Управление Ростехнадзора по Калужской области

Правовое обеспечение роли кредита в формировании рыночной экономики Украины. Часть вторая

Правовое обеспечение роли кредита

С точки зрения оценки субъектов кредитования, аналитические данные свидетельствуют о тенденции роста объемов кредитов, предоставляемых предприятиям государственной формы собственности. За 2000-2001 годы общий объем кредитования государственного сектора экономики увеличился почти в 1,4 раза. В 2000 году 63 общей суммы кредитов были направлены в государственный сектор экономики и только 33 - в негосударственный, в 2001 г. это соотношение составляло соответственно 64 и 31. Учитывая это, неотложной задачей правового обеспечения роли кредита является стимулирование направления кредитных потоков в негосударственный сектор экономики Украины.

Анализ структуры кредитных вложений по отраслям народного хозяйства показывает, что наибольшие запасы задолженности по краткосрочным кредитам от общего объема кредитов в 2000 p., имеют промышленные предприятия - 23, 7, 9 приходится на торговлю и общественное питание. Т. е. необходимо совершенствование соответствующих правовых механизмов для обеспечения своевременного возврата кредитов.

В эмиссионной функции кредит на современном этапе развития экономики должен прежде играть важную роль. Для этого сегодня недостаточно осуществить кредитные рестрикции. Скорее нужна кредитная экспансия, но кумулятивно направлена на сбалансирование рынка. Проблема повышения покупательной способности денег требует, чтобы кредитно-денежная и налоговая политика более жестко заставляла коммерческие банки, производителей направлять средства, в том числе заемные, на развитие аграрно-промышленного комплекса, ускорение научно-технического прогресса, увеличения производства товаров и оказания услуг населению. Для этого используются существующие правовые возможности, как предоставление Национальным банком Украины (далее - НБУ) кредитов коммерческим банкам на перечисленные цели, компенсация из бюджета процентных скидок, предоставленных при долгосрочном кредитовании некоторых из указанных целей. Однако целесообразным является предоставление урегулирования на законодательном уровне налоговых льгот банкам и их должникам, если они с помощью кредита способствуют укреплению покупательной способности национальных денег.

Исходя из этого, основной задачей правового кредитования денежно-кредитной политики, которую проводит НБУ, является применение правовых механизмов по стабилизации денежного и кредитного рынков и возможности использования их стабилизирующего влияния на реальный сектор экономики. Прежде остается необходимым усовершенствование мер борьбы с дестабилизацией цен на кредитные ресурсы, а также направленных на увеличении кредитоспособности коммерческих банков при одновременном повышении их ликвидности. Можно констатировать, что произошли позитивные изменения в структуре пассивов и активов коммерческих банков, возросла доля привлеченных средств населения и предпринимателей и доля предоставление кредитов в производственную сферу. Приоритетными сферами правового обеспечения денежно-кредитной политики НБУ можно определить: 1) совершенствование правовых механизмов реализации кредитной политики, 2) правовое регулирование денежной массы, 3) правовые основы валютной политики- 4) усовершенствование правовой базы банковского надзора и контроля.

Сейчас характерным является рост кредитной активности НБУ. Увеличение кредитных вложений НБУ происходит в основном за счет кредитов, предоставленных в иностранной валюте. Стратегия такого кредитования не только активизировала кредитный рынок, но и одновременно поддерживала его постоянство и способствовало стабильности национальной денежной единицы.

Особое беспокойство вызывает состояние использования предоставленных кредитов. Основная масса кредитов - краткосрочные, с помощью которых финансируются торгово-посреднические операции предприятий коллективной формы собственности. Прежде всего, эта проблема связана с целевыми факторами использования кредитных ресурсов. Названные предприятия сегодня нуждаются прежде долгосрочных кредитов для обновления производственных мощностей и внедрение новых технологий. Но предоставление таких займов возможно лишь в условиях стабильности кредитного рынка и при условии значительно более низкого процента по кредиту. Важную роль в процессе стабилизации денежно-кредитного рынка играет активизация политики НБУ в усилении банковского надзора и контроля за деятельностью финансово-кредитных учреждений. Этому должно способствовать стабильности в процессах создания и применения правовых инструментов денежно-кредитной политики. Так, произошло постепенное снижение и стабилизация учетной ставки НБУ, что способствовало становлению ставок кредитного, депозитного рынков и ставки мижбан-ская кредитного рынка. С 5 декабря 2002 НБУ снизил учетную ставку до 7. В среднем в течение 1999 процентная ставка по кредитам равнялась 53,4. Сегодня правовое обеспечение денежно-кредитной политики НБУ должно быть направлено не только на стабилизацию и эффективность функционирования кредитного рынка, но и на создание правовых механизмов его влияния на отдельные отрасли производственной сферы, предприятия, при дополнительном финансировании могут быть конкурентно способными на национальном и международном рынках.