Управление Ростехнадзора по Калужской области

Правовые аспекты реструктуризации банковской системы Украины. Часть четвертая

Банки

Необходимо отметить, что кооперативные банки выполняют ограниченный круг банковских операций, а целью их деятельности является не получение прибыли, а удовлетворение потребности своих членов в банковских услугах.

Однако на этом правовые коллизии Закона Украины «О банках и банковской деятельности» не заканчиваются. Анализ норм, содержащихся в ст. 7 этого Закона, дает основания для рассмотрения некоторого противоречия системно-логического характера. Дело заключается в том, что несмотря на то, что в ч. 9 ст. 7 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» указано, что государство является акционером государственного банка, по нашему мнению, это утверждение неверно, так как учредителями и участниками акционерного общества являются физические и юридические лица, согласно ст. 2 Закона Украины «О предпринимательстве» [3] и статьями 3 и 26 Закона Украины «О хозяйственных обществах» [4] могут быть субъектами предпринимательской деятельности. При этом в Законе Украины «О банках и банковской деятельности» ничего не говорится, какова организационно-правовая форма государственного банка.

Кроме этого следует отметить, что в Законе Украины «О местном самоуправлении в Украине» [5] существует указание на то, что органы местного самоуправления могут в пределах законодательства создавать коммунальные банки. При этом отсутствует понятие коммунального банка, а также не указывается, какова организационно-правовая форма его.

Конечно, такое положение вещей представляется ненормальным и малопонятным. Решая эту коллизию, следует определить организационно-правовую форму государственного и коммунального банка. При этом в Законе необходимо определить правовую природу этих банков, потому что неоднозначное понимание в правоприменительной практике правовой природы государственного и коммунального банка приведет к многочисленным злоупотреблениям в этой сфере.

По нашему мнению, следует дать следующее понятие государственного банка. Это - особая юридическое лицо, имеющее специальную правоспособность, находится в собственности государства и подчинена государственному органу (Кабинета Министров Украины.

Что касается понятия коммунального банка, то это - особая юридическое лицо, имеющее специальную правоспособность, является коммунальной собственностью территориальной громады. Цель создания коммунальных банков - содействие развитию и банковское обслуживание местного хозяйства. Основные направления деятельности коммунальных банков - кредитование коммунального хозяйства, местных предприятий и организаций, а также индивидуального строительства, т.е. мероприятий с повышенной степенью риска с точки зрения обычной банковской практики. Поэтому, на наш взгляд, исходя из этих обстоятельств, должен быть предусмотрен особый порядок формирования активов и пассивов коммунальных банков: повышенные нормативы отчислений от прибыли в резервные фонды, привлечение заемных средств путем выпуска муниципальных займов при наличии на это специального разрешения- обязанность обеспечения и целевая направленность на коммунальное строительство выданных кредитов.

Необходимо сказать, что юридическое лицо (банк) расширяет масштабы своей деятельности путем открытия филиалов и представительств. Право банка на открытие филиалов и представительств - это одно из личных неимущественных прав банков, которые они имеют в соответствии с признанной за ними правоспособностью с целью расширения территориальной сферы своей деятельности. Стоит напомнить, что филиал банка - это составная часть банка, которая осуществляет по месту своего пребывания все или определенные функции банка, который ее создал. Что касается представительств, то это - составная часть банка, которая осуществляет только юридические действия, направленные на обслуживание основной деятельности банков, их создавших (банковские операции не осуществляют).