Управление Ростехнадзора по Калужской области

Правовые аспекты реструктуризации банковской системы Украины. Часть вторая

реструктуризация банков

Изложенное выше свидетельствует о намерении законодателя создать правовое поле для развития банковской системы Украины и построения ее, исходя из отечественного и мирового опыта. Чтобы раскрыть юридическую сущность банковской системы Украины, которая согласно ст. 4 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» состоит из Национального банка Украины и других банков, которые созданы и действуют на территории Украины, необходимо проанализировать данную правовую норму. Анализ юридической сущности банковской системы следует начать с анализа ее первичного правового центра - банка.

Рассмотрение сущности банка требует последовательного исследования не случайного набора вопросов, характеризующих его правовую основу, а ответы на конкретные вопросы, поставленные методологией. Без соблюдения данного требования поставлен вопрос о сущности банка может потерять свою целевую направленность, превращает анализ в пустой описание видов операций, выполняемых банком, которые при всей их важности не проясняют центральной проблемы, в чем, наконец, заключается сущность банка. Указанный выше закон не дает ответа на вопрос, что следует понимать под банком вообще, законодатель указывает, что понимается под банком в этом законе. Следовательно, трактовка банка в других нормативно-правовых актах может быть другим, а это приведет к многочисленным казусов по этому поводу в правоприменительной практике, и как следствие - к злоупотреблениям в этой сфере.

Таким образом, целесообразно, исходя из достижений отечественной и зарубежной юридической науки, дать следующее понятие банка. Это - особое юридическое лицо, имеющее специальную правоспособность, аккумулирует денежные средства и накопления, предоставляет кредиты, а также осуществляет денежные расчеты, эмиссию денег и ценных бумаг, операции с банковскими металлами и другие банковские операции.

При этом необходимо учитывать, что банк по своей правовой характеристике должен иметь специальную правоспособность. Это означает, что банк как юридическое лицо может иметь лишь такие права и обязанности, соответствующие целям его деятельности, предусмотренной в уставе и других учредительных документах. У них должен быть приведен конкретный перечень правоотношений, участником которых может быть данный банк в соответствии с его целями и задачами деятельности. Специальная правоспособность - один из важнейших принципов организации и деятельности банка. Следует отметить, что согласно нормативно-правовых актов, банк для осуществления банковских операций должен получить специальное разрешение - лицензию, а это является подтверждением того, что правоспособность банка, понимается широко, имеет определенные границы, то есть является специальным.

В современной отечественной юридической науке нет единой позиции относительно правового статуса банков. Поэтому считаем целесообразным для решения данной проблемы рассмотреть организационно-правовые формы деятельности банков. Организационно-правовая форма деятельности является очень важным фактором при создании, становлении и дальнейшем развитии банка как юридического лица. От выбора той или иной правовой формы в следующем зависят возможности наращивания собственных и привлечения заемных средств, характер и специфика организации управленческого, а соответственно и банковского процесса, формы и виды контроля.

Таким образом, все банки с учетом их видовых признаков должны иметь конкретную организационно-правовую форму, под которой следует понимать определенный тип банка, в форме которого должна создаваться и действовать юридическое лицо (банк).

Согласно ст. 6 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» банки в Украине создаются в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или кооперативного банка. Рассмотрим эти организационно-правовые формы банка.