Управление Ростехнадзора по Калужской области

Особенности ответственности уполномоченных банков за нарушение валютного законодательства. Часть вторая

ответственность за нарушение валютного законодательства

Банк с момента получения генеральной лицензии Национального банка Украины на осуществление валютных операций приобретает статус участника таких операций. Итак, стать субъектом валютных правонарушений первой группы уполномоченный банк может только с момента получения генеральной лицензии. Порядок выдачи генеральных лицензий НБУ на осуществление валютных операций предусмотрено п. 2 ст. 5 Декрета Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» и главой 5 Положения о порядке выдачи банкам банковских лицензий, письменных разрешений и лицензий на выполнение отдельных операций, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 17 июля 2001 г. № 275 [2]. Согласно ст. 16 названного Декрета за осуществление уполномоченным банком валютных операций без получения генеральной лицензии НБУ к нарушителю применяется ответственность в виде штрафа в сумме, эквивалентной сумме (стоимости), указанных валютных ценностей, пересчитанной в валюте Украины по обменному курсу НБУ на день осуществления таких операций, с исключением банка из Книги регистрации банков или без такого исключения.

 

За совершение валютных правонарушений первой группы классификации к банкам Национальным банком могут быть применены финансовые санкции в виде: штрафа, лишения лицензии или исключения банка из Книги регистрации банков. Применение этих финансовых санкций к банку как участника валютной операции регламентированы рядом нормативно-правовых актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Национального банка Украины и Государственной налоговой администрации Украины. Все указанные нормативно-правовые акты содержат нормы, которыми установлены одни и те же виды валютных правонарушений. Наличие дублирования таких норм вызывает трудности при их применении как у субъектов валютного правонарушения, так и в орган, уполномоченный применять эти санкции. Кроме того, по моему мнению, нормы, изложенные в указанных нормативно-правовых актах, не приведены в соответствие с законами Украины по вопросам регулирования порядка осуществления банковских операций.

 

Так, например, в случае применением НБУ штрафных санкций в соответствии с Законом Украины от 7 декабря 2000 «О банках и банковской деятельности» [3] существует ограничения максимального размера штрафа, который можно наложить из банка за одноразовое нарушение банковского законодательства, нормативно -правовых актов НБУ или осуществления рисковых операций, в том числе и операций с валютными ценностями, которые угрожают интересам вкладчиков или других кредиторов банка (ст. 73), а в случае применения к банку мер воздействия, предусмотренных ст. 16 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля», максимальный размер штрафных санкций не установлено. В ст. 73 указанного Закона предусмотрено, что максимальный размер ответственности не может превышать одного процента от суммы зарегистрированного уставного фонда уполномоченного банка. Установление такого предельного размера ответственности основывается на положении о главная задача банковского регулирования и надзора - обеспечение стабильности банковской системы Украины, защиту интересов вкладчиков и кредиторов и защита экономических интересов государства в целом.

Ответственность за нарушение норм валютного законодательства, считаю, также имеет целью как защита экономических интересов государства и денежной системы Украины, так и непосредственной защите интересов клиентов банков. Так, если нарушение валютного законодательства приведет к применению в банк мер финансового воздействия, то это не сможет не отразиться на интересах их клиентов, например, лишение банка лицензии на осуществление того или иного вида валютной операции может служить основанием неисполнения обязательств банка перед его клиентом , что станет угрозой интересам последнего.

В связи с тем, что валютные операции уполномоченных банков является одним из видов банковских операций, предлагаю предусмотреть в проекте Закона «О валютном регулировании», внесенный на рассмотрение Верховной Рады Украины еще в 1995 p., предельное ограничение размера ответственности за нарушение порядка осуществления валютных операций согласно ст. 73 Закона «О банках и банковской деятельности», т.е. предусмотреть, что наложение штрафов на банки за нарушение порядка осуществления валютных операций устанавливается в соответствии с положениями Закона «О валютном регулировании», но в размере не более одного процента от суммы зарегистрированного уставного фонда уполномоченного банка.

Кроме того, предлагаю предусмотреть, что штрафы за нарушение банками валютного законодательства направляются не в Государственный бюджет Украины, а в Фонд гарантирования вкладов физических лиц, с целью действительного, а не декларируемого обеспечения интересов вкладчиков этих банков.

Вторую группу правонарушений составляют те валютные правонарушения, которые банк осуществляет в процессе выполнения им функций агента валютного контроля. Нормами Положения НБУ «О валютном контроле» от 8 февраля 2000 № 49 четко установлено, во-первых, что неосуществление уполномоченными банками функций агента валютного контроля в части предотвращения проведения резидентами и нерезидентами через эти банки незаконных валютных операций влечет за собой лишение генеральной лицензии НБУ на право осуществления валютных операций или штраф в размере 25% от суммы (стоимости) валютных операций, осуществленных резидентами и нерезидентами через эти банки с нарушением действующего законодательства. Во-вторых, неосуществления уполномоченными банками функций агента валютного контроля в части своевременного информирования в случаях и в порядке, установленном законодательством, в том числе нормативно-правовыми актами НБУ, соответствующих государственных органов о нарушении резидентами и нерезидентами законодательства, связанного с проведением ими валютных операций, влечет штраф в размере 5% от суммы (стоимости) валютных операций, о которых уполномоченный банк согласно установленному порядку обязан был проинформировать соответствующие государственные органы (п. 2.5).

Этим же Положением установлено, что в случае привлечения уполномоченного банка к ответственности за нарушение требований п. 2 ст. 13 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля», т.е. неосуществления валютного контроля по операциям, проводимых резидентами и нерезидентами через банки, размер одного штрафа не может превышать одного процента от суммы зарегистрированного уставного фонда. Так, за правонарушения, отнесенных ко второй группе, законодатель определил предельный размер ответственности за нарушение требований действующего законодательства относительно невыполнения функций валютного контроля уполномоченным банком.

Таким образом, за нарушение порядка осуществления валютных операций и за нарушение требований относительно выполнения уполномоченными банками функций агента валютного контроля устанавливаться одинаковый предельный размер ответственности за нарушение валютного законодательства, который будет отвечать общим требованиям банковского законодательства, обеспечит защиту экономических интересов государства и поддерживать стабильность денежной системы Украины.

Если же вы любите проводить огромное время в саду, ухаживая за деревьями, стоит в обязательном порядке следить за тем, чтобы деревья всегда оставались здоровы. При этом Лечение деревьев можно также будет провести самостоятельно. Для этого нужно воспользоваться советами, которые вы сможете найти в сети.