Управление Ростехнадзора по Калужской области

Конституция Украины 1996 года: шаг вперед или назад?

Одной из первых в этом плане, выступает ситуация связана с переходом к пропорциональной системе выборов, поскольку в реалиях сегодняшней Украины это может, на наш взгляд, привести к явному ограничению прав и свобод человека, учитывая его политические убеждения или отсутствие таковых вообще . Так, положениями действующего Основного Закона государства четко предусмотрено, что граждане Украины «/ ... / имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом.Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических (подчеркнуто мной - П.С.), религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам »(ч . 1, ст. 24) и соответственно они «/ ... / имеют право свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления» (ч. 1, ст. -38). -В то же самое время, согласно части первой статьи 10 Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины« О выборах народных депутатов Украины »« / ... / право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит гражданам Украины, имеющих право голоса. -Это право реализуется ими через партии (блоки) в порядке, установленном настоящим Законом ». -Следовательно, если гражданин не является членом партии, то его шансы принять участие в процессе выдвижения, а тем более быть непосредственно выдвинутым кандидатом в народные депутаты Украины, является явно меньше, чем у другого гражданина - члена политической партии. -Иными словами, «на лицо» явное нарушение конституционного принципа равенства в части «пассивного избирательного права» (права быть избранным). -С другой стороны, переход на пропорциональную систему выборов в варианте т. с. «Закрытых избирательных списков», несет в себе частично также и скрытые опасности связанные с реализацией уже второй составляющей части субъективного избирательного права граждан - права избирать (т. б. Активного избирательного права). -Поскольку «право избирать» с начала вещи предусматривает саму возможность выбора, то в случаях предложенных политическими партиями и блоками своих «Списков», украинский избиратель может либо согласиться со всем перечнем лиц полностью, или не поддержать этот список вообще. -Ситуация выглядела бы значительно лучше, если бы в нашем государстве была введена выборы с преференциями (т. б. Возможностью избирателям самим определять кандидата в избирательном списке). -В то же самое время, как бы в Украине параллельно с переходом на пропорциональную систему парламентских выборов (что в целом является положительным явлением в процессе развития современных государств), была введена двухпалатная структура парламента, - фактор риска по возможным ограничениям избирательного права рядового гражданина через их не членство в политической паре можно было бы свести к минимуму. -Ведь, при двух палатной структуре парламента традиционно «нижняя» палат могла бы избираться по пропорциональной системе, а «верхняя» - за можаритарною.

Переход на пропорциональную систему выборов влечет за собой целый ряд изменений в организации деятельности самого парламента. -Законодателем вводится новая (дополнительная) основание досрочного прекращения полномочий парламентариев - не вхождения народного депутата Украины, избранного от политической партии в состав депутатской фракции этой политической партии, или выхода народного депутата из состава такой фракции. -При таких условиях, народный депутат как политическая единица определенным образом теряет смысл своего существования, поскольку границы его «политической свободы» будут существенно ограничены (если - не подавлены) позицией фракции. -Народному депутату Украины придется говорить и голосовать так как «скажет» фракция и вне фракции его полноценное парламентское существование делается фактически не целесообразным. -Поэтому, известное сегодня в Украине высказывания о возможности превращения в результате таких изменений парламент в "-частный клуб"- нескольких владельцев депутатских фракций, становится более реальным.