Управление Ростехнадзора по Калужской области

Процедура банкротства банков: нынешнее состояние и перспективы. Часть четвертая

процедура банкротства

Специфика производства дел о банкротстве кредитных организаций должна проявляться также в механизме защиты кредитором своих прав. Закон должен определять полный перечень субъектов, имеющих право обращаться в арбитражный суд с иском о признании банка банкротом (клиенты банка, учредители, органы прокуратуры, НБУ, налоговые и другие уполномоченные органы - по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, а также фонд обязательного страхования вкладов - по обязательствам, возникшие в банке перед гражданами на основании договора банковского вклада или договора банковского счета). Особенностью права инициировать возбуждение такого дела в арбитражном суде, за исключением НБУ, должно стать условие отзыве к этому времени лицензии у банка-должника, и превышения определенных законом размера и срока задолженности кредитной организации. Целесообразно также зафиксировать право указанных лиц обращаться с заявлением сначала к НБУ об отзыве лицензии при наличии внешних признаков банкротства в банке, а затем, в случае неполучения ответа в течение установленного законом срока, в арбитражный суд с заявлением о признании банка-должника банкротом.

Отдельно следует закрепить исключительное право арбитражного суда принимать решение о ликвидации банка вследствие отзыва НБУ у него лицензии или в связи с его банкротством. Особого внимания требует четкая правовая регламентация порядка ликвидации коммерческих банков. Целесообразно, на мой взгляд, закрепить в законе обязательное включение в состав ликвидационной комиссии представителя НБУ. В случае, если он придет к выводу, что банк, который ликвидируется, по тем или иным причинам стал банкротом, он может отменить решение о ликвидации и поставить вопрос о его банкротстве, с осуществлением специфической процедуры, зафиксированной в законе.

Закон должен содержать исчерпывающий перечень возможных оснований, при которых банк может быть ликвидирован. При этом необходимо осторожно относиться к включению в него нормы, позволяющая НБУ проведения доликвидационных процедур - фактическому замораживанию деятельности банка еще до того, как суд признает его банкротом.

Несмотря на то, что в принятом постановлении Кабинета Министров Украины от 16 августа 1999 № 1496 «О концепции адаптации законодательства Украины к законодательству Евопейського Союза» [9] отдельным пунктом определено, что к приоритетным относятся те сферы законодательства, от сближения которых зависит укрепление экономических связей Украины и государств-членов ЕС, среди которых отдельно отмечены отношения, связанные с банкротством, а также то, что украинскими правоведами и экономистами достаточно давно обсуждается необходимости принятия Закона «О ликвидации, банкротстве и реорганизации кредитных организаций». Однако его законопроект не вошел в Государственную программу развития законодательства Украины до 2002 p., утвержденной постановлением Верховной Рады Украины от 15 июля 1999 [10]. Хотелось бы надеяться, что отечественные законодатели не ждать новой финансового кризиса, который может привести к краху экономики страны, и внесут корректировки в запланированной программы.

Аналогичный механизм банкротства разработан в модельном законе о банкротстве, принятом межпарламентской ассамблеей СНГ.