнадзора по Калужской области

Основания уголовно-правового запрета незаконной эмиссии негосударственных ценных бумаг

Эмиссия ценных бумаг

В правовом государстве закон направлен на защиту прав и свобод человека, его чести и достоинства. Он должен соответствовать природе человека, его ценностям, то есть быть социально обусловленным. Несмотря на единство мнений, среди криминалистов относительно необходимости разработки теории социальной обусловленности уголовного закона, с точки зрения общих и специальных положений данной теории, эта проблема рассматривается в теории уголовного права по-разному и на сегодня еще не решена.

За последнее время учеными ведутся серьезные исследования проблемы социальной обусловленности норм права. Среди них следует выделить П. Фефелов, С. Алексеева, П. Дагель, В. Курляндского, С. Келина и др. Не вдаваясь в детальный анализ различных концептуальных подходов к решению проблемы социальной обусловленности правовых норм, перспективными, на мой взгляд, для теории и практики уголовного права являются подходы, которые связывают ее решения с установлением факторов - социальной обусловленности уголовного закона. Социальная обусловленность любой уголовно-правовой нормы в действующем законодательстве определяется разными по значимости социальными, политическими, психологическими факторами, установление и раскрытие которых позволяет объяснить необходимость охраны фондового рынка уголовным законом, прогнозировать развитие соответствующих его норм, повысить научную обоснованность содержания закона. Следует отметить, что в настоящее время не было проведено исследование оснований социальной обусловленности уголовно-правового запрета незаконной эмиссии ценных бумаг. Особенно актуален этот вопрос в связи с проведением законопроектных работ. Среди них следует выделить проекты законов «О ценных бумагах и фондовой бирже» (новая редакция), «Об акционерных обществах», «О производных ценных бумагах», «О срочных инструменты», а также внесение изменений и дополнений в уже существующие законы: « О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине », « О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности »и т. д. Поэтому задачей данной публикации является установление и исследование факторов (оснований) уголовно-правового запрета незаконной эмиссии ценных бумаг.

По мнению проф. П. Воробьяниновым я, из всей совокупности факторов уголовно-правового запрета незаконной эмиссии ценных бумаг, как и любого другого преступления, предусмотренного статьей Особенной части УК Украины, должны быть, прежде всего, выделены, те, которые непосредственно вызвали необходимость установления в законе уголовно-правовой нормы и обуславливают ее действие сегодня. На его взгляд, среди них следует выделить следующие факторы социальной обусловленности уголовно-правового запрета, а именно социально-экономический, нормативный, криминологический и исторический.

Первый фактор - социально-экономический, который обусловливает социальную необходимость уголовно-правового запрета незаконной эмиссии ценных бумаг. Именно он, прежде всего, показывает необходимость существования данной нормы для укрепления и развития фондового рынка и его значение для национальной экономики в современных условиях. Процессы реформирования собственности сопровождаются структурной перестройкой экономики и обусловливают создание фондового рынка, как составной рыночных отношений, обеспечивает свободное обращение средств в форме ценных бумаг. Непосредственная эффективность названного рынка зависит от обеспечения достижения следующих целей и решения поставленных задач: аккумулирование денежных средств населения и предприятий (сбережений, накоплений, временно свободного капитала)- увеличение доли капиталовложений в валовом национальном продукте, что способствует оздоровлению и укреплению финансовой системы государства и созданию необходимых резервов капитала, стабилизации курса национальной валюты путем сдерживания инфляции, интеграции в мировую экономику- оптимизация отраслевой, производственной и региональной структуры экономики за счет миграции капитала, а также перевод его из малорентабельных отраслей и регионов в высокорентабельные, перераспределение инвестиций в пользу наукоемких отраслей, определяющих научно-технический прогресс - - электроники, машиностроения, самолетостроения, кораблестроения и т. п.- содействия инновационной деятельности, т. е. созданию новых и совершенствованию существующих технологий, продукций или услуг, содействие приватизации на ее завершающем этапе. Непосредственный инвестиционный взаимосвязь приватизации предприятий и развитие фондового рынка заключается в том, что в процессе приватизации образовался большой слой акционеров, а предприятия, которые находились в государственной собственности, начали использовать свободные финансовые ресурсы фондового рынка, сняв с государства бремя финансовой поддержки. Кроме того, в процессе приватизации широко используются возможности инфраструктуры фондового рынка (размещение акций через фондовые биржи, привлечение к их распространению посредников и т. д.) формирование института собственников и менеджеров, способных эффективно распоряжаться собственностью акционерных обществ и осуществлять эффективное управление ими. Именно через рынок ценных бумаг руководство предприятия может подтвердить состоятельность развиваться в условиях рыночной экономики.

Указанное свидетельствует, что эмиссионная деятельность субъектов хозяйствования является важным элементом функционирования и дальнейшего развития рыночной экономики в Украине. Она является необходимым условием привлечения средств инвесторов и в то же время выступает одним из источников получения доходов в государственный бюджет. Поэтому государство уделяет большое внимание правовому регулированию инвестиционной деятельности вообще и фондового рынка, в частности, путем совершенствования отечественного законодательства. Охрана правильной, основанной на нормативно-правовых актах, инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования является одной из важных задач государства. Последнее достигается, в частности путем установления уголовной ответственности за осуществление незаконной эмиссии ценных бумаг (как деяния, наносит существенный ущерб интересам государства, юридических и физических лиц в финансово-кредитной сфере). Но указанное деяние в связи с нормативной урегулированностью осуществления эмиссии ценных бумаг всегда связано с нарушением определенных запретов и предписаний, установленных государством в нормативных актах компетентных органов. Поэтому важное значение имеет также анализ нормативного фактора, который связывает незаконную эмиссию с криминальноправо-ной запретом. Этот фактор, прежде всего, определяется Конституцией Украины, актами гражданского, хозяйственного права и тех отраслей законодательства, регулирующих деятельность субъектов фондового рынка.