Управление Ростехнадзора по Калужской области

Процедура банкротства банков: нынешнее состояние и перспективы

Процедура банкротства банков

На современном этапе Украина, по образцу развития мировой экономики, переживает процесс кардинальной перестройки сферы финансовых услуг. Усиление конкуренции, снижение доходности операций на финансовых рынках, Ужесточение требований Национального банка Украины поставило большинство банков за неспособности поддерживать свою платежеспособность, ликвидность и достаточность капитала перед фактом невозможности осуществления дальнейшей деятельности.

Анализ приведенных в Бюллетене НБУ статистических данных показывает динамику развития банковской системы Украины, состоящая из начальной фазы быстрого роста- следующей - относительной количественной стабилизации- и третьего - консолидирующей фазы, когда наблюдается резкое сокращение числа банков. Так, за период 1988-1993 гг. банковская система количественно значительно выросла: до провозглашения независимости она была представлена лишь пятью государственными и 15-ю зарегистрированными в Москве отраслевыми банками, а на конец 1993 г. НБУ зарегистрировало уже 211 банков. Позже в течение 1994-1997 гг. наступил период относительной стабилизации на уровне 228-230 зарегистрированных банков. А в середине 2000 г. их количество уже не достигала даже 200. Становится очевидным, что Украина находится на третьей - консолидирующей фазе развития банковской системы.

Решить эту проблему должна решить реструктуризация банковской системы путем разработки комплекса организационно-правовых процедур, направленных на оздоровление банковского сообщества и ликвидации неплатежеспособных банков. С этой целью была разработана Стратегия НБУ по реструктуризации и реорганизации банков в состоянии финансового кризиса, одобрена постановлением Правления Национального банка Украины от 1 декабря 1998 за № 502. Из текста этого документа следует, что НБУ, как государственный орган, имеет полномочия и возможности регулирования и надзора за банковской деятельностью, осуществляет управление и контроль за процессом реорганизации или ликвидации (банкротства) банков.

Оставляя в стороне вопрос реорганизации и ликвидации, хотелось бы предложить анализ правового регулирования банкротства банков, поскольку этот аспект банковского функционирования в Украине, считаю, регламентировано не должным образом.

Учитывая новизну вопроса, литературы по его исследования не много. Одной из первых стала публикация П. Вострикова о банкротстве банков и предприятий за рубежом, где были рассмотрены варианты вмешательства в деятельность банков при угрозе их банкротства (США и Западная Европа), опыт оздоровления банковской системы в странах Восточной Европы, правовые аспекты банкротства заемщиков, причины банкротства кредитных учреждений. Зарубежные исследователи, считает П. Востриков, при изучении причин банкротства банков выделяют внешние и внутренние факторы. Соответственно, к первым входят общеэкономическая ситуация, потеря доверия к банку, массовое изъятие вкладов, обострение конкуренции и другие- ко вторым - некомпетентность руководства банка, недостатки внутрибанковых организации и системы контроля, спекуляция, слабый контроль за заемщиками, несоблюдение действующих нормативов, обман органов надзора , криминальные манипуляции и др. Обоснованность этих выводов относительно Украины подтвердила августовский кризис 1998 г.

В процедуре банкротства, как справедливо отметил А. Симановский, необходимо облегчить путь от кредитора в суд- определить для центрального банка роль «третьей стороны» (консультанта), участника реорганизационных процедур, инициатора рассмотрения дел по их проведению, несмотря на то, есть кредитная организация формальным должником центрального банка.