Управление Ростехнадзора по Калужской области

Процедура банкротства банков: нынешнее состояние и перспективы. Часть вторая

Банкротство

В последнее время в российской прессе появились статьи, посвященные новому Закону РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», где критический анализ недостатков, пробелов и противоречий все же не умаляет значимости оздоровительной силы данного Закона. Бесспорно, опыт России по регламентации банковского дела богаче, поэтому, считаю, целесообразно опираться на него при создании законодательства Украины, которое, к сожалению, до сих пор не решило вопрос банкротства кредитных организаций. Это не унизительно, поскольку предоставляет возможность учиться на чужих ошибках. К тому же, по мнению М. Титова и В. Бондаренко, Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», в некоторой степени выглядит своеобразным воспроизведением в отечественном правовом пространстве хорошо знакомых положений Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)». Анализ положений украинского Закона дает определенные основания для такого вывода, поскольку, безусловно, просматривается направленность законодателей на создание нового закона путем компилятивного сочетание идей соответствующего прогрессивного российского закона с правовыми представлениями о несостоятельности, доминирующих в некоторых отечественных управленческих структурах и научных кругах.

Однако, если в России параллельно с общим Законом «О несостоятельности (банкротстве)» был принят также Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», то отечественное законодательство ограничилось ссылкой на то, что особенности производства по делам о банкротстве банков регулируются Законом Украины « О банках и банковской деятельности », где этому вопросу даже не посвящена отдельной статьи. Лишь в ст. 62 Закона от 20 мая 1999 «О Национальном банке Украины» указано, что в случае нарушения законов или иных нормативных актов, что повлекло значительный урон активов или доходов и наступления неплатежеспособности банка, НБУ имеет право отозвать лицензию на осуществление всех банковских операций и принять решения о реорганизации или ликвидации банка, назначить ликвидатора.

Впрочем анализ этих правовых актов свидетельствует, что законодатель отделяет неплатежеспособности субъекта предпринимательской деятельности и банков, уточняя, что для последних - это:

- Несостоятельность течение одного месяца выполнить законные требования кредиторов;

- Уменьшение размера собственных средств до суммы, что составляет менее 1 / 3 суммы, установленной НБУ как минимально необходимой, а для первых - это неспособность выполнить после наступления установленного срока их уплаты денежные обязательства перед кредиторами, в том числе по заработной плате, а также выполнить обязательства по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) не иначе как через восстановление платежеспособности.

За отсутствия отдельных норм относительно регулирования банкротства банков, Высший арбитражный суд Украины ограничился несколькими замечаниями в разъяснении от 18 февраля 1997 «О некоторых вопросах практики применения Закона Украины« О банкротстве ». Этот пробел в законодательном регулировании недостаточно компенсируется и нормативными актами НБУ. Так, Положение о применении Национальным банком Украины к банкам и другим финансово-кредитным учреждениям мер воздействия за нарушение банковского законодательства, утвержденное постановлением Правления НБУ от 26 мая 2000 № 215 [7], определяет процедуру ликвидации банков, с регламентацией средств предотвращения банкротства, однако специфика процедуры банкротства кредитных организаций не описана. Лишь отмечено, что в случае, если арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве банка, то, во-первых, вводится особый режим контроля за его деятельностью, как дополнительный инструмент банковского надзора, используется, как правило, в случае возникновения у банка неуправляемой ситуации, и устанавливается с целью введения ежедневного контроля за его деятельностью и выполнением им требований НБУ; во-вторых, является основанием для назначения НБУ временной администрации.