Управление Ростехнадзора по Калужской области

Процедура банкротства банков: нынешнее состояние и перспективы. Часть третья

Банкроты

Учитывая сложность и тонкость механизма регулирования банковской сферы, а также значимость стабильности функционирования банковской системы, бесспорно, именно на законодательном уровне следует зафиксировать принципы и процедуру как средства предотвращения банкротства, так и особенности производства по делам о неплатежеспособности кредитных организаций.

В этой связи, считаю, крайне необходимо принятие Верховной Радой Украины Закона «О банкротстве кредитных организаций», что продиктовано тем, что, во-первых, в отличие от большинства других коммерческих организаций, имеющих общую правоспособность в сфере предпринимательской деятельности, кредитные организации наделены только специальной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они имеют право осуществлять соответствующие банковские операции и сделки.

Во-вторых, кредитная организация с юридической точки зрения является институтом с двойной правовой природе: с одной стороны, как коммерческая организация, она имеет частно-правовой характер, а с другой - имеет публичное значение. Именно конфликт публично-и частно-правового интересов находит свое разрешение в деятельности НБУ как надзорного органа, правомочный осуществлять банковский надзор и регулирование, в том числе и выполнять функции, направленные на предотвращение банкротства кредитных организаций.
В-третьих, система надзора за деятельностью кредитных организаций должна быть более суровой чем к другим коммерческим организациям, ведь нельзя не учитывать характер и размер последствий банкротства для многочисленных вкладчиков и владельцев счетов - физических и юридических лиц.

В-четвертых, основные процедуры, направленные на финансовое оздоровление, согласно общим законом о банкротстве, осуществляются после возбуждения дела о банкротстве в суде. Для банкротства кредитных организаций подача дела в суд после отзыва лицензии на осуществление банковских операций должен предусматривать наступления одного из трех обстоятельств:
- Признание его банкротом и ликвидации в порядке конкурсного производства-

- Не признание банкротом и ликвидация будет осуществляться в обычном порядке путем добровольной или принудительной (по инициативе третьего лица, уполномоченного законом) ликвидации-

- Кредитная организация не будет признана банкротом и суд не признает действительным акт НБУ об отзыве лицензии. Это также связано с тем, что кредитная организация - это юридическое лицо, деятельность которого базируется на доверии клиентов, и даже небольшой утечке информации о том, что в банке принимаются меры по финансовому оздоровлению, может вызвать мгновенный массовый отток средств клиентов.

В-пятых, меры по предотвращению банкротства кредитных организаций и аналогичные меры, принимаемые к другим субъектам правоотношений, по своему характеру существенно отличаются, что обусловлено приоритетностью не столько сохранение собственных средств, сколько привлеченного ими капитала многочисленных предприятий и физических лиц.

Кроме названных концептуальных различий в процедурах, связанных с банкротством кредитных организаций, необходимо установить и другие особенности, которые целесообразно было бы учесть в законе о банкротстве указанных организаций. Бесспорно, доминирующей особенностью должна стать направленность на создание условий для применения превентивных мер по предотвращению банкротства, прежде всего, руководителями и собственниками кредитных организаций, и только в случае их бездействия, - НБУ. В развитие этой нормы, считаю, должен быть создан отдельный раздел о порядке осуществления указанных мероприятий, а также санации кредитных организаций.